Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для детей с ЗПР (вариант 7.1.), 3 класс. УМК "Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает реализацию специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей, которые раскрыты в соответствующих разделах и учтены в календарно-тематическом планировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_russkomu_yazyku_v._7.1.docx | 81.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол № 1 от «27» _08_ 2021 г. __________/Кулиш В.Ю. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________/Кайль Д.Г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ № 13 города Тюмени № 358 от 31.08.2021 |
Рабочая программа учебного предмета
русский язык
для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1)
(ФГОС НОО)
Учитель: Костоусова Жанна Викторовна
Класс: 3-г
Всего часов в год: 136
Всего часов в неделю: 4
Раздел 1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает реализацию специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей, которые раскрыты в соответствующих разделах и учтены в календарно-тематическом планировании.
Адаптированная программа по русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
- Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями».
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Климановой Л.Ф. «Русский язык», издательство «Просвещение» с учётом:
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15 размещённой в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru);
- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №13 г. Тюмени.
- Учебного плана МАОУ СОШ №13» на 2021 – 2022 учебный год.
Основными целями начального обучения русскому языку являются:
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи обучающихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Коррекционная цель: создание благоприятных условий для полноценного развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе ребёнка с ОВЗ (7.1)
Коррекционно-развивающие задачи:
- Систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка.
- Восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия.
- Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
- Развитие и коррекция умение связно излагать мысли в устной и письменной форме.
- Развитие зрительно-моторных координаций. Развитие навыков контроля, в том числе самоконтроля.
- Развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
- Развитие и коррекция умения находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
- Развитие навыка коллективной работы.
- Развитие речи, умения связно излагать мысли.
- Развитие навыков каллиграфии. Коррекция логического мышления на основе упражнений в синтезе и анализе.
- Развитие переключаемости внимания через упражнения на сравнение.
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний обучающихся с ОВЗ (7.1), включает:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опору на жизненный опыт ребенка;
- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; - соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология» учебного плана МАОУ СОШ №13 г.Тюмени для обучающихся с ЗПР. Рабочая программа по русском у языку в 3 классе рассчитана на 136 часов (из расчета 4 часа в неделю при 34 учебных неделях).
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
На первой ступени школьного обучения обеспечиваются условия для достижения обучающимися с ЗПР следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- понимать значимость речи для процесса общения;
- испытывать чувство гордости за родной язык;
- осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
- уважительно относиться к языку и его традициям;
- осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
- применять навыки культурного поведения при общении.
Обучающийся получит возможность:
- развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
- испытывать потребность в общении;
- осмыслить значение общения;
- понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
- осознавать необходимость писать грамотно;
- сформировать интерес к изучению истории русского языка;
- понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
- стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
- развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
- проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
- научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
- создавать собственные словесные произведения по образцу;
- понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
- осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;
- добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;
- усвоить уважительное отношение семейным ценностям;
- осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
- сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;
- научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;
- научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
- расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
- сформировать интерес и любовь к живой природе;
- сформировать гуманное отношение к домашним животным;
- соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;
- оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
- понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- работать с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Обучающийся получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- моделировать
- подводить под понятие;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
- ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
- различать устные и письменные формы общения;
- составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
- составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
- понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
- понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
- называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
- писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
- поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;
- понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
- составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
- составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
- иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
- понимать преимущества звукобуквенного письма;
- осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
- понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
- систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
- находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
- передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
- разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
- правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
- находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
- понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
- понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;
- верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
- переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
- правилам употребления прописной буквы;
- правильно писать слова с удвоенными согласными;
- правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
- уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
- употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
- понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
- особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;
- иметь представление о единообразном написании слова.
Лексика
Обучающийся научится:
- формировать ценностное отношение к слову;
- расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
- иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
- составлять двусторонние модели слов;
- формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
- понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.
Обучающийся получит возможность:
- научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
- научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
- углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
- углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
- научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
- расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
- понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- называть части слова;
- выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
- разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
- различать предлоги и приставки;
- находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
- правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
- объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
- понимать принцип единообразного написания морфем;
- составлять слова с предложенными морфемами.
Морфология
Обучающийся научится:
- определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.
Обучающийся получит возможность:
- научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
- получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.
