Открытый урок "Парная согласная"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: Правописание парных согласных на конце и в корне слова.
Цель: Формирование навыка правописания парных согласных в корне слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_parnaya_soglasnaya.docx | 50.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет, класс: Русский язык, 3
Программа: Школа России
Учебник, автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Учитель: Старикова Инна Витальевна
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Методы и приемы: Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в пара
Формы и виды работ: Фронтальная, парная, индивидуальная
Тема: Правописание парных согласных на конце и в корне слова.
Цель: Формирование навыка правописания парных согласных в корне слова
Задачи:
Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.
Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.
Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.
Метапредметные
Личностные
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родного языка
- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Познавательные
- активизировать познавательную деятельность
- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать
- осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов
- проводить сравнение, классификацию учебного материала по заданным критериям
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов
- давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа
- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи
-структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
Коммуникативные
- воспринимать мнение других людей о языковых явлениях
- понимать задаваемые вопросы
- выражать свою точку зрения
- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию
- обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль
Ресурсы: индивидуальные карточки с заданиями, демонстрационные листы для алгоритма, учебник русского языка Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Добрый день, дорогие ребята и гости! Ладошка к ладошке Мы руки возьмем И дружной семьей Работу начнем. - Именно с добром мы можем преодолеть все трудности. - Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы…………» - А я сегодня пришла на урок русского языка для того, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания. Итак, за работу! - Будем продолжать исследовать тайны русского языка. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. Разогревают ладошки. Приветствуют друг друга. Предположения ребят Открывать новые знания | Мотивационная и эмоциональная готовность к учебной деятельности. Личностные Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Загадка. Определите, о каком времени года идет речь Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен, Кто же я … (осень) - Вам на парты Осень рассыпала листочки. - А выполнять задания вы будете в паре. Давайте вспомним, какие качества вам потребуются, чтобы работать в паре и справиться с заданием. Рассмотрите записи на листочках -Внимание, задание! - Что записала Осень на листочках? (буквы) - Что объединяет все эти буквы? (согласные) - Какие это согласные? (парные) - Разложите листочки по парам. -Какие буквы разместили на верхней строчке? На нижней? (Верхней строчки буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.) - Остались ли лишние буквы? Почему? (М, Р – у них нет пары) (СЛАЙД 1) - Минутка чистописания. (откройте тетради, запишите число, кл работа.) - Запишите согласные парами. | Ученики слушают и выполняют задания. Работа в парах. 1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно. 2.Выслушать мнение другого. 3.Найти общее решение.
Называют согласные звуки. Записывают парные согласные. Называют звуки, которые они обозначают. б в д ж з г п ф т ш с к | Регулятивные Формулировать тему урока и ставить цели урока. Познавательные Умение анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал Личностные Проявлять интерес к изучению темы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Поиск решения. Открытие нового знания. |
Перед вами ФИЛВОРД. Нужно найти словарные слова, которые спрятались и записать в тетрадь, поставить ударение (СЛАЙД 2) Слова: морковь, холод, медведь, мороз, сапог, огород, обед, снег, пирог. Взаимопроверка по образцу на экране. (СЛАЙД 4) Поменяйтесь тетрадками и проверьте написание слов - Что объединяет данные слова? (парная согласная на конце слова) - Как вы думаете, эта тема нам известна? - Какие способы проверки вы вспомнили? Парные согласные – самые опасные. Парный в слове проверяй, Рядом гласный иль согласный подставляй! - Правильно ли мы определили алгоритм давайте проверим по учебнику С 67 Вспомним -Какие задачи мы поставим перед собой? | Ответы обучающихся (подбирать проверочные слова и правильно записывать). Ответы обучающихся (изменить форму слова, подобрать однокоренные слова). | Познавательные Осмысление понятий связанных с данной темой, поиск решения проблемы. Коммуникативные Умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи. Регулятивные Планирование, прогнозирование своих действий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление во внешней речи | Игра «Угадай слово», подбери проверочное А) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр; ГОРОД -города Б) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода; АРБУЗ-арбузы В) вещи, предметы, которые берёт с собой пассажир в дорогу; БАГАЖ-багажа Г) двухколёсная или трёхколёсная машина для езды по дорогам, приводимая в движение с помощью педалей; ВЕЛОСИПЕД-велосипеда Д) холодная зимняя погода, холод; МОРОЗ-морозы Е) направление, путь следования, место для проезда или прохода, полоса земли, служащая для езды; ДОРОЖКА-дорожечка Ж) приём пищи в середине дня; ОБЕД-обедать З) сшитые листы чистой бумаги в клетку или в линейку для письма; ТЕТРАДЬ-тетради | Обучающиеся отгадывают загадки, подбирают проверочные слова с парными согласными. | Регулятивные Контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка | Поработали мы дружно, Отдохнуть сейчас нам нужно. Для этого будем делать зарядку Чтобы здоровье было в порядке. | Выполняют физические упражнения. | Личностные Умение применять правила охраны своего здоровья. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Урок наш продолжается, Согласный будем проверять, Работу в парах выполнять. Работа в паре. Соберите пословицы. - Нужно составить пословицу, записать в тетрадь и подчеркнуть орфограмму в слове с парными согласными, подобрать устно проверочное слово. (кто составит пословицу, объясните ее смысл, выступает один) Землю красит солнце, а человека труд. Труд кормит, а лень портит. Терпенье и труд – все перетрут. Будет хлеб, будет и обед. Старый друг лучше новых двух. Береги нос в сильный мороз. | Дети работают в паре, собирая пословицы. | Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные Умение анализировать и делать выводы Коммуникативные Умение работать в паре, учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера. Умение контролировать и оценивать свои действия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Включение в систему знаний (повторение) | Осень просит вас помочь. Один неграмотный мальчик писал диктант и допустил много ошибок. Исправьте их. Работа по тексту. Ночью ударил сильный морос. Он сковал летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало дупкам и берёскам. Записать первое предложение и разобрать по членам предложения и подписать части речи. Ночью ударил сильный мороз. | Дети читают текст и находят слова с парными согласными, устно подбирают проверочные слова. | Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные Умение анализировать и делать выводы Регулятивные Умение контролировать и оценивать свои действия. Личностные Умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Подведение итога урока. Рефлексия деятельности | - Какая тема урока у нас сегодня была? - Какую мы ставили перед собой задачу? -Удалось ли нам её решить? На сколько вам удалось справиться на уроке с данной задачей отразите в листе самооценки.
Выставление оценок. | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. Критически оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные Оценивать результат учебной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Записывают домашнее задание в дневниках. | Познавательные Построение самостоятельного процесса поиска. Личностные Смыслообразование, установление связи между учебной деятельностью и ее мотивов. |
Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 |
Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 |
Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 |
Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 |
2. Словарная работа:
-Послушай внимательно лексическое значение данного слова и запиши его:
А) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр; ГОРОД
Б) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода; АРБУЗ
В) вещи, предметы, которые берёт с собой пассажир в дорогу; БАГАЖ
Г) двухколёсная или трёхколёсная машина для езды по дорогам, приводимая в движение с помощью педалей; ВЕЛОСИПЕД
Д) холодная зимняя погода, стужа, холод; МОРОЗ
Е) направление, путь следования, место для проезда или прохода, полоса земли, служащая для езды; ДОРОЖКА
Ж) приём пищи в середине дня; ОБЕД
З) сшитые листы чистой бумаги в клетку или в линейку для письма; ТЕТРАДЬ
-Что общего у этих словарных слов? Какое слово лишнее?
- Как проверить правописание парной согласной в корне слова?
-Вспомните стихотворение:
- игра «Доскажи словечко».
- Где растёт морковь? (На грядках.)
- Буквы пишут где? (В тетрадках.)
- Чистим что мы? (Зубки.)
- Одеваем в холод (Шубки.)
- Любим все (Коньки, салазки.)
- А читаем часто (Сказки.)
- Звук согласный проверяй, (Рядом гласный подставляй)
- Грядка. Нет чего? (Нет грядок.)
- А тетрадка? (Нет тетрадок.)
- Зубки! Изменили - (Зубы.)
- Шубки. Проверяем (Шубы.)
- Ждём (Снежинок и салазок.)
- И побольше чудных (Сказок).
Землю красит солнце, а человека труд.
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд – все перетрут.
Будет хлеб, будет и обед.
Старый друг лучше новых двух.
Береги нос в сильный мороз.
Ночью ударил сильный морос.
Он сковал летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало дупкам и берёскам.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Землю красит солнце,
Труд кормит,
Терпенье и труд
Будет хлеб,
Старый друг
Береги нос
а человека труд.
а лень портит.
– все перетрут.
будет и обед.
лучше новых двух.
в сильный мороз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обучение грамоте "Звуки гласные и согласные"
Сценарий открытого урока....
открытый урок по теме "Парные согласные в корне"
Урок имеет большую воспитательную ценность: учит правилам этикета за столом, как правильно накрыть стол, как встречать и занимать гостей. Знакомство с правилом проверки парной согласной в корне постро...
открытый урок по теме "Парные согласные в корне"
Урок имеет большую воспитательную ценность: учит правилам этикета за столом, как правильно накрыть стол, как встречать и занимать гостей. Знакомство с правилом проверки парной согласной в корне постро...
Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным"
Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным" по учебнику М.С.Соловейчик...
Конспект открытого урока Согласные звуки [з], [з,],буквы З,з. «О братьях наших меньших».
Конспект открытого урока по русскому языку....
Открытый урок на тему: «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.»
Открытый урок по русскому языку 3 класс...
Открытый урок " Согласный звук Й"
ПредметРусский языкКласс2 классУМКОбразовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.Тема урока«Согласный звук [Й] и буква Й краткое»Ц...