Урок русского языка во 2 классе «Обобщение знаний о правописании безударных гласных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Столярова Светлана Анатольевна

Данный урок предполагает закрепление детьми темы: "Правописание безударных гласных". Использование разнообразных видов работы на уроке позволяет учащимся лучше закрепить материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2

Название системы обучения и учебно-методического комплекта: УМК «Школа России»

Фамилия, имя и отчество учителя: Столярова Светлана Анатольевна

  1. Тема урока: «Обобщение знаний о правописании безударных гласных»
  2. Цель урока: Обобщить знания детей правил правописания безударных гласных
  3. Форма урока: традиционная
  4. Тип урока: обобщающее повторение
  5. Задачи урока: 

Оздоровительные:

  • Обеспечить комфортность ученикам на уроке за счёт создания микроклимата через личное общение учителя с детьми
  • Профилактика перезагрузки учащихся за счёт разнообразных видов деятельности на уроке
  • Проведение физкультминутки и соблюдение временных рамок урока

Учебные:

  • Формирование навыков грамотного и красивого письма
  • Развитие устной речи
  • Продолжение работы над правилами орфографии

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русскому языку
  • Воспитывать аккуратность, умение ценить время, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой
  • Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению
  • Способствовать развитию навыков взаимопроверки и самоконтроля

Развивающие:

  • Развивать интерес к русскому языку
  • Развивать устную и письменную речь
  • Развивать внимание и память

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения действия; отличать верно выполненное задание от неверного; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение;

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам;

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

Предметные УУД: формировать и формулировать понятия; обобщить знания о правописании безударных гласных; применять полученные знания на практике, в своей работе;

  1. Оборудование урока: магнитная доска, карточки для фронтальной работы; таблицы по русскому языку /звуки, буквы/; картинки по развитию речи

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент – приветствие, проверка готовности рабочего места и учащихся к работе.

Сегодня на уроке мы с Вами подведём итоги нашей работы. Во время нашего урока мы часто будем встречаться с законами орфографии и постараемся доказать их знание. Итак, вперёд, друзья мои!

  1. Чистописание.

На доске записано кружево букв и их элементов; на другой строчке написано слово – ОГОРОД

Посмотрите внимательно упражнения на доске. Последите за моей указкой….

А теперь выполните его у себя в тетрадях….

  1. Актуализация знаний.

-Что записано у Вас в тетради? /БУКВЫ/

-Что они обозначают? /ЗВУКИ/

/Далее идёт работа по повторению с индивидуальной тетрадью/

-Назовите сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

/УДАРНЫЙ СЛОГ ДЛЯ ГЛАСНЫХ И СЛИЯНИЕ ДЛЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ/

ИТОГ: так пусть же слабые позиции не будут нашими слабыми местами.

-Что же они принесли с собой?

- ОГОРОД – это словарное слово.

- Правильно. Что же можете сказать о значении этого слова?

/учитель выслушивает ответы детей о лексическом значении слова/

-А что можете сказать об этом сове с позиций науки о языке?

/здесь обобщаются знания детей по слогоделению, знанию частей речи и их категорий, словом, обобщаются знания пройденного материала/  

-А что растёт на огороде? /ОВОЩИ/

Сравните оба слова.

- Что заметили общего в этих словах? /часть речи, количество слогов, повторяющаяся буква, первый слог – только гласный, во втором – слог-слияние/

- А что различного? /количество звуков, место ударения, количество парных и мягких согласных, орфограммы и т.д./

/Эта устная работа сопровождается одновременной работой в своих тетрадях/

- А теперь вспомните названия 4-5 овощей и запишите в тетрадь…..

Проверьте написанное по словарику в ваших учебниках русского языка. Поставьте на полях соответствующую пометку о правильности.

Проверка: назовите слова в 2 слога; слова, где ударный второй слог; слова, где есть мягкие согласные звуки; слова, где звуков меньше, чем букв и т.д.

ИТОГ: - Что объединило все эти слова? /ОНИ ИЗ СЛОВАРЯ И ИХ НАПИСАНИЕ НАДО ПОМНИТЬ/

Основная часть:

-Сегодня на уроке мы поговорим ещё об одном огородном растении. А вот о каком – вам сейчас предстоит угадать. /учитель загадывает загадку о ГОРОХЕ/

Правильно.  Составьте звуковую схему этого слова. /один ученик работает на индивидуальной доске с целью дальнейшей проверки/

Сравните свою схему со схемой на доске…

Теперь найдите слабое место в слове.

– Что за орфограмма? Попытайтесь подобрать проверку.