Имя существительное
Обучающийся научится:
- находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
- определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
- осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
- определять число имён существительных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).
Глагол
Обучающийся научится:
- находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
- определять число глаголов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
- на практическом уровне изменять глаголы по временам.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
- находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
- определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
- классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
- образовывать имена прилагательные от других частей речи.
Синтаксис
Предложение
Обучающийся научится:
- выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
- составлять предложения разных типов.
Текст
Обучающийся научится:
- озаглавливать текст;
- определять тему и главную мысль текста;
Обучающийся получит возможность научиться:
- практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
- составлять план текста на основе памяток, образцов;
- составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).
Раздел 5. Содержание учебного предмета
Фонетика и графика
Различение звуков русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объеме изученного). Определение функции разделительного твердого знака (ъ) в словах. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё , ю, я ( ёлка , поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё , ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.
Лексика
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.
Состав слова (морфемика)
Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.
Морфология
Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, - ов, -ин. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.
Синтаксис
Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).
Орфография и пунктуация
Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах: раздельное написание слов в предложении; употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных); написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова); написание проверяемых безударных гласных в корне слова; написание парных звонких и глухих согласных в корне слова; правила употребления разделительного мягкого (ь) знака; раздельное написание предлогов с именами существительными. Ознакомление с правилами правописания и их применение: написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова; употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков; написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; раздельное написание частицы не с глаголами; раздельное написание предлогов; использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Раздел 6. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Характеристика деятельности обучающихся | Количество часов | ||
Раздел 1. Язык и речь (2 ч.) | |||
Наша речь и наш язык. Виды речи. | Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). | 1 | |
Для чего нужен язык? | 1 | ||
Раздел. 2. Текст, предложение, словосочетание (13 ч.) | |||
Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | |
Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины К.Е. Егоровича «Дети, бегущие от грозы». | 1 | ||
Виды предложений по интонации. | 1 | ||
Обращение. Предложения с обращениями (общее представление). | 1 | ||
Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. | 1 | ||
Входной контрольный диктант «Хлеб» | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Простое и сложное предложения (общее представление). | 1 | ||
Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | 1 | ||
Контрольный диктант № 1 «Осень в лесу» по теме «Предложение». | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Словосочетание (общее представление). | 1 | ||
Словосочетание. | 1 | ||
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | ||
Раздел 3. Слово в языке и речи (18 ч.) | |||
Анализ работ и коррекция знаний. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | Формирование умения строить связный устный или письменный текст разных типов и стилей. Формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Формирование положительной мотивации к обучению. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | 1 | |
Синонимы и антонимы | 1 | ||
Омонимы | 1 | ||
Слово и словосочетание. | 1 | ||
Фразеологизмы. | 1 | ||
Подробное изложение после зрительного восприятия текста | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Части речи и их значение | 1 | ||
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы». | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Части речи. Имя существительное. | 1 | ||
Части речи. Имя прилагательное | 1 | ||
Части речи. Глагол. | 1 | ||
Имя числительное как часть речи (общее представление). Самостоятельная работа по теме «Части речи». | 1 | ||
Однокоренные слова. | 1 | ||
Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 1 | ||
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч,чу-щу, ча-ща, жи-ши. | 1 | ||
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | 1 | ||
Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 1 | ||
Контрольный диктант № 2. «Прощание с осенью» по теме «Слово в языке и речи». | 1 | ||
Раздел 4. Состав слова (14 ч.) | |||
Анализ работ и коррекция знаний. Корень слова. Словарный диктант. | Умение нахождение в слове окончания; выделять окончание, нулевое окончание. Составлять предложения из слов. Находить приставки в словах. Образовывать новые глаголы с помощью различных приставок. Формулировать определение суффикса; находить в словах суффиксы. Распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно подбирать их. | 1 | |
Правописание корня в однокоренных словах. Чередование согласных звуков в корнях однокоренных слов. | 1 | ||
Сложные слова. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. | 1 | ||
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. | 1 | ||
Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. | 1 | ||
Приставка (общее понятие). Образование слов с помощью приставок. | 1 | ||
Приставка – значимая часть слова. | 1 | ||
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. | 1 | ||
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | ||
Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | ||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Основа слова. Административный словарный диктант. | 1 | ||
