Орг. момент - Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо.
- Вы пришли сегодня в класс, И я рада видеть вас. Будем вместе мы учиться, Нам ученье пригодится.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. К нам пришло много гостей. Я надеюсь, что вы мне поможете, вести урок и у нас всё получится. - Откройте тетради. (Ребята хором проговаривают) - Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
(Комментирует дежурный) - От предыдущей работы отступаем одну строчку, записываем: 14 декабря. Классная работа.
- Посмотрите на план нашего урока, который мы должны постараться выполнить. План урока. - Настрой на урок.
- Чистописание.
- Словарная работа.
- Повторение правила.
- Физкультминутка.
- Знакомство с новым правилом.
- Выполнение заданий учителя.
- Итог урока.
- Я хочу начать урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского: «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».
- Почему важно хорошо знать свой родной язык? (ответы детей)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать особенности нашего русского языка. - Вторым планом нашего урока является чистописание. А что будем сегодня прописывать, скоро догадаетесь.
Чистописание. - Назовите звуки, парные звукам [з], [з´]. - [с], [с´]. - Дайте характеристику звуку [с]. - Согласный, глухой, парный, твёрдый. - Дайте характеристику звуку [с´]. - Согласный, глухой, парный, мягкий. - Приведите примеры слов, где эти звуки будут: I ряд II ряд III ряд в начале в середине в конце слова слова слова (сок, сено) (мост, песенка) (лось, нос) - Какой буквой обозначаются звуки [с], [с´]. -Буквой «эс». - Догадались, какую букву будем прописывать? - Из каких элементов она состоит? - Из полуовала. - Какие правила мы должны соблюдать при написании буквы? - Наклон, высоту, письмо без острых углов. - Пропишите букву в воздухе. Обратите внимание на образец. - Пропишем букву с элементами. (С петелькой внизу; с петелькой вверху; с петелькой вверху, внизу; в сугробе) Слог слияния ся с нижним соединением, се – среднее соединение, си – верхнее соединение)
– Отгадайте загадки. * Угадайте, что за птица? Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это……(сова)
- Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. (сосна)
- Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)
- Прочитайте слова: - сова, сосна, осина - Какое слово может быть лишним? - Сова – это птица, а сосна и осина – это деревья; Осина – это слово с непроверяемым безударным гласным, а сосна и осина – с проверяемым безударным гласным. - Как проверить слово сосна? - Сосны. - Как проверить слово сова? - Совы. - Прочитайте слово осина - орфоэпически - орфографически - с закрытыми глазами - Запишем это слово в тетрадь. - Осина – это словарное слово, его мы должны запомнить. Чтобы легче было запомнить, первая буква похожа на листик. ОСИʹНА • - Осина – пиши с буквой О, Запомнить ведь это очень легко. - Подберите однокоренные слова к этому слову. - Запишем
Осинка, осиновый, подосиновик. - Разберите слова по составу.
Осинка, осиновый, подосиновик. 3). - Составьте предложение со словом осина. - Под осиной растёт гриб. - Подчеркните в предложении главные члены. Под осиной гриб.
Актуализация знаний. - Переходим к четвёртому пункту плана. - Над какой орфограммой работали на прошлых уроках русского языка? -Безударные гласные в корне слова. - Уточните ещё раз, в какой части слова находится безударный гласный звук? - В корне слова. - Как проверить безударный гласный звук в корне слова? - Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Например: гриб – грибы, море –моряк. (появляется схема) - Так сколько способов проверки вы знаете? - Два способа. * изменить форму слова, например: волны – волна; * подобрать однокоренное слово, например: взгляд – глядит.
Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать.
Голова устала тоже, Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне (наблюдение). - Мы дошли до шестого пункта плана. - Посмотрите на доску. - Прочитайте слова. М_Л_ДОЙ Б_Р_ДА П_Л_СА - Что объединяет эти слова? - В корне каждого слова две безударные гласные. - Что надо сделать, чтобы правильно написать эти слова? - Надо подобрать два проверочных слова. - Кто догадался, о каком правиле пойдёт сегодня речь? - О проверке слов с двумя безударными гласными. - Давайте подберём проверочные слова. - Кто испытывает затруднения, может пользоваться алгоритмом карточкой. М_Л_ДОЙ моʹлод, молоʹденький молодоʹ'й • • Б_Р_ДА боʹроды, бороʹдка бородаʹ • • П_Л_СА поʹлосы, полоʹска полосаʹ • •
- Как изменился алгоритм проверки безударных гласных? - В пятом пункте подобрать не одно проверочное слово, а столько слов, сколько безударных гласных.
- Откройте учебник на странице 115. - Прочитайте правило про себя. - Прочитайте хором. -Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами: стоʹроны, стороʹнка – сторонаʹ. Зеʹлень, зелёный – зеленеʹть. Коʹлос, колоʹсья – колосоʹк. - Расскажите друг другу. - Приведите свои примеры.
Выполнение заданий на закрепление изученного. 1. Подумай Докажи Напиши г_л_ва гоʹловы, голоʹвка головаʹ • • в_л_сок воʹлосы, волоʹсики волосоʹк • • д_р_гой доʹрог, дороʹже дорогоʹй • • - Как же проверить слова с двумя безударными гласными в корне?
Физкультминутка для глаз.
2. Дифференцированная работа (по уровню сложности). III группа. Выборочное списывание. Выпиши слова, подходящие к данной схеме.
Л(и,е)сной, х(о,а)л(о,а)да, в(е,и)с(и,е)лились, ос(е, и)нь, ст(о,а)р(о,а)на, стр(а,о)на, заз(е,и)л(е,и)нела.
II группа. Выборочное списывание. Из данных слов выпиши те, которые соответствуют изученному сегодня правилу.
Л-сной, х-л-да, в-с-лились, ос-нь, ст-р-на, стр-на, заз-л-нела.
I группа. Выборочное списывание. Из данных предложений выпиши слова в два столбика, опираясь на схемы.
По лесной дорожке бродит лось. Наступили первые холода. Белочки веселились на полянке. Пришла дождливая осень. На той стороне реки крутой обрыв. Моя страна – Россия. После долгой зимы зазеленела трава на полях.
- А теперь давайте проверим вместе со мной. Вы выполняли разную работу, но слова у всех должны быть одинаковыми.
Холодаʹ, веселиʹлись, сторонаʹ, зазеленеʹла. • • • • • • • •
- Устно подберём проверочные слова. (хоʹлод, холоʹдный; веʹсело, весёлый; стоʹроны, стороʹнка; зеʹлень, зелёный.)
3. Самостоятельная работа. Задание в тетради на печатной основе. С. 34 Вставь буквы. Разгадай загадки. Запиши отгадки. - В…сной в…с…лит, летом х…л…дит,
ос…нью п…тает, з…мой согр…вает. (дерево) - Ве…ки носят, глину роют, на р…ке
пл…тину строят. У пл…тины там и тут в круглых домиках ж…вут. (бобры)
Итог урока. - С каким правилом познакомились на уроке? - Как узнать, какие гласные буквы писать, если в корне слова есть два безударных гласных?
- Оцените свою работу на уроке по шкале. Понимание Интерес Активность
-Дома вы будете выполнять упражнение 273. А кто затрудняется, можете пользоваться алгоритмом. Алгоритм. - Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Найди безударную гласную в корне.
- Подбери проверочное слово.
- Напиши слово.
- Выдели орфограмму.
|