Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.

Цель.Закрепить умение определять у существительных тип склонения.

Задачи.

-Учить правильно писать ударные и безударные падежные окончания имён существительных;

- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

- Воспитывать интерес к предмету, сложным заданиям; прилежание.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока

1.Оргмомент.

С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!

 (Итак, сели все правильно, тетрадь положили под наклоном, спинку держим прямо, голову слегка наклонили. Записываем число, « Классная работа».)

2.Минутка чистописания

Гг

Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (г) (согласный, звонкий, твёрдый)

 3.Актуализация знаний

Прочитайте предложение.

Грамоте учиться всегда пригодится

-Что это за предложение записано? (пословица) О чём она говорит?

Назовите орфограммы в словах? («Грамоте» – окончание «Е» - П.п., 1 склонение;учиться – что делать – пишем «Ь»; «пригодится» - в корне буква «о» - «пригодное»,  отвечает на вопрос -что делает?- мягкий знак не пишется.

Запишите пословицу.

-Назовите слово, где количество звуков и букв не соответствует. (учиться)

Словарная работа: всегда.

4. Самоопределение к деятельности

Какой раздел науки о языке мы изучаем?

Что изучает морфология?

Какие морфологические признаки имени существительного вы знаете?

Давайте вспомним, какие существительные относятся к 1 (2), (3) склонению?

Учитель читает загадки, все записывают отгадки в 3 столбика по склонениям. Подчёркивают орфограммы. ( У доски ученик записывает слова в три столбика)

Он большой, 
Как мяч футбольный! 
Если спелый — все довольны! 
Так приятен он на вкус! 
Это что? ...
Ответ: Арбуз


То я в клетку, то в линейку, 
Написать на мне сумей-ка. 
Можешь и нарисовать. 
Что такое я? ...
Ответ: Тетрадь


Кто один имеет рог? 
Отгадайте!...
Ответ: Носорог


На ромашку у ворот 
Опустился вертолёт — 
Золотистые глаза. 
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза


К дальним сёлам, городам 
Кто идёт по проводам? 
Светлое величество! 
Это ...
Ответ: Электричество

В руки ты его возьмёшь — 
И тебе не страшен дождь! 
Дождь пройдёт — его ты сложишь 
И гулять под солнцем можешь. 
Если ясен горизонт, 
Что оставим дома? ...
Ответ: Зонт


Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Хвост пушистый — краса! 
А зовут её ...
Ответ: Лиса

Ты со мной не знаком? 
Я живу на дне морском. 
Голова и восемь ног, 
Вот и весь я — ...
Ответ: Осьминог

Кто без нот и без свирели 
Лучше всех выводит трели, 
Голосистее, нежней? 
Кто это это?...
Ответ: Соловей


Ночью по небу гуляю, 
Тускло землю освещаю. 
Скучно, скучно мне , ведь я одна, 
А зовут меня...
Ответ: Луна


По реке плывёт бревно — 
Ох и злющее оно! 
Тем, кто в речку угодил, 
Нос откусит ...
Ответ: Крокодил


Этот зверь живёт лишь дома. 
С этим зверем все знакомы. 
У него усы, как спицы. 
Он мурлыча песнь поёт. 
Только мышь его боится… 
Угадали? Это — ...
Ответ: Кот


На жарком солнышке подсох 
И рвётся из стручков...
Ответ: Горох


Не огонь — а жжётся, 
В руки не даётся. 
Выросла под ивой, 
Звать её ...
Ответ: Крапива


Куда бежит — сама не знает. 
В степи ровна, 
В лесу плутает, 
Споткнётся у порога. 
Что это? ...
Ответ: Дорога


День рожденья у меня — 
Подарили мне коня. 
Замечательный такой! 
Голубой-преголубой. 
Ездить нужно осторожно, 
За рога держаться можно, 
Жаль вот только — гривы нет. 
Что за конь?...
Ответ: Велосипед

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.   (Печь)

5. Постановка темы и целей урока

На доске записаны русские пословицы:

-Прочитайте пословицы

1. При солнышк_ т_пло а при матер_ д_бро. 2.  Своя з_мля и горст_ мила. 3. Делу – время а потех_  -  час. 4. Хочеш_ доброго имен_  -  думай о доброй жизн_. 5. Потерянного времен_  не воротиш_. 6. Все познает_ся в сравнении_.  7. Р_ка узнает_ся  в плавании_   человек – в бесед_. 8. Смелое сер_це не уныва_т в п_чал_.

Проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.

Орфограмма: Безударные падежные окончание имён существительных.

Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”.

 (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)

- Мы учились на предыдущих уроках правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.

-Скажите, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?

(Определить склонение, падеж существительного и вспомнить, какое окончание нужно писать в  данном  падеже данного склонения.)

Какие окончания мы пишем у существительных 1 склонения в Р.п.? В Д. и П. п.?

Как ещё можно проверить безударное окончание?

 Подобрать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд )

Какими словами – помощниками  нужно заменить существительные с безударными окончаниями? (1скл –земля, луна; 2 скл- окно, конь; 3 скл – степь)

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

-. Так какова же цель нашего урока? (научиться правильно писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)

- Сформулируйте учебные задачи:

(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

- научиться правильно определять тип склонения и падеж имени  существительного;

- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)

6. Работа по теме урока.

- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (Выписать имена существительных, вставив пропущенные окончания.)

1. При солнышк_ т_пло а при матер_ д_бро. 2.  Своя з_мля и горст_ мила. 3. Делу – время а потех_  -  час. 4. Хочеш_ доброго имен_  -  думай о доброй жизн_. 5. Потерянного времен_  не воротиш_. 6. Все познает_ся в сравнении_.  7. Р_ка узнает_ся  в плавании_   человек – в бесед_. 8. Смелое сер_це не уныва_т в п_чал_.

7. Закрепление, обобщение материала:

 Работа по учебнику

Упр.236

8. Физкультминутка

9. Продолжение работы по закреплению и обобщению:

 Работа с деформированным текстом

Учитель: Какое время года скоро наступит?

Дети: Зима

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря.  В природе каждый год она приходит в разные сроки. Первые морозы нередко сменяются оттепелями, и все-таки постепенно зима вступает в свои права. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.

              Зима – очень красивое время года. Много стихов сложено поэтами о зиме.

Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (Слайд)

  • опушились, иней, деревья, блестящим
  • лес, в, убор, красив, зимнем
  • Слайд

(Письмо с комментированием)

Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

Учитель: Чем вы любите заниматься зимой?

Дети: Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Учитель: Где нельзя кататься на санках?

Слайд

Дети: - На дороге. Нельзя съезжать с горы на проезжую часть.

 Игра в правильном определении падежей и выборе окончания (работа в группах)

Мы сейчас поиграем. Нам надо разделиться на 2 команды.

-У вас у каждого лежит на парте карточка со словосочетанием. Определите падеж существительного. Найдите свою группу по данному падежу. (Все ученики делятся на  группы по падежам: 1 группа -Р.п.,                         2 группа -Д.п., и - П.п.,)

         -Вставьте окончания имён существительных. Проверьте, все ли верно определили свою группу.

Р. П.     (без ошибк ..,  из деревн.. ,  около площад…, после школ… )

Д.п. и П.п    (к рощ…, по дорог.., в пол…, на речк…)

 Игра «Собери пословицу», вставив правильно окончание.

Друзья познаются                                потех .  час

Азбука – к мудрост .                                 в бед .

Своя земля                                                тен .  боится

Делу время,                                        ступенька

Трус своей                                                и в горст .  мила

Правд..                                                    огонь не страшен

Объясните написание.

10. Рефлексия Слайд

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

 (Ответы детей)

Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Презентация отражает основные моменты хода урока по данной теме....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"

Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...

Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Цель урока: Сформировать представление о написании  окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...