Обобщение знаний о составе слова. | 1 | ||
Контрольный диктант №3 «Зимой» по теме «Состав слова». | 1 | ||
Раздел 5. Правописание частей слова (24 ч.) | |||
Анализ работ и коррекция знаний. Общее представление о правописании частей слова. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Разбирать предложения по членам предложения | 1 | |
Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | 2 | ||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласным в корне. | 1 | ||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 2 | ||
Правописание слов с непроизносимым согласным в корне. | 1 | ||
Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 | ||
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | ||
Правописание слов с удвоенными согласными. | 2 | ||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек-, -ик- в словах, их правописание. | 1 | ||
Правописание слов с суффиксом –ок-. Образование слов при помощи суффиксов. Словарный диктант. | 1 | ||
Правописание слов с приставками. | 1 | ||
Правописание значимых частей слова. | 1 | ||
Административный контрольный диктант за I полугодие. | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||
Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. | |||
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. | 1 | ||
Раздел 6. Части речи (57 ч.) | |||
Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | 1 | |
Имя существительное как часть речи. | 1 | ||
Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | 1 | ||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Развитие речи: работа с текстом В. Бочарникова «Мал да удал». Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||
Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||
Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | ||
Род имён существительных: мужской, женский, средний. | 1 | ||
Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других. | 1 | ||
Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. | 1 | ||
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | ||
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. | 1 | ||
Контрольный диктант «Летом» по теме: «Род и число имен существительных». | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Работа над ошибками в диктанте и изложении. Склонение (изменение по падежам) имён существительных. | 1 | ||
Падеж имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | ||
Именительный падеж имен существительных. | 1 | ||
Родительный падеж имен существительных. | 1 | ||
Мягкий знак у имен существительных в Р.п. мн.ч. | 1 | ||
Дательный падеж имен существительных. | 1 | ||
Винительный падеж имен существительных. | 1 | ||
Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных. | 1 | ||
Творительный падеж имен существительных. | 1 | ||
Предложный падеж имен существительных. | 1 | ||
Обобщение знаний о падежах имен существительных. | 1 | ||
Контрольный диктант «Летучая мышь» по теме: «Имя существительное». | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | ||
Понятие об имени прилагательном как части речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | ||
Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание. | 1 | ||
Роли имен прилагательных в тексте. | 1 | ||
Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Словарный диктант. | 1 | ||
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 2 | ||
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 2 | ||
Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление). | 1 | ||
Начальная форма имени прилагательного. | 1 | ||
Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||
Контрольный диктант за 3 четверть «Птица – лесовод». | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. | 1 | ||
Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 1 | ||
Употребление личных местоимений в речи. | 1 | ||
Понятие о глаголе как части речи. | 1 | ||
Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. | 1 | ||
Глаголы в неопределенной форме (общее представление). | 1 | ||
Неопределённая форма глагола. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | ||
Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. | 1 | ||
Упражнение в определении времени глагола. 2-е лицо глаголов. | 1 | ||
Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). | 1 | ||
Употребление глаголов в прошедшем времени в речи. | 1 | ||
Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||
Буквосочетания –тся, -ться на конце глаголов 3-го лица. | 1 | ||
Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Словарный диктант. | 1 | ||
Контрольный диктант «Весеннее утро» по теме «Глагол». | 1 | ||
Раздел 7. Повторение (8 ч.) | |||
Анализ работ и коррекция знаний. Повторение по теме «Части речи». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Применить свои знания для выполнения заданий. | 1 | |
Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | ||
Административный контрольный диктант за год | 1 | ||
Анализ работ и коррекция знаний. Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | ||
Правописание безударных гласных | 2 | ||
Однокоренные слова. Разбор слов по составу | 1 | ||
Обобщение знаний. | 1 |
Раздел 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1.Учебное оборудование:
- технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
- учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1 М., «Просвещение», 2020 год.
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2 М., «Просвещение», 2020 год.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение):
- Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобр. Учрежден.- М.: Просвещение, 2012.
- Словарные диктанты С.Ю.Кремнева. Москва «Экзамен» 2014.
4. Электронное сопровождение УМК:
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по математике разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального об...
Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по музыке разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего о...
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО....
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)
Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения с тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...
Дополнение к рабочей программе по физкультуре для детей с ОВЗ (вариант 7.2.) 2 класс
дополнение к рабочей программе 2 класс на 2 полугодие...
Примерная рабочая программа по математике для детей с ЗПР (вариант 7.1.), УМК "Школа Росии", 1 класс.
Примерная рабочая программа составлена на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной об...