Примерная рабочая программа по математике для детей с ЗПР (вариант 7.1.), УМК "Школа Росии", 1 класс.
рабочая программа по математике (1 класс)
Примерная рабочая программа составлена на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования обучающихся с ЗПР(вариант 7.1.).Разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общееобразование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А.Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой
«Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиямиФедерального компонента государственного стандарта начальногообразования. А так же на основании Приказа минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 «Обутверждении Федерального государственного стандарта начальногообщего образования обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья»
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особыхобразовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).Сущность специфических для варианта 7.1образовательных потребностей в приложениик изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 60.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная рабочая программа
Математика. 1 класс
ЗПР, вариант 7.1.
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР(вариант 7.1.).Разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общееобразование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой
«Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиямиФедерального компонента государственного стандарта начального образования. А так же на основании Приказа минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).Сущность специфических для варианта 7.1образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим,обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельностиобучающихся с ЗПР.Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовыхматематических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать надоступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возраступрактические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекцию недостатковотдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
-формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
-формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
-уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,пространственных отношениях;
-формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а такжеоперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
-учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
-формировать способность использовать знаково-символические средства путемусвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
-формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставленияи обобщения математических свойств и отношений);
-развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с
использованием математической терминологии;
-удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счетупрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обученияпереносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевойкоммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненнойкомпетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
-содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатовобразования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классеобозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
-научить выделять, сравнивать, обобщать свойства предметов (по цвету, форме,
размеру), активизируя необходимые мыслительные операции;
-научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий сложенияи вычитания;
-сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и вычитания) в пределах 20;
-научить распознавать простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, отрезок) и строить их по заданным значениям.
-научить решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; отвечать на вопросы: которыйпо счету? сколько всего? сколько осталось?
-формировать умение использовать знаково-символические средства (при составленииусловия задачи с помощью рисунка и/или схемы);
-учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач ипримеров, развивая тем самым способность к самостоятельной организациисобственной деятельности;
-воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПРнизкую познавательную активность;
-совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий, обозначающихпространственные представления (вверх – вниз, слева – справа, здесь – там, спереди –сзади, посередине, за – перед, между) временные (утро, день, вечер, ночь, раньше,позже), признаки предметов (больше, меньше, длиннее, короче, тоньше, толще, выше,ниже, одинаковые), понятий, используемых при сопоставлении предметов (столькоже, поровну, больше, меньше);
-удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счетпошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а такжепереносу полученных знаний;
-развивать мелкую моторику как одно из условий становления графо-моторных
навыков.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета.
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовкимладшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать,планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимодля полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, котороенеобходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний,умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний поматематике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытыватьзначительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако,иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладениенеобходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам.При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети,начавшие школьное обучение, как правило, затрудняются в порядковом и количественномсчете, усвоении пространственно-временных отношений и понятий. У них отмечаетсянедостаточность планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, чтонегативно влияет на мотивацию к учебной деятельности. Обучение предмету «Математика» создает возможности для преодоления перечисленных недостатков. Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России», в частности, в первом классе для обучающихся в качестве учебника в первом классе следует использовать учебник «Математика» авторов М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика»должна осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности,использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий вграфических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапномформировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, вгромкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешнихразвернутых действий.
Формирование ориентировочной основы различныхматематических действий базируется на полноценном овладении составом числа,которому в 1 классе уделяется очень большое внимание. Помимо перечисленных приобучении математике решаются и общие коррекционно-развивающие задачи. Таксовершенствование учебного высказывания может реализовываться через обучениеориентировке на поставленный вопрос при формулировке ответа (например, прирешении задачи).У обучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функциямышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий).Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи.Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению(составление рисунков, наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения,памяток-подсказок, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общуюспособность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.В ходе обучения необходимо осуществлять индивидуальный подход к младшимшкольникам с ЗПР. Обучающиеся, обнаруживающие относительно бо́льшуюуспешность при изучении материала, выполняют дополнительные индивидуальныезадания. В свою очередь, школьники, испытывающие значительные трудности, могутполучать необходимую помощь на психокоррекционных занятиях.
Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений,подсчетов необходимого количества и пр.При обучении в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическуюфункцию, младший школьник осваивает первоначальные навыки работы с учебником итетрадью, овладевает начальными математическими званиями о числах, мерах,величинах и геометрических фигурах; умением выполнять устно и письменноарифметические действия с числами в пределах 20, решать текстовые задачи,распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного материала по математике имеет большое значение в общейсистеме коррекционно-развивающей работы. В ходе обучения математикесовершенствуются возможности произвольной концентрации внимания, расширяетсяобъем оперативной памяти, формируются элементы логического мышления,улучшаются навыки установления причинно-следственных связей и разнообразныхотношений между величинами. Развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения,обобщения, происходит коррекция недостатков оперативной и долговременной памяти.Требования пояснять ход своих рассуждений способствуют формированию уменийматематического доказательства.Усвоение приемов решения задач являетсяуниверсальным методом развития мышления. Выделение обобщенных способов решенийпримеров и задач определенного типа ведет к появлению возможностей рефлексии.
Математика как учебный предмет максимально насыщена знаково-символическимисредствами, активизирующими отвлеченное мышление.При усвоении программного материала по учебному предмету «Математика»обучающиесяовладеваютопределеннымиспособамидеятельности:учатсяориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планироватьпредстоящую работу, контролировать правильность выполнения задания, рассказывать опроведенной работе и давать ей оценку, что способствует совершенствованиюпроизвольной регуляции деятельности.
Содержание материала 1 класса позволяет ввести в курс большое количествозаданий предметного характера, предполагающих использование практических действийдля их решения. Педагогу рекомендуется соблюдать принцип пошаговости приобъяснении нового материала, которое обеспечивается уже указанной выше этапностью формирования действий, большим объемом наглядности, активизацией разных каналоввосприятия (слухового, зрительного, тактильно-кинестетического).Происходит постепенное усложнение заданий. Первые решаются в наглядно-практическом плане, далее предлагаются задания, решаемые с помощью действийобразного мышления.При обучении детей с ЗПР важно взаимодействие специалистов. Осуществлениевзаимосвязи учителяс педагогом-психологом позволит учитывать рекомендациипоследнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюденииэтапности работы по формированию учебных действий, а также произвольной регуляциидеятельности.Педагог-психолог, в свою очередь, способствует преодолению дисфункций(недостатков зрительно-моторной координации, пространственных представлений и пр.),а также создает основу для облегчения усвоения предметного материала за счетсовершенствования познавательной деятельности.Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активноепривлечение родителей является необходимым условием для достижения планируемыхрезультатов образования и формирования сферы жизненной компетенции.
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная программа составлена на 165 часов (по 5 часов в неделю при33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первомполугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебногопредмета.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяетнаиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующимпараметрам:
- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на
поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться,
- регулировать собственное речевое поведение;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качествесредств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);
- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка втетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запасаматематическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
- развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету«Математика» могут проявляться:
- в принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитиисоциально значимых мотивов учебной деятельности;
- в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в
парах);
- в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
- в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
- в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
- в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач изжитейских ситуаций).
Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету«Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладениеключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующимобразом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляютсявозможностью:
- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения (ориентировка на заданный образец);
- кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать
символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
- осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура,
графическое изображение задачи и т.п.);
-сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационнымоснованиям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);
-обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляютсявозможностью:
- понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и
т.п.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием еереализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответс условием и вопросом);
- различать способы и результат действия (складывать или вычитать);
- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета
характера сделанных ошибок;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством
учителя и самостоятельно.
Сформированныекоммуникативныепроявляются возможностью:
- адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата
деятельности;
- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферыжизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по нижеперечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется вумениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради,
удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социальноговзаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение ипорицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, еепространственно- временной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и профессии.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется
стремлении научиться правильно считать, решать задачи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Ониобозначаются в ПрАООП как:
-формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах дляописания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки ихколичественных и пространственных отношений;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решатьтекстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
-исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения
чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки
подсчетом в пределах 20;
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без
скобок);
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий
сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на
несколько единиц больше (меньше) данного;
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- Строить отрезок заданной длины - Вычислять длину ломаной.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета
«Математика» в 1 классе включает следующие разделы:
Числа и величины. Счёт предметов. Образование, название и запись чисел.Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы, вместимости, времени.Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20.Число 0. Его получение и обозначение.Равенство, неравенство.
Арифметические действия. Сложение, вычитание. Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использованиепри чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.Переместительное свойство суммы.Взаимосвязь арифметических действий.Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям,
перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание
на основе знания соответствующего случая сложения). Таблица сложения в пределах 10 Соответствующие случаи вычитания.Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Работа с текстовыми задачами.
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Представление текста задачи (схема, рисунок).Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание).Решение задач разными способами.
Пространственныеотношения.Геометрическиефигуры.Взаимноерасположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа,сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.).Распознавание и изображениегеометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник,треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.Использование чертёжныхинструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерениедлины отрезка. Единицы длины. Соотношения между единицами длины.Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом(пересчётом); фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейшихвыражений с помощью логических связок и слов. Составление конечнойпоследовательности (цепочки) предметов, геометрических фигур по правилу. Чтение изаполнение таблицы. Создание простейшей информационной модели (схема).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (9 часов)
1. Учебник
математики.
Роль
математики в
жизни людей
и общества. Знакомство с
учебником и
правилами
работы по
нему).
Беседа о значении
математических знаний в
жизни;
работа по учебнику,
знакомство с условными обозначениями.
2. Счёт
предметов.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Называние чисел в порядке ихследования при счёте.Отсчитывание из множествапредметов заданноеколичество (8 – 10отдельных предметов). Называние чисел в порядке их следования при счёте, анализ действий по выполнениюсчёта.
3. Вверху. Внизу.
Слева.
Справа.
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху -внизу (выше - ниже), слева – справа (левее – правее)
Моделирование разнообразных расположений объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описывание расположений объектов с использованием слов вверху, внизу, слева, справа, за.
4. Раньше.
Позже,
Сначала.
Потом. Пространственные представления: перед, за, между, рядом.
Упорядочивание событий,располагая их в порядкеследования (раньше, позже,ещё позднее). Знакомство с геометрическими фигурами порядковыми и количественными числительными для обозначения результата счета предметов, с понятиями «направление движения», «расположение в пространстве».
5. Столько же. Больше. Меньше.
Сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при
счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше).
6. Сравнение групп предметов: на сколько больше? на сколько меньше?
Сравнение двух групп предметов, объединяя
предметы в пары; вывод, в каких группах предметов больше (меньше) и на сколько; уравнивание групп предметов; аргументация своей точкизрения.
7. На сколько больше (меньше)?
Счёт. Сравнение групп предметов. Пространственные представления
Выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько). Пересчитывать предметы, сравнивать группы предметов; выявлять существенные признаки в группе предметов. Выяснять, на сколько в одной из сравниваемых групп предметов больше (меньше), чем
в другой.
8.Повторение и
Обобщение изученного по теме «Подготовка к изучениючисел»
Систематизация знания о пространственных и временных отношениях, закрепление умения сравнивать группы по количеству предметов,
Уравнивать количествопредметов в группе.Задания творческого характера, применение полученных ранее знаний в изменённых условиях, выполнение мыслительных операций анализа исинтеза.
