открытый урок по теме "Парные согласные в корне"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок имеет большую воспитательную ценность: учит правилам этикета за столом, как правильно накрыть стол, как встречать и занимать гостей. Знакомство с правилом проверки парной согласной в корне построено на изучении нового словарного слова "обед". Учащиеся узнают о многозначности слова, выполняют творческие задания на уроке и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку на тему "Парные согласные в корне" | 695.46 КБ |
открытый урок на тему "Парные согласные в корне" | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Проверка п арных согласных в корне слова»
18 35 12 32 1 4 5 6 7 8 2 м у е с Р 3 е в о я т 4 ж и т к д 5 и п а б ф
Обед-приём пищи в середине дня. (За обедом мы сидели тихо.)
Обед-пища приготовленная для еды. (В столовой сегодня вкусный обед.)
Обед-время этой еды, обычно полдень. (После обеда мы пошли на прогулку.)
Обед-перерыв в работе на время обеда, в обеденное время. (Магазин закрыт на обед.)
Обед – обеды чашки – чашечка класс – классы хлеб - хлебушек
Хлеб – хлебный
Хлеб - хлеб н ый
Толковый словарь русского языка С. И. Ожигова. Сервировка – убранство стола. Сервировать – приготовить, расставить на столе для еды (посуду, кушанье)
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.
1. Предложить поиграть в догоняшки . 2. Попрыгать на скакалке. 3. Послушать сказку. 4. Поиграть в настольные игры (шашки, домино, шахматы) 5. Потанцевать .
морковь морковочка морковка морковный
Предварительный просмотр:
Тