урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цели:
1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных – одушевлённость, неодушевлённость
2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание
3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.
4. Прививать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
![]() | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тогучинского района Горновская начальная общеобразовательная школа
урок русского языка
по теме
«Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных»
(система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
учитель начальных классов
С.В.Мостовенко
Цели:
1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных – одушевлённость, неодушевлённость
2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание
3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.
4. Прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему
- Какие грамматические значения существительных мы разобрали? – Я знаю… (грамматические значения ЧИСЛА, ПАДЕЖА, РОДА).
- Как вы думаете все ли грамматические значения существительных мы рассмотрели?
☺ Слайд 1
- Запишите предложение: Мы долго рассматривали этот стол.
- Какие орфограммы встретились в этом предложении?
- Докажите правописание удвоенного С в слове РАССМАТРИВАЛИ?
- Вас ничто не удивило в правописании этого слова?
- Какое чередование происходит в корне, позиционное или непозиционное?
- Запишите ещё одно предложение: Мы долго рассматривали этого слона.
III. Работа над новым материалом
- Сравните словоформы существительных СЛОН и СТОЛ.
☺ Слайд 2
- Выяснили, что при одинаковых грамматических значениях числа падежа и рода у этих существительных разные окончания. Чем же отличаются словоформы СТОЛ и СЛОНА по своему значению? (разные окончания)
- Можете ли вы доказать, что значения «живое существо» - «неживой предмет» - это грамматические значения?
- С помощью чего они выражаются?
- Значение «неживой предмет» у слова СТОЛ изменяется или является постоянным?
- Значение «живое существо» у слова СЛОН?
- А отличаются ли другие словоформы этих существительных (кроме винительного падежа) друг от друга?
☺ Слайд 3
- С каким падежом совпадает винительный падеж слова СТОЛ?
- С каким падежом совпадает винительный падеж слова СЛОН?
- У каждой из этих грамматических форм есть своё название.
☺ Слайд 4
- Небольшое уточнение внесём в нашу схему. Докажите, что слово МАМА – это одушевлённое существительное. Получилось в единственном числе?
- А во множественном числе?
- Сделайте вывод! (Чтобы определить одушевлённость – неодушевлённость, надо изменить слово в именительном, родительном и винительных падежах в единственном или во множественном числе).
- Поработаем со слово МАТРЁШКА. Это «живое существо» или «неживой предмет»?
- Какие орфограммы есть в этом слове?
☺ Слайд 5
- Объясните лексическое значение этого слова. А от какого слова оно образовалось?
- Выделите морфемы в этом слове.
- Так каким является слово МАТРЁШКА по своей грамматической форме – одушевлённым или неодушевлённым?
☺ Слайд 6
- Каким является слово ТОЛПА?
- Какая орфограмма есть в этом слове?
- Подберите синоним к этому слову. (НАРОД)
- Какая орфограмма есть в этом слове?
- Выделите морфемы в этом слове. Чтобы удостовериться о происхождении слова, в какой словарь надо посмотреть? (этимологический)
- Слово НАРОД – одушевлённое или неодушевлённое?
☺ Слайд 7
- На какой вопрос отвечает слово КУКЛА?
- Каким является слово КУКЛА одушевлённым или неодушевлённым?
☺ Слайд 8
IV. Закрепление изученного
- От чего зависит выбор вопроса КТО? или ЧТО? к существительному – от особенностей его лексического значения или от грамматического значения одушевлённости – неодушевлённости?
- Всегда ли по этим вопросам можно определить, каким является существительное – одушевлённым или неодушевлённым? Почему?
- Посмотрите на группу слов. Что их объединяет?
ВЕСНА, ЯМКИ, ВОЛКИ, ВЕТКИ, ЗАЙКИ, МИШКИ
- Выпишите слова, которые соответствуют описанию:
1-ый звук – мягкий согласный;
3-ий звук – твёрдый согласный;
4-ый звук – мягкий согласный.
- Определите грамматическое значение одушевлённости – неодушевлённости у каждого существительного?
- Запишите предложение с комментированием:
У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.
- Запишите самостоятельно:
Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик.
- Глагол - плачет, какого спряжения?
- Какую безударную гласную в корне вы выбрали для написания в слове уронила?
- У каждого существительного определить значение одушевлённости – неодушевлённости.
V. Итог урока
- Ответьте каждый на два вопроса:
- Что узнал?
- Что хочу узнать?
VI. Домашнее задание
С.159 Упр.102
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-59104-1473684045.jpg)
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта урока "открытия новых знаний" по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-1113807-1549541621.jpg)
Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846784-1478627635.jpg)
Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»
Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.Задачи– отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.– развивать внимание, монологическую ре...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»
Закрепить знания о системе падежей русского языка....