9. Закрепление пройденного материала.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и т. д. по правилу. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
2
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (32 часа)
1. Много. Один.Письмо цифры 1
Воспроизводитьпоследовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и вобратном порядке, начиная слюбого числа.Определять место каждогочисла в этой
последовательности, а такжеместо числа 0 средиизученных чисел.Считать различные объекты(предметы, группыпредметов, звуки, слова и
т.п.) и устанавливатьпорядковый номер того или иного объекта при заданномпорядке счёта.Писать цифры. Соотноситьцифру и число.Анализ цифры. Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»).
2. Числа 1, 2. Письмо цифры 2
Образование числа 2. Знакомство с приемом присчитывания и отсчитывания по одному. Называние конечного результата. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры. Нахождение числа «два» в окружающей действительности.
3. Число 3. Письмо цифры 3
Образование числа 3. Присчитывание и отсчитывание по одному с опорой на предметные действия. Называние конечного результата. Знание порядкового номера цифры, места цифры на луче. Знакомство с понятиями «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры. Нахождение числа «три» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по три»). Счет до трех. Сравнение чисел. Составление цепочки предметов по правилу.
4. Числа 1, 2, 3. Знаки «+» «-» «=» Понятия «прибавить», «вычесть», «получится»
Знакомство со знаками. Соотнесение предметных действий со знаками. Арифметическая запись действий сложения, вычитания. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия.
5. Число 4. Письмо цифры 4
Познакомить собразованиемчисла 4,научить писать цифру 4.Воспроизведениепоследовательности чисел от 1до 10 как впрямом, так и вобратномпорядке,начиная слюбого числа;определениесостава числа 4, соотнесениечисла и цифры4.Соотнесение числа, количества и цифры, места числа в числовом ряду.Нахождение числа «четыре» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по четыре»). Счет до четырех. Сравнение чисел.
6. Длиннее.Короче.Одинаковые по длине.
Упорядочивать объекты подлине.Различать и называть
прямую линию, кривую,отрезок, луч, ломаную.Различать и называтьмногоугольники. Соотносить реальныепредметы и их элементы сизученнымигеометрическими линиями ифигурами. Сравниватьлюбые два числаи записывать результатсравнения, используя знаки«<», «>», «=». Составлять
числовые равенства инеравенства.Упражнения с использованием слов «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Классификация предметов по форме, цвету, размеру.
7. Число и цифра 5.
Образование числа 5. Присчитывание и отсчитывание по одному с опорой на предметные действия. Называние конечного результата. Знание порядкового номера цифры, места цифры на луче. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Счет до пяти. Ориентировка в числовом отрезке 1–5 с использованием слов «после», «перед», «соседи числа», «предыдущий», «последующий». Сравнение чисел. Арифметическая запись действий сложения, вычитания в пределах пяти. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Практическое знакомство с составом числа 5.
8. Числа от 1 до 5. Состав числа 5.Получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры.
Определение места числа 5 в натуральном ряду; определение состава числа 5; соотнесение числа и цифры5; образование следующего числа прибавлением
числа 1 к предыдущему числу или вычитанием числа 1 из следующего за ним числа. Сравнивать группыпредметов по количеству на основесоставления пар, складывать и вычитать в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке.
9. Страничкидлялюбознательных.
Повторитьи обобщитьматериал,изученный напрошлыхуроках.
10. Точка.Криваялиния.Прямаялиния. Отрезок. Луч.
Наличие представлений о понятиях«точка», «кривая линия»,«прямая», «отрезок».Различение и называние прямой линии,кривой, отрезка, луча, ломанойлинии; пользование линейкой длячерчения; соотнесениереальных предметов и их элементов с изученнымигеометрическими линиями и фигурами.
11. Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.
12/13. Закрепление
изученного.
Числа от 1 до 5.
Практическое знакомство с ломаной линией. Звенья ломаной линии. Дифференциация замкнутых и незамкнутых ломаных линий. Нахождение в окружающем. Произвольное построение ломаных линий. Различение прямых, кривых и ломаных линий; называние частей ломаной линии;соотнесение реальных предметов и их элементов с изученными геометрическими линиями и фигурами. Выполнять простейшие геометрические построения (строить замкнутые и незамкнутые ломаные линии с заданным количеством звеньев).
Повторение и систематизация материала, изученного
ранее.
14. Знаки >, <, =.
Разграничение числа предметами разного цвета, либо использование две разные формы. Знакомство со знаками «<», «=», «>». Персонификация знаков («На что похожи?»). Практическое закрепление сравнения предметных множеств с использованием знаков «<», «=», «>».Сравнениелюбых двухчисел и записьрезультатовсравнения,используязнаки >, <, =;
Чтение неравенств.
15.Равенство.
Неравенство.
Распознавание, составление и запись числовых равенств и неравенств. Разграничение числа предметами разного цвета, либо использовать две разные формы. На наглядном материале составление текстовой задачи без выделения вопроса. Сравнениепары чисел, записывая и читая, используя математические термины.
16.Многоугольники.
Сопоставление геометрических фигур. Формирование навыка чертить многоугольники при помощи линейки, от руки. Повторение способов сравнения предметов различными мерками. Многоугольник. Понятия «углы», «стороны», «вершины». Различение иназываниеМногоугольников (треугольники,четырёхугольники и т.д.; построение
многоугольников из соответствующего количества палочек.
17. Числа 6. 7. Письмо цифры 6
Соотнесение числа с количеством предметов. Образование числа 6 присчитыванием единицы. Закрепление понятий «предыдущий», «последующий». Знание последовательности чисел от 1 до 6. Анализ и письмо цифры 6. Практическое знакомство с составом числа 6. Счет в пределах 6. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Соотнесение числа с количеством предметов.
18. Числа 6 и 7Письмоцифры 7.
Познакомить ссоставом чисел6 и 7; научитьписать цифру 7. Образование числа 7 присчитыванием единицы. Закрепление понятий «предыдущий», «последующий».Знание последовательности чисел от 1 до 7. Анализ и письмо цифры 7. Практическое знакомство с составом числа 7. Счет в пределах 7.