-Как же быть? /ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ/

/далее после работы со словарём дети записывают слово, прорабатывают его, подбирают родственные слова и записывают их к себе в тетрадь, производят морфемный анализ слов;

ИТОГ: обобщение о слове ГОРОХ

  • Работа над словами

/запись на доске/                              -Посмотрите на эти слова. Кто сможет прочитать их?

СВ…РИЛА

Г…РОХ…ВЫЙ                                 - Назовите среди них имена существительные, глаголы.

СВ…ИМ

Б…БУЛЯ                                          - Слово какой части речи мы не назвали? /своим – местоим./

СУ…

ВНУЧ…ТАМ

Вставьте пропущенные буквы и докажите правильность своего выбора.

/дети, применяя правила проверки, обосновывают свой выбор/

Попробуйте связать слова так, чтоб получилась законченная мысль….

/ребятам предлагается записать предложение по памяти к себе в тетрадь; после записи они сверяют с записью на доске/

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Работа грамматического характера /морфемный разбор, главные члены предложения, определение категорий частей речи

Работа по карточкам: вставить пропущенные буквы

ИТОГ: -С какими правилами вам пришлось встретиться и какие слова были на каждое из них?

- А теперь посмотрите на эту картинку. /на стенде висит картинка по развитию речи «Кашевары», на которой изображена лесная поляна, где собака с медвежонком на костре готовят компот/

Будьте внимательны. Сейчас вам надо будет назвать сначала слова с безударной гласной корня, которую вы сможете проверить…..

 А теперь слова с традиционным написанием…

Ну, а сейчас вам нужно назвать слова с парной согласной…

/после данной фронтальной устной работы на доске появляются три столбика слов/

ОГОНЬ                                        МЕДВЕДЬ                         ЛОЖКА

БРЕВНО                                      БЕРЁЗА                             ПРУТ

ЛИСТОК                                     СОБАКА                           ФАРТУК

ЗЕЛЕНЬ                                     САХАР                              КОГТИ

ГЛАЗА                                       КОМПОТ                          ЛАПКА

ДРОВА                                      КОСТЁР                           ЯГОДКИ

ЦВЕТЫ                                     ЯГОДА                             КОМПОТ

БОЛЬШОЙ                             КОРЗИНА                        ЛЕС

                                                 КАЛИНА                          МЕДВЕДЬ

/Далее идёт работа со словами каждого столбика в отдельности: выяснение лишнего по каким-либо признакам, распределение на группы, в основу которых дети ставят знание определённых грамматических признаков. Одновременно проводится работа с выборочными словами по составлению словосочетаний с орфографическим проговариванием/

ИТОГ: всегда ли вам приходилось применять правила орфографии?

- Теперь же настало время вам попробовать каждому самостоятельно.

1 вариант

2 вариант

Спишите слова первого столбика в алфавитном порядке и выделите суффиксы

Работа с блок- сигналами с целью проверки знаний орфографии

Работа с блок- сигналами

Спишите слова третьего столбика и укажите род каждого из слов и выделите суффиксы

Проверка: Назовите первое записанное слово из первого столбика….. а последнее…..

В каких словах нет суффиксов? Назовите слова третьего столбика, в которых вы не смогли определить род? Почему? Слов какого рода не было? Назовите слова с суффиксами.

  • Работа над предложением, текстом.

/Проводится в виде игры «Снежный ком», когда ребята составляют по картине связанный рассказ, каждый раз добавляя своё предложение. Начинает один ученик, а остальные по одному продолжают рассказ/

ИТОГ: назовите слова, которые смогли услышать с безударной гласной корня, которую надо проверять…

  • Обобщение знаний по орфографии

/запись под диктовку предложения, которое составляют группа учеников из набора слов/

  • Дополнительное задание

Найдите слово по указанному признаку и отметьте его особенность:

Имя прилагательное  - КОСОЛАПЫЙ;

Одушевленное имя существительное – МЕДВЕДЬ

Слово, в составе которого есть суффикс – КОРЗИНКА

Проверка: фронтальный опрос

  • Подведение итогов работы.
  • Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс «Проверка слов с двумя безударными гласными в корне»

Данный материал (урок и презентация) можно использовать в 3 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Урок русского языка 2 класс "Зимнее путешествие в страну безударных гласных"

Урок закрепления знаний по теме "Безударные гласные" 2 класс...

Урок русского языка по теме: «Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе проводился в рамках метапредметной недели "Я - турист". УМК  "Школа 2100". Урок постороен в технологии проблемного диалога....

Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»...

Урок русского языка с мониторингом УУД по теме "Правописание безударной гласной в корне слова "

Урок разработан по программе "Школа России" , включает мониторинг применения УУД....