Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.
Цель.Закрепить умение определять у существительных тип склонения.
Задачи.
-Учить правильно писать ударные и безударные падежные окончания имён существительных;
- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
- Воспитывать интерес к предмету, сложным заданиям; прилежание.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1.Оргмомент.
С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
(Итак, сели все правильно, тетрадь положили под наклоном, спинку держим прямо, голову слегка наклонили. Записываем число, « Классная работа».)
2.Минутка чистописания
Гг
Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (г) (согласный, звонкий, твёрдый)
3.Актуализация знаний
Прочитайте предложение.
Грамоте учиться всегда пригодится
-Что это за предложение записано? (пословица) О чём она говорит?
Назовите орфограммы в словах? («Грамоте» – окончание «Е» - П.п., 1 склонение;учиться – что делать – пишем «Ь»; «пригодится» - в корне буква «о» - «пригодное», отвечает на вопрос -что делает?- мягкий знак не пишется.
Запишите пословицу.
-Назовите слово, где количество звуков и букв не соответствует. (учиться)
Словарная работа: всегда.
4. Самоопределение к деятельности
Какой раздел науки о языке мы изучаем?
Что изучает морфология?
Какие морфологические признаки имени существительного вы знаете?
Давайте вспомним, какие существительные относятся к 1 (2), (3) склонению?
Учитель читает загадки, все записывают отгадки в 3 столбика по склонениям. Подчёркивают орфограммы. ( У доски ученик записывает слова в три столбика)
Он большой,
Как мяч футбольный!
Если спелый — все довольны!
Так приятен он на вкус!
Это что? ...
Ответ: Арбуз
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ...
Ответ: Тетрадь
Кто один имеет рог?
Отгадайте!...
Ответ: Носорог
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это ...
Ответ: Электричество
В руки ты его возьмёшь —
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт — его ты сложишь
И гулять под солнцем можешь.
Если ясен горизонт,
Что оставим дома? ...
Ответ: Зонт
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её ...
Ответ: Лиса
Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — ...
Ответ: Осьминог
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто это это?...
Ответ: Соловей
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне , ведь я одна,
А зовут меня...
Ответ: Луна
По реке плывёт бревно —
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
Ответ: Крокодил
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — ...
Ответ: Кот
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков...
Ответ: Горох
Не огонь — а жжётся,
В руки не даётся.
Выросла под ивой,
Звать её ...
Ответ: Крапива
Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это? ...
Ответ: Дорога
День рожденья у меня —
Подарили мне коня.
Замечательный такой!
Голубой-преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно,
Жаль вот только — гривы нет.
Что за конь?...
Ответ: Велосипед
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
5. Постановка темы и целей урока
На доске записаны русские пословицы:
-Прочитайте пословицы
1. При солнышк_ т_пло а при матер_ д_бро. 2. Своя з_мля и горст_ мила. 3. Делу – время а потех_ - час. 4. Хочеш_ доброго имен_ - думай о доброй жизн_. 5. Потерянного времен_ не воротиш_. 6. Все познает_ся в сравнении_. 7. Р_ка узнает_ся в плавании_ человек – в бесед_. 8. Смелое сер_це не уныва_т в п_чал_.
Проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.
Орфограмма: Безударные падежные окончание имён существительных.
Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”.
(Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)
- Мы учились на предыдущих уроках правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.
-Скажите, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?
(Определить склонение, падеж существительного и вспомнить, какое окончание нужно писать в данном падеже данного склонения.)
Какие окончания мы пишем у существительных 1 склонения в Р.п.? В Д. и П. п.?
Как ещё можно проверить безударное окончание?
Подобрать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд )
Какими словами – помощниками нужно заменить существительные с безударными окончаниями? (1скл –земля, луна; 2 скл- окно, конь; 3 скл – степь)
Формулировка цели урока и постановка учебных задач
-. Так какова же цель нашего урока? (научиться правильно писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
- Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться правильно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)
6. Работа по теме урока.
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (Выписать имена существительных, вставив пропущенные окончания.)
1. При солнышк_ т_пло а при матер_ д_бро. 2. Своя з_мля и горст_ мила. 3. Делу – время а потех_ - час. 4. Хочеш_ доброго имен_ - думай о доброй жизн_. 5. Потерянного времен_ не воротиш_. 6. Все познает_ся в сравнении_. 7. Р_ка узнает_ся в плавании_ человек – в бесед_. 8. Смелое сер_це не уныва_т в п_чал_.
7. Закрепление, обобщение материала:
Работа по учебнику
Упр.236
8. Физкультминутка
9. Продолжение работы по закреплению и обобщению:
Работа с деформированным текстом
Учитель: Какое время года скоро наступит?
Дети: Зима
Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. В природе каждый год она приходит в разные сроки. Первые морозы нередко сменяются оттепелями, и все-таки постепенно зима вступает в свои права. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.
Зима – очень красивое время года. Много стихов сложено поэтами о зиме.
Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (Слайд)
- опушились, иней, деревья, блестящим
- лес, в, убор, красив, зимнем
- Слайд
(Письмо с комментированием)
Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)
Учитель: Чем вы любите заниматься зимой?
Дети: Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.
Учитель: Где нельзя кататься на санках?
Слайд
Дети: - На дороге. Нельзя съезжать с горы на проезжую часть.
Игра в правильном определении падежей и выборе окончания (работа в группах)
Мы сейчас поиграем. Нам надо разделиться на 2 команды.
-У вас у каждого лежит на парте карточка со словосочетанием. Определите падеж существительного. Найдите свою группу по данному падежу. (Все ученики делятся на группы по падежам: 1 группа -Р.п., 2 группа -Д.п., и - П.п.,)
-Вставьте окончания имён существительных. Проверьте, все ли верно определили свою группу.
Р. П. (без ошибк .., из деревн.. , около площад…, после школ… )
Д.п. и П.п (к рощ…, по дорог.., в пол…, на речк…)
Игра «Собери пословицу», вставив правильно окончание.
Друзья познаются потех . час
Азбука – к мудрост . в бед .
Своя земля тен . боится
Делу время, ступенька
Трус своей и в горст . мила
Правд.. огонь не страшен
Объясните написание.
10. Рефлексия Слайд
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
(Ответы детей)
Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Презентация отражает основные моменты хода урока по данной теме....
Урок русского языка. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Обобщение».
Урок русского языка.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний...
Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания имен существительных III склонения в единственном числе" 3 класс ПНШ
Конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"
Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...
Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"
Цель урока: Сформировать представление о написании окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...