19. Числа 8, 9. Письмо цифры 8.
Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определение места чисел 8 и 9 в натуральном ряду; считать различные
объекты и устанавливать порядковыйномер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Знание состава чисел от 2 до 9. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 8 и 9 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.
20. Числа 8 и 9. Письмоцифры 9
Познакомить ссоставом чисел8 и 9; научить писать цифру 9.Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определение места чисел 8 и9 в натуральном ряду; считать различныеобъекты и устанавливать порядковыйномер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Знание состава чисел от 2 до 9. Выполнять сложение и вычитаниечисел в пределах 8 и 9 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.
21. Число 10. Запись цифры 10.
Выполнять сложение и вычитание впределах 10,называть и записывать числа первого десятка,соотносить число и цифру.Образование числа 10 присчитыванием единицы. Знание последовательности чисел от 1 до 10. Место цифры на луче. Закрепление понятий «предыдущий» и «последующий». Анализ и письмо цифры 10. Практическое знакомство с составом числа. Счет в пределах 10. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия.
22/23. Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10».
Применение навыков счёта и знания
состава чисел. Выполнять сложение и
вычитание в пределах 10, называть и
записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру.
Проверочная работа.
24. Наши
проекты.«Математикавсюду».
Знакомство сиспользованиематематических знаний вжизни).Подбор иклассификацияинформации по
Разделам(загадки,пословицы ипоговорки);применениенавыков счётаи знаниесостава числа;работа вгруппе.
25. Сантиметр – единица измерения длины.
Использование для измерения отрезков
линейку и новую единицу измерения -
сантиметр; применение навыков счёта
и знание состава числа. Практическое знакомство с понятием «сантиметр». Соотнесение меры «сантиметр» с предметами окружающей действительности. Измерение длины предметов. Чертеж отрезков разной величины.Повторение порядкового счета в пределах 10.
26. Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки.
Использование понятий увеличить на…, уменьшить на … при составлении схем и записи числовых выражений; применениенавыков счёта и знание состава числа.
27. Число 0. Цифра 0.
Познакомить счислом 0 и егоместом вчисловом ряду;научить писатьцифру 0).Нахождениеместа числа 0 вчисловом ряду;соотнесениецифры и числа;применениенавыков счётаи знаниесостава числа.
28. Сложение с 0. Вычитание с 0.
Прибавление и вычитание числа 0.
29. Страничкидлялюбознательных.
Повторить и обобщить материал, изученный на прошлых уроках. Выполнение заданий творческого
характера; применение полученных ранее знаний в изменённых условиях. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения.
30. Что узнали.Чему
научились.
Повторить и обобщить материал, изученный на прошлых уроках.Планирование,контроль иоценкаучебныхдействий всоответствии споставленнойзадачей иусловиями еёвыполнения.
31/32. Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0» (2 часа)
Закрепить знания по ранее изученным темам. Проверочная работа.
3
Числа от 1 до 10 Сложение и вычитание (59 часов).
1. Защита
проектов.
Знакомство сприёмамизащиты проектов.Обучениепредставлениюинформации,связанной сосчётом,числами;использованиесредствинформационно-коммуникативныхтехнологий.
2. Сложение и
вычитание
вида + 1, - 1.
Знакомство с компонентами математического выражения при сложении. Решение задач, на основе схемы, рисунка. Отработка алгоритма решения примеров на сложение и вычитание. Выполнение сложений и вычитаний, вида + 1,- 1; моделирование действий сложения и
вычитания с помощью предметов, рисунков, числового
отрезка. Моделировать действия
сложение и вычитание с помощью предметов, рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя числовую терминологию. Выполнять сложение и вычитание вида: + (-) 1.
3. Сложение ивычитание вида + 1 + 1,- 1 - 1.
Развиватьумениеприбавлять ивычитать число
1.Выполнениесложений ивычитанийвида + 1 + 1,- 1 - 1;моделированиедействийсложения ивычитания спомощьюпредметов,рисунков,числовогоотрезка.
4. Сложение ивычитаниевида + 2,-2.
Выполнениесложений ивычитанийвида+ 2, - 2;развиватьумениеприбавлять ивычитать число 2.моделированиедействийсложения ивычитания спомощьюпредметов,рисунков,числовогоотрезка.Читать равенства, используя
числовую терминологию. Выполнение сложений и вычитанийвида + 2, - 2.
5. Слагаемые.
Сумма.
Знакомство с понятиями слагаемые, сумма. Чтение равенств, используя математическую терминологию.
6. Задача (условие, вопрос)
Знакомство с понятиями задача, со структурой задачи (условие, вопрос). Выполнение анализа задачи; выделение задачи из предложенныхтекстов; записьрешения и ответа задачи.
7. Составлениезадач порисунку.
Черезсравнение и наблюдениезнакомство сзадачами насложение ивычитание;составлениезадач насложение ивычитание по рисунку.Анализ задачи;составлениезадач насложение ивычитание порисунку.Осознанное выделение в задаче ее составных частей,воспроизведение ситуации, изложенной в задаче, иллюстрирование условиязадачи с помощью рисунка или чертежа.
8. Таблицысложения ивычитания счислом 2.
Составление таблицы прибавления и
Вычитания числа 2; решение примеров вида + 2, - 2. Составление таблицы прибавления и вычитания числа 2. Знание таблицы сложения и вычитания с числом 2. Использовать термины «слагаемое», «сумма» при
чтении.
9. Присчитывание и
Отсчитывание по 2.
Закрепление умения выполнять вычисления вида + 2, - 2.
10. Задачи на
увеличение
(уменьшение) на несколькоединиц.
Познакомить спринципомрешения задачна увеличение(уменьшение)на несколькоединиц.Находить и формулировать решение задачи с
помощью простейшихмоделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)
11. Страничкидлялюбознательных.
Повторитьи обобщитьматериал,изученный напрошлых уроках.
12. Что узнали.Чемунаучились.
Повторить исистематизировать изученный материал.
13. Страничкидлялюбознательных.
Повторитьи обобщитьматериал,изученный напрошлых уроках.
14. Сложение и вычитание числа 3. Приёмы вычисления.
Показать приемы вычисления на схеме. Решение примеров вида + 3, - 3.
15. Прибавление и вычитаниечисла 3.
Совершенствование умения пользоваться приёмами прибавления и вычитания числа 3. Отработка способа действия прибавлять и вычитать по частям число 3. Чтение и записывание примеров. Выполнение решения задач арифметическим способом. Решать примеры на вычитание на основе знания состава чисел.
16. Закреплениеизученного.Сравнениедлинотрезков.
Использованиеприёмовприбавления ивычитания
числа 3; анализи решениетекстовыхзадач;измерениеотрезков исравнение издлины.
17. Таблицы сложения и вычитания с числом 3.
Составление таблицы прибавления и
Вычитания числа 3; решение примеров вида + 3, - 3. Решение задач арифметическим способом. Прибавление и вычитание числа 3, разделяя его на части. Арифметическая запись по следам практических действий.
18. Присчитывание и отсчитывание по 3.
Закрепление умения выполнять вычисления вида + 3, - 3. Присчитывание и отсчитывание по 3; анализ и решение текстовых задач. Решать примеры на вычитание на основе знания состава чисел.
19. Решение
задач.
Анализ и решение задач, отработка вычислительных навыков. Решение задач арифметическим способом, анализ, выделение условия и вопроса текстовой задачи. Правильно оформлять
задачу в рабочей тетради.
20. Решение
задач.
Дополнение условия задачи; постановка
вопроса к условию задачи; анализ и решение текстовых задач. Находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
21. Страничкидлялюбознательных.
Повторитьи обобщитьматериал,изученный напрошлых уроках.
22. Что узнали.Чемунаучились.
Решение и составление задач изученных
видов; изменение данных задач. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
23. Что узнали.
Чемунаучились.
Повторить и систематизировать материал.Решение и
составлениезадачизученных видов. Решениепримеров насложение ивычитаниечисел 1, 2, 3.
24/25. Закрепление
изученного.(2 часа)
26. Проверочная
работа.
Решение исоставление задач изученных видов. Решение примеров на сложение и вычитание чисел 1, 2, 3. Повторить и обобщить материал, изученный на прошлых уроках.
Проверка знаний, навыков и умений учащихся.
Самостоятельная работа.
27/28.Закрепление
изученного. (2 часа)
Решение исоставлениезадачизученныхвидов; решениепримеров насложение ивычитаниечисел 1, 2, 3. Повторение,закрепление иобобщениеизученного материала.
29. Сложение и
вычитание
чисел первого
десятка.
Состав чисел
7, 8, 9.
Закреплениесостава чисел;формированиеумения решать задачи. Выполнениеарифметических действий сопорой назнание составачисел; решениезадачизученныхвидов.
30.Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)
Познакомить сновым видомзадач;закрепление
Уменияприбавлять ивычитать числа1, 2, 3).Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Анализ действий при решении задач нового вида.
31. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)
Познакомить сновым видомзадач;закрепление
Уменияприбавлять ивычитать числа1, 2, 3).Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Анализ действий при решении задач нового вида.
32. Сложение и вычитание
Вида + 4, -4. Приёмы вычислений.
Решение примеров вида + 4, - 4. Выполнять вычисления вида+ (-) 4 Решать задачи на разностное
сравнение чисел. Применятьпереместительное свойствосложения для случаев вида + 5 (6, 7, 8, 9). Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приёмсложения (сложение по частям).Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.
33/34. Закрепление
изученного. (2 часа)
Совершенствование вычислительных навыков; формирование умения решать
задачи изученных видов. Прибавление и вычитание числа 4 по частям. Составление алгоритма вычислений. Арифметическая запись по следам практических действий.
Проговаривание и применениеизученныхвычислительных приёмов.
35. На сколько
больше? На
сколько
меньше?
Формирование умения решать задачи на
разностное сравнение; закрепление
изученных приёмов вычислений.
36. Решениезадач.
Повторение состава чисел, закрепление умения решать задачи на разностное сравнение. Применение изученныхприёмов вычисления. Решение задач
на разностное сравнение, созданиемоделей и схем для решения задач;использование знаково - символическихсредств для создания моделей, схем.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Выделение структуры текстовой задачи. Определение отношений между величинами в задаче.
37. Таблицы сложения и
вычитания с числом 4. Составление и заучивание таблиц.
Опираясь на знания о связимежду целым и частями целого, составление таблицыприбавления и вычитаниячисла 3, работа над их запоминанием Составление таблицы прибавления и вычитания числа 4; решение примеров вида + 4, - 4, решение задач на разностноесравнение.
38. Решение
задач.
Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. 4. Решение задач изученных видов. Вычисления вида + (-) 1, 2, 3, 4
39. Перестановка слагаемых.
Выведение правила о том, что от перестановки слагаемых сумма неизменяется. Применение правила при вычислении. Вычисления вида + (-) 1, 2, 3, 4; решение задач изученных видов; дополнение условия задачи одним недостающим данным.
40. Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9, проверка правильности выполнения сложения, используя другой приём
сложения, моделировать с помощью схематических рисунковматематические законы.
41. Таблицы дляслучаев вида+ 5, 6, 7, 8, 9.
Составление таблиц сложения. Вычисления вида + 5, 6, 7, 8, 9. Применять правило Перестановки слагаемых при сложениивида: + 5, 6, 7, 8, 9.
42/43. Состав чисел в пределах 10. Закрепление.
Повторение состава чисел, приёмы сложения и вычитания. Решение задач изученных типов. Закрепление знания табличных случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9. Решение примеров вида + 5, 6, 7, 8, 9. Сравнение разных способов сложения и вычитания, решение задач изученных видов, сравнение числа и выражения и запись результатов сравнения.
44. Закрепление изученного. Решение задач.
Закрепление знаний таблицы сложения. Проверка умения пользоваться изученными приёмами сложения и вычитания. Повторение состава чисел в пределах 10. Решение примеров. Дополнение условия задачи недостающим данным.
45. Что узнали.Чемунаучились.
Работа потаблице сложения. Проверкауменияпользоватьсяизученными приёмамисложения и вычитания. Решение задачизученных видов.
46. Закреплениеизученного.Проверказнаний.
Сравнениеразличныхспособовсложения и вычитания.
Решение задачизученных видов. Распознаваниегеометрических фигур. Самостоятельная работа. Проверказнания составачисел в пределах 10. Умениеиспользоватьизученныеприёмысложения и вычитания.
47. Связь между суммой и слагаемыми.
Знакомство с взаимосвязью сложения и вычитания. Выведениеправила нахождения неизвестного слагаемого. Совершенствованиевычислительных навыков. Использование математическойтерминологии присоставлении и чтении математических равенств. Решение задач изученных
видов.
48. Решение
задач.
Закрепление умения решать задачи. Выполнение вычислений, используя взаимосвязь между сложением и вычитанием. Повторение состава чисел.
решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания. Различение и называние прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной, многоугольников.
49. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Знакомство с компонентами вычитания. Совершенствование вычислительных навыков. Использование математической терминологии присоставлении и чтении математических равенств. Решение задач изученных
видов.
50. Вычитание из чисел 6,7. Состав чисел 6. 7.
Знакомство с приёмами вычислений вида 6 - , 7 - . Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов. Выполнение вычислений
Вида 6 - , 7 - , использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Решение задач изученных видов.
51. Закрепление приёма вычислений вида 6 - , 7 - . Решение задач.
Закрепление умения выполнять вычисления вида 6 - , 7 - . Подготовка к знакомству с составными задачами.
52. Вычитание вида 8 - , 9 - .
Выполнениевычисленийвида
8 - , 9 - . Подготовка кзнакомству ссоставнымизадачами. Составлениепредложений по моделям
при записи ответа в задачах. Формирование умения анализировать текст задач,дополнять недостающие
данные или вопрос.
53.Закрепление приёма
Вычислений вида 8 - , 9 - .Решениезадач.
Закрепление умения выполнять вычисления вида 8 - , 9 -. Подготовка к знакомству с составными задачами. Выполнение вычислений вида 8 - , 9 - , использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Решение задач изученных видов.
54. Вычитание вида 10 - .
Выполнение вычислений вида 10 - . Использование математической терминологии при составлении и
Чтении математических равенств. Решение задач изученных видов.
55. Закрепление изученного. Решение задач.
Повторение таблицы сложения. Совершенствование умения выполнять вычисления вида 6, 7, 8, 9,
10 – . Умение выполнять вычисления
вида 6, 7, 8, 9, 10 - . Работа по таблице сложения. Использование математической терминологии при
составлении и чтении математических равенств. Решение задач изученных
видов.
56. Килограмм
Знакомство с новой величиной – массой и единицей её измерения - килограммом. Решение задач и примеров изученных видов. Взвешивание предметов с точностью до килограмма. Сравнение предметов по массе. Упорядочивание предметов, располагая их увеличения
(уменьшения) массы; использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Решение задач на определение массы предметов.
57. Литр
Знакомство с новой величиной – вместимостью и единицей её измерения -литром. Решение задач и примеровизученных видов. Сравнение
сосудов по вместимости. Упорядочивание сосудов, располагая ихувеличения (уменьшения) вместимости.
Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств; решение задач на определение массы предметов и вместимости.
58. Что узнали.
Чему
научились.
Повторение таблицы сложения. Совершенствование умения использовать изученные приёмы
вычислений; решение задач и примеров
изученных видов. Применение изученных приёмов вычислений. Использование таблицы сложения. Использование математической терминологии при составлении ичтении математических равенств.
Решение задач изученных видов, измерение и сравнениеотрезков.
59. Проверочная
работа.
Проверказнаний,умений,навыков учащихся. Самостоятельная работа.
4
Числа от 1 до 20 Нумерация (22 часа)
1. Устная нумерация чисел от 1 до 20.
Знакомство с образование чисел второго
десятка, их названиями и порядком следования при счёте. Как получить при счете число. Следующее за данным числом и число, ему предшествующее.
2. Образование чисел второго десятка.
Образование чисел второго десятка из
одного десятка и нескольких единиц. Сравнение чисел в пределах 20. Чтение и записывание чисел второго десятка.
3. Запись и чтение чисел второго десятка.
Запись чиселвторого десятка. Проверкатабличных
Случаевсложения ивычитания в пределах 10.
Образованиечисел второгодесятка изодного десяткаи нескольких единиц.
Сравнениечисел в пределах 20. Чтение изапись чиселвторогодесятка.
4. Дециметр.
Знакомство сновойединицейизмерениядлины –дециметром.
Измерение длин отрезков. Повторение нумерации.Перевод одних единиц измерения в другие. Выполнение вычислений вида 15 + 1, 16 – 1. Сравнение чисел впределах 20; чтение и запись чисел второго десятка.
5. Сложение и
вычитание
вида 10 + 7, 17
– 7, 17 – 10.
Вычисления и закрепление вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Закрепления знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10. Подготовка к
решению составных задач. Вычисления вида 10 + 7, 17– 7, 17 – 10; чтение и запись чиселвторого десятка;использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств; решение задач изученных видов моделирование
задач с помощью схематических рисунков.
6/7. Сложение и
вычитание
вида 10 + 7, 17
– 7, 17 – 10. Закрепление. (2 часа)
Закрепление вычислений вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
8. Страничкидля
любознательных.
