Урок русского языка в 3 классе по теме"Одушевлённые и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Горинская Марина Владимировна

конспект урока по русскому языку Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Апшеронск

                                                                                         УРОК   РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

ТЕМА: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

                                                                                       

                                                                                       Подготовил: учитель начальных классов

                                                                                                                          Горинская Марина Владимировна

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: Канакина, Горецкий   и др.

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Тип урока: урок повторения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.

Цель: закреплять умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные в зависимости от их лексического значения.

Задачи:

1.  Вспомнить  правило различия  неодушевленных  и  одушевленных  имен существительных по вопросам КТО? ЧТО?

2. Учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, развивать внимание, речь, мышление.

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетические чувства.

Планируемые результаты:

- предметные:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными, используя составленный алгоритм действий;

- метапредметные:

 познавательные: уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

 регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей на уроке; обнаруживать и исправлять  ошибки;

 коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности,  желание приобретать новые знания,  содействие развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип урока:

Оборудование:

1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами;

2) для каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки, листы самооценки;

3) для работы в группе – карточки с заданием.

 

Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный

1. Энергезирующая разминка. Знакомство с детьми.

2. Прием «Отсроченная загадка».

- Ребята, я принесла к вам на урок шкатулку. Но она не простая, а с секретом. Хотите узнать, в чем ее секрет? Я вам его открою. Но не сейчас, а в конце урока. Для этого вы должны быть активными, внимательными на уроке.

В добрый путь за новыми знаниями!

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные : самоопределение.

Регулятивные :  организация своей деятельности.

Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные : поиск и выделение информации.

2.Подготовка к работе на основном этапе.

Актуализация знаний учащихся.

1.Чистописание

1) Работа в парах

-Внимательно посмотрите на данную запись:

Старость – молодость

Глубина – мель

Плюс - …

Война - …

Твердость - …

- Если вы догадаетесь и правильно выполните задание, то узнаете, какую букву  мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

(Необходимо подобрать слова с противоположным значением - антонимы)

- Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы.

- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м)

2) Письмо букв М м мм

3) Письмо слов с удвоенной буквой мм: килограмм, грамм, сумма.

4)Самооценка.

- Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.

2. Словарная работа. 

Учит . ль, газ . та, за . ц, м . рковь, в . рона, б . рёза, р . бята, ин . й, к . рова, м . шина, п . тух, с . пог

Взаимопроверка (обменяться тетрадями)

- Что объединяет эти слова? (Имена существительные)

- Что такое существительное? Докажите.

3. Разделить слова на группы по определенному признаку.

На какие группы разделили? (Кто? что?)

- Какие слова отвечают на вопрос кто?

- Какие слова отвечают на вопрос что?

Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые  имена существительные)

Давайте проверим нашу догадку по учебнику.

- А какую цель мы перед собой поставим на уроке?

(Учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные).       (Слайд4)

Актуализация знаний учащихся: определение  уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Подведение к озвучиванию темы урока.

Вставить буквы на доске

Выполнение игрового задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений.

Самооценка.

Взаимопроверка

Классификация слов по определенному признаку.

Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Этап усвоения знаний и способов действий.

4. Этап создания  проблемной ситуации и выхода из нее.

1. Чтение правила из учебника, с. 12.

2. Работа с упражнением учебника (с.12, у. 15 – по вариантам). Фронтальная проверка. Самооценка.

Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, может ли одно и то же имя существительное быть и одушевленным и неодушевленным.

Давайте проверим вашу догадку.

2.  Игра «Наборщики»  

- Даны цепочки слов, у каждого слова вам  необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….(гитара)
  • мышцы+катер=….(мышка)
  • рога+забор=…(роза)
  • сова+баня+капуста=…(собака)
  • коза+лето+сова=…(колесо)
  • губа+север+нити+царевич= гусеница

Получившиеся слова, записанные на карточках,  фиксируются на доске.

гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

- А теперь сгруппируйте эти слова на одушевленные и неодушевленные.  

Работа выполняется самостоятельно. Двое учеников работают у доски.

- Какие слова отнесли к одушевленным? Почему?

- Какие слова отнесли к неодушевленным? Почему?

- А теперь сверим ответы.

- Что заметили?

- Что не так по сравнению с вашими ответами?

(Слова мышка, гусеница и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

- Как вы думаете, почему?    

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

- А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

- А гусеница? (животное и устройство для движения трактора)

-Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают  одушевлёнными и неодушевлёнными. Они меняют своё  лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные.

3. Работа в парах. Алгоритм для отличия одушевленных и неодушевленных имен сущ-ных. Самооценка.

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.

Создание проблемной ситуации.

Уточнение темы урока.

Создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа по вариантам

Самоконтроль.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

 Физкультминутка

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте из-за своих парт

- Я называю слово . если это одушевленное имя существительное – вы поднимаете правую руку, если неодушевленное – поднимаете левую руку, если другая часть речи – присядьте.

Окно, бежать,  узор, снегирь, красивый,  сугроб, олень, воробей, шуба, валенки, писать, редкий, водитель, ласточка, стакан, морж, льдина.

Организация отдыха детей

Выполнение заданий.

Регулятивные:

саморегуляция

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. «Волшебные превращения».

- А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, что у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем...? Как вы думаете, что? (Слова)

Найди  слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка. Запишите пары слов, укажите, одушевленные и неодушевленные предметы. Оцените свою работу.

2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)

-Я предлагается вам последнее задание, при помощи которого  я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

Карточка

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок.

Проверка карточек осуществляется после урока.

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.

Выполнение заданий.

Работа в группах.

Дифференцированная работа

Регулятивные : прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные : логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

 сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6.Этап обобщения и систематизации знаний.

Рефлексия.

Возьмите сигнальные карточки. Я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.

  • Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
  • Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
  • Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
  • В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.

Организация деятельности по применению новых знаний.

Обобщение.

Организация рефлексии.

Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

7. Итог урока.

Все шаги нашего плана пройдены, остался последний – итог.

-Какой была цель нашего урока?

- Достигли мы ее?

-Мы наградили себя новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы:        (Слайд 8)

- Я узнал …

- Я вспомнил…

- Я тренировался …

- Дома я поделюсь …

Работа с листами самооценки.

Раскрытие секрета «Волшебной шкатулки».

- В ней хранится бесценное сокровище – кладезь   Знаний. Ребята, у каждого из вас есть желтая  и зеленая  частичка этого клада. Если вы считаете. Что хорошо поработали на уроке, все поняли, то положите в шкатулку желтую фишечку. Если вам есть еще над чем поработать, то возьмите зелёную фишечку. Я надеюсь, что со временем, открыв свою шкатулку, я увижу в ней только желтые фишечки. Значит, вы достигли цели и приобрели необходимые знания.

Прием «Отсроченная загадка» - результативность работы.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

8. Этап информации о домашнем задании.

1.Учебник. Упр.18, с.13. Повторить правило, с.12.

2.Нарисуйте одушевленные и неодушевленные предметы.

3.Придумайте сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.  

Спасибо за урок. Мне было очень приятно и интересно с вами работать. Успехов вам!

Организация деятельности по применению новых знаний.

Регулятивные:

 умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Знакомство с родом имён существительных".

Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка. 2 класс. Система Занкова. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Обучение осуществляется по  системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть)....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа Росии" «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена сущест...

Презентация по русскому языку (3 класс) на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку....