Урок русского языка во 2 классе «Обобщение знаний о правописании безударных гласных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный урок предполагает закрепление детьми темы: "Правописание безударных гласных". Использование разнообразных видов работы на уроке позволяет учащимся лучше закрепить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Обобщение знаний о правописании безударных гласных» | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 2
Название системы обучения и учебно-методического комплекта: УМК «Школа России»
Фамилия, имя и отчество учителя: Столярова Светлана Анатольевна
- Тема урока: «Обобщение знаний о правописании безударных гласных»
- Цель урока: Обобщить знания детей правил правописания безударных гласных
- Форма урока: традиционная
- Тип урока: обобщающее повторение
- Задачи урока:
Оздоровительные:
- Обеспечить комфортность ученикам на уроке за счёт создания микроклимата через личное общение учителя с детьми
- Профилактика перезагрузки учащихся за счёт разнообразных видов деятельности на уроке
- Проведение физкультминутки и соблюдение временных рамок урока
Учебные:
- Формирование навыков грамотного и красивого письма
- Развитие устной речи
- Продолжение работы над правилами орфографии
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русскому языку
- Воспитывать аккуратность, умение ценить время, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению
- Способствовать развитию навыков взаимопроверки и самоконтроля
Развивающие:
- Развивать интерес к русскому языку
- Развивать устную и письменную речь
- Развивать внимание и память
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения действия; отличать верно выполненное задание от неверного; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение;
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам;
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
Предметные УУД: формировать и формулировать понятия; обобщить знания о правописании безударных гласных; применять полученные знания на практике, в своей работе;
- Оборудование урока: магнитная доска, карточки для фронтальной работы; таблицы по русскому языку /звуки, буквы/; картинки по развитию речи
ХОД УРОКА:
- Организационный момент – приветствие, проверка готовности рабочего места и учащихся к работе.
Сегодня на уроке мы с Вами подведём итоги нашей работы. Во время нашего урока мы часто будем встречаться с законами орфографии и постараемся доказать их знание. Итак, вперёд, друзья мои!
- Чистописание.
На доске записано кружево букв и их элементов; на другой строчке написано слово – ОГОРОД
Посмотрите внимательно упражнения на доске. Последите за моей указкой….
А теперь выполните его у себя в тетрадях….
- Актуализация знаний.
-Что записано у Вас в тетради? /БУКВЫ/
-Что они обозначают? /ЗВУКИ/
/Далее идёт работа по повторению с индивидуальной тетрадью/
-Назовите сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
/УДАРНЫЙ СЛОГ ДЛЯ ГЛАСНЫХ И СЛИЯНИЕ ДЛЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ/
ИТОГ: так пусть же слабые позиции не будут нашими слабыми местами.
-Что же они принесли с собой?
- ОГОРОД – это словарное слово.
- Правильно. Что же можете сказать о значении этого слова?
/учитель выслушивает ответы детей о лексическом значении слова/
-А что можете сказать об этом сове с позиций науки о языке?
/здесь обобщаются знания детей по слогоделению, знанию частей речи и их категорий, словом, обобщаются знания пройденного материала/
-А что растёт на огороде? /ОВОЩИ/
Сравните оба слова.
- Что заметили общего в этих словах? /часть речи, количество слогов, повторяющаяся буква, первый слог – только гласный, во втором – слог-слияние/
- А что различного? /количество звуков, место ударения, количество парных и мягких согласных, орфограммы и т.д./
/Эта устная работа сопровождается одновременной работой в своих тетрадях/
- А теперь вспомните названия 4-5 овощей и запишите в тетрадь…..
Проверьте написанное по словарику в ваших учебниках русского языка. Поставьте на полях соответствующую пометку о правильности.
Проверка: назовите слова в 2 слога; слова, где ударный второй слог; слова, где есть мягкие согласные звуки; слова, где звуков меньше, чем букв и т.д.
ИТОГ: - Что объединило все эти слова? /ОНИ ИЗ СЛОВАРЯ И ИХ НАПИСАНИЕ НАДО ПОМНИТЬ/
Основная часть:
-Сегодня на уроке мы поговорим ещё об одном огородном растении. А вот о каком – вам сейчас предстоит угадать. /учитель загадывает загадку о ГОРОХЕ/
Правильно. Составьте звуковую схему этого слова. /один ученик работает на индивидуальной доске с целью дальнейшей проверки/
Сравните свою схему со схемой на доске…
Теперь найдите слабое место в слове.
– Что за орфограмма? Попытайтесь подобрать проверку.
-Как же быть? /ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ/
/далее после работы со словарём дети записывают слово, прорабатывают его, подбирают родственные слова и записывают их к себе в тетрадь, производят морфемный анализ слов;
ИТОГ: обобщение о слове ГОРОХ
- Работа над словами
/запись на доске/ -Посмотрите на эти слова. Кто сможет прочитать их?
СВ…РИЛА
Г…РОХ…ВЫЙ - Назовите среди них имена существительные, глаголы.
СВ…ИМ
Б…БУЛЯ - Слово какой части речи мы не назвали? /своим – местоим./
СУ…
ВНУЧ…ТАМ
Вставьте пропущенные буквы и докажите правильность своего выбора.
/дети, применяя правила проверки, обосновывают свой выбор/
Попробуйте связать слова так, чтоб получилась законченная мысль….
/ребятам предлагается записать предложение по памяти к себе в тетрадь; после записи они сверяют с записью на доске/
Фронтальная работа | Индивидуальная работа |
Работа грамматического характера /морфемный разбор, главные члены предложения, определение категорий частей речи | Работа по карточкам: вставить пропущенные буквы |
ИТОГ: -С какими правилами вам пришлось встретиться и какие слова были на каждое из них?
- А теперь посмотрите на эту картинку. /на стенде висит картинка по развитию речи «Кашевары», на которой изображена лесная поляна, где собака с медвежонком на костре готовят компот/
Будьте внимательны. Сейчас вам надо будет назвать сначала слова с безударной гласной корня, которую вы сможете проверить…..
А теперь слова с традиционным написанием…
Ну, а сейчас вам нужно назвать слова с парной согласной…
/после данной фронтальной устной работы на доске появляются три столбика слов/
ОГОНЬ МЕДВЕДЬ ЛОЖКА
БРЕВНО БЕРЁЗА ПРУТ
ЛИСТОК СОБАКА ФАРТУК
ЗЕЛЕНЬ САХАР КОГТИ
ГЛАЗА КОМПОТ ЛАПКА
ДРОВА КОСТЁР ЯГОДКИ
ЦВЕТЫ ЯГОДА КОМПОТ
БОЛЬШОЙ КОРЗИНА ЛЕС
КАЛИНА МЕДВЕДЬ
/Далее идёт работа со словами каждого столбика в отдельности: выяснение лишнего по каким-либо признакам, распределение на группы, в основу которых дети ставят знание определённых грамматических признаков. Одновременно проводится работа с выборочными словами по составлению словосочетаний с орфографическим проговариванием/
ИТОГ: всегда ли вам приходилось применять правила орфографии?
- Теперь же настало время вам попробовать каждому самостоятельно.
1 вариант | 2 вариант |
Спишите слова первого столбика в алфавитном порядке и выделите суффиксы | Работа с блок- сигналами с целью проверки знаний орфографии |
Работа с блок- сигналами | Спишите слова третьего столбика и укажите род каждого из слов и выделите суффиксы |
Проверка: Назовите первое записанное слово из первого столбика….. а последнее…..
В каких словах нет суффиксов? Назовите слова третьего столбика, в которых вы не смогли определить род? Почему? Слов какого рода не было? Назовите слова с суффиксами.
- Работа над предложением, текстом.
/Проводится в виде игры «Снежный ком», когда ребята составляют по картине связанный рассказ, каждый раз добавляя своё предложение. Начинает один ученик, а остальные по одному продолжают рассказ/
ИТОГ: назовите слова, которые смогли услышать с безударной гласной корня, которую надо проверять…
- Обобщение знаний по орфографии
/запись под диктовку предложения, которое составляют группа учеников из набора слов/
- Дополнительное задание
Найдите слово по указанному признаку и отметьте его особенность:
Имя прилагательное - КОСОЛАПЫЙ;
Одушевленное имя существительное – МЕДВЕДЬ
Слово, в составе которого есть суффикс – КОРЗИНКА
Проверка: фронтальный опрос
- Подведение итогов работы.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Урок русского языка 3 класс «Проверка слов с двумя безударными гласными в корне»
Данный материал (урок и презентация) можно использовать в 3 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...
Урок русского языка 2 класс "Зимнее путешествие в страну безударных гласных"
Урок закрепления знаний по теме "Безударные гласные" 2 класс...
Урок русского языка по теме: «Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных", 4 класс
Урок русского языка в 4 классе проводился в рамках метапредметной недели "Я - турист". УМК "Школа 2100". Урок постороен в технологии проблемного диалога....
Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»
Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»...
Урок русского языка с мониторингом УУД по теме "Правописание безударной гласной в корне слова "
Урок разработан по программе "Школа России" , включает мониторинг применения УУД....