Повторитьи обобщитьматериал,изученный напрошлых уроках.Применятьосвоенныезнания в
Нестандартныхматематических ситуациях.Придумыватьвопросы кусловиюзадачи.
9. Что узнали.
Чему
научились.
Повторение изученных приёмов сложения и вычитания. Совершенствование умения решать задачи изученных типов. Вычисления в пределах второго десятка; чтение и запись чисел второго десятка;
Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств; решение задач изученных видов.Наблюдение и объяснение, как связаны между собой две простые задачи, представленные в однойцепочке.
10. Проверочная
работа.
Проверка знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа.
11. Закрепление изученного. Работа над ошибками.
Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.
Закрепление знаний нумерациичисел в пределах второго десятка. Совершенствование умения решать задачи изученных типов.
12/13. Повторение. Подготовка к решению задач в двадействия. (2 часа)
Вычисления впределахвторого десятка.
Использованиематематическойтерминологиипри
составлении ичтенииматематических равенств. Решение задачизученных видов. Дополнениеусловия задачинедостающимиданными;наблюдение иобъяснение,как связанымежду собойдве простыезадачи,представленные в одной цепочке. Перевод однихединиц длиныв другие.
14/15/16/17. Составная
задача. (4 часа)
Знакомство с составными задачами, состоящих из простых задач на увеличение числа на несколько единиц и нахождения суммы. Дополнение числа до 10. Образование числа второго десятка изодного десятка и нескольких единиц; определение структуры задачи; составление плана решения задачи в два действия; решение задач в два действия; Вычисления в пределах чисел второго десятка; распознаваниезадачи с недостающими данными изадачи, которые нельзя решить.Составление плана решения задачи в два действия. Решение задачв два действия.
18/19/20/21. Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» (4 часа)
Повторитьи обобщитьматериал,изученный напрошлых уроках.Применятьосвоенныезнания в
нестандартныхматематических ситуациях. Решение ранее изученных видов задач.
22. Проверочная
работа по теме «Числа от 1 до 20».
Проверка знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа.
5
Числа от 1 до 20 Сложение и вычитание (36 часов).
1/2. Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. (2 часа)
Знакомство с приёмом сложения с переходом через разряд. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20; использование математической
Терминологии при составлении и чтении математических равенств.
3. Сложение однозначных
чисел с переходом через десяток вида + 2,+ 3.
Рассматривание случаев сложения 9 + 2, 9 + 3, 8 + 3. Развитие вычислительных навыков. Совершенствование умениярешать задачи.
4. Сложение однозначных
чисел с переходом через десяток вида + 4.
Рассматривание случаев сложения 7 + 4, 8 + 4, 9 + 4. Развитие вычислительных навыков;совершенствование умениярешать задачи.
5. Сложение однозначных
чисел с переходом через десяток вида + 5.
Рассматривание случаев сложения 6 + 5, 7 + 5, 8 + 5, 9 +5; развитие вычислительных навыков. Совершенствование умениярешать задачи.
6. Сложениеоднозначных
чисел с переходом через десяток вида + 6.
Рассматривание случаев сложения 9 + 6, 8 + 6, 7 + 6, 6 + 6; запоминание состава чисел 11, 12. Развитие умения решать составные задачи.
7. Сложение однозначных
чисел с переходом через десяток вида + 7.
Рассматривание случаев сложения 9 + 7, 8 + 7, 7 + 7; запоминание состава чисел 11, 12, 13, 14. Развитие умения решать составные задачи.
8. Сложение однозначных
чисел с переходом через десяток вида + 6,+ 9.
Рассматривание случаев сложения 8 + 8,9 + 8, 9 + 9. Запоминание таблицысложения в пределах 20; развитие умения решать составные задачи.
9. Таблица сложения.
Составление таблицы сложения в пределах 20 и работа, направленная на её запоминание решение составныхзадач. Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.
10. Таблица
сложения.
Закрепление знания таблицы сложения в пределах 20. Решениесоставныхзадач снедостающимиданными вусловии.
11. Страничкидлялюбознательных.
Повторитьи обобщитьматериал,изученный напрошлых уроках.Сравниватьчисло ичисловые выражения. Делатькраткуюзапись задачичертежом,
схемой. Производитьвзаимопроверку.
12. Что узнали.Чемунаучились.
Закреплениезнаниятаблицысложения инумерации в пределах 20.
Развитиеумения решать задачи.
13/14/15/16. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» (4 часа)
Закрепление знания таблицы сложения в пределах 20; развитие вычислительных навыков и умения решения задач. Повторить и обобщить материал, изученный на прошлых уроках.
17/18. Общие приёмы
табличного вычитания с переходом через десяток. (2 часа)
Знакомство с общими приёмами табличного вычитания в пределах 20. Развитие умения решать простые и составные задачи. Вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.
19. Вычитание вида 11 -.
Составление таблицы для случаев вида
11 - . Работа направленная на её запоминание. Развитие умения решать простые и составные задачи.
Вычитаниечисел спереходом
через десяток в пределах 20. Использованиематематическойтерминологииприсоставлении и
чтенииматематических равенств.
Моделированиес помощью схематическихрисунков ирешениесоставныхзадач.
20. Вычитание вида 12 - .
Составление таблицы для случаев вида
12 - . Работа направленная на её запоминание. Развитие умения решать простые и составные задачи.
Вычитаниечисел спереходом
через десяток в пределах 20. Использованиематематическойтерминологииприсоставлении и
чтенииматематических равенств.
Моделированиес помощью схематическихрисунков ирешениесоставныхзадач.
21. Вычитание вида 13 -.
Составление таблицы для случаев вида
13 - . Работа направленная на её запоминание. Развитие умения решать простые и составные задачи.
Вычитаниечисел спереходом
через десяток в пределах 20. Использованиематематическойтерминологииприсоставлении и
чтенииматематических равенств.
Моделированиес помощью схематическихрисунков ирешениесоставныхзадач.
22. Вычитание вида 14 - .
Составление таблицы для случаев вида
14 - . Работа направленная на её запоминание. Развитие умения решать простые и составные задачи.
Вычитаниечисел спереходом
через десяток в пределах 20. Использованиематематическойтерминологииприсоставлении и
чтенииматематических равенств.
Моделированиес помощью схематическихрисунков ирешениесоставныхзадач.
23. Вычитание вида 15 - .
Составление таблицы для случаев вида
15 - . Работа направленная на её запоминание. Развитие умения решать простые и составные задачи.
Вычитаниечисел спереходом
через десяток в пределах 20. Использованиематематическойтерминологииприсоставлении и
чтенииматематических равенств.
Моделированиес помощью схематическихрисунков ирешениесоставныхзадач.
24. Вычитание вида 16 - .
Составление таблицы для случаев вида
16 - . Работа направленная на её запоминание. Развитие умения решать простые и составные задачи.
Вычитание чисел с переходом
через десяток в пределах 20. Использованиематематическойтерминологииприсоставлении и
чтенииматематических равенств.
Моделированиес помощью схематическихрисунков ирешениесоставныхзадач.
25. Вычитание вида 17 - .
Составление таблицы для случаев вида
17 - . Работа направленная на её запоминание. Развитие умения решать простые и составные задачи.
Вычитаниечисел спереходом
через десяток в пределах 20. Использованиематематическойтерминологииприсоставлении и
чтенииматематических равенств.
Моделированиес помощью схематическихрисунков ирешениесоставныхзадач.
26. Вычитание вида 18 - .
Составление таблицы для случаев вида
18 - . Работа направленная на её запоминание. Развитие умения решать простые и составные задачи.
Вычитаниечисел спереходом
через десяток в пределах 20. Использованиематематическойтерминологииприсоставлении и
чтенииматематических равенств.
Моделированиес помощью схематическихрисунков ирешениесоставныхзадач
27/28/29/30. Закрепление изученного. (4 часа)
Закрепление изученных приёмов
сложения и вычитания в пределах 20. Проверка знания нумерации чисел второго десятка; развитие умения решать простые и составные задачи. Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств; моделирование с помощью схематических рисунков и решение составных задач.
31/32. Страничкидлялюбознательных. (2часа)
Повторить и обобщить материал, изученный на прошлых уроках. Сравнивать число и числовые выражения. Записывать краткую запись задачи схемой. Измерять стороны геометрических фигур.
33/34/35. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» (3 часа)
36. Контрольная
работа.
Самостоятельная работа. Проверка знаний, умений и навыков учащихся.
6
Итоговое повторение (7 часов)
1. Повторение знаний о нумерации. Числа от 1 до 10.
Повторение, обобщение, систематизация, закрепление знаний:
- названий и последовательности чисел от 0 до 20;
- названий и обозначений действий сложения и вычитания;
- таблицы сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
Уметь:
- считать в пределах 20;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; - находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок);
- решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- решать задачи в одно действие на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
- Моделировать изученные арифметические зависимости.
2. Повторение знаний о нумерации. Числа от 11 до 20.
3. Сложение и вычитание.
4. Решение задач изученного вида.
5. Геометрические фигуры.
6. Итоговая контрольная работа.
7. Работа над ошибками, допущенным и в контрольной работе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуетсяиспользовать следующие методические разработки и пособия:
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учеб.для
общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова –М.:Просвещение. Ч.1, Ч.2
Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. / Моро М.И., Волкова С. И. – М.:
Просвещение.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающееобучение.Организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136 с.
Рудницкая В.Н Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»
А.А.Плешаков Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы
Э.Н.Золотухина, В.А.Попова, Л.Ф.Костюнина Математика. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России»
Поурочные разработки по математике. 1 класс: к УМК М.И. Моро / Т.Н.
Ситникова, И.Ф. Яценко. – М: ВАКО, 2013
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»
Волкова С.И. Математика Проверочные работы, М., «Просвещение»,2012
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Полный курс математики 1 класс, 2012
Учебно-методическая литература: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике (к учебному комплекту М. И.Моро); М., «ВАКО», 2012
Материально-техническое обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующиетематике программы по математике.
При обучении математике необходим разнообразный дидактический материал: наборыосновных геометрических фигур и тел, счетный материал (предметный, картинный),фишки-заместители, индивидуальные наборы
счетных палочек. Для работы в тетради рекомендовано использовать тетради в крупнуюклетку, линейки, карандаши (простой и цветные).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность ихдостижений, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.
В конце 1 класса обучающийся знает:
- названия и последовательность чисел от 0 до 20;
- названия и обозначение действий сложения и вычитания;
- таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.
- составные части задачи (условие, вопрос)
- геометрические фигуры (отрезок, ломаная линия, многоугольник,треугольник, прямоугольник, квадрат, круг);
Обучающиеся должны уметь:
- считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в
пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1—2 действия в пределах 10 (без
скобок);
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами,
взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор
действий;
- решать задачи в 1и 2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий
сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на
несколько единиц больше (или меньше) данного.
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (отрезок,
ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг);
- измерять длину отрезка;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на
глаз).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах,
геометрических фигурах;
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова
(«…и…», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класспринимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижениипланируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения математикой как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по математике разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального об...
Рабочая программа по математике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса ( вариант 1)
рабочая программа...
Рабочая программа по математике для детей с нарушением слуха, 1 класс. (вариант 1.2)
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с нарушением ...
Дополнение к рабочей программе по физкультуре для детей с ОВЗ (вариант 7.2.) 2 класс
дополнение к рабочей программе 2 класс на 2 полугодие...
Примерная рабочая программа по математике для 1-4 классов
Примерная рабочая программа по математике 1-4 кл по программа перспектива...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральный закон от 29.12.2012 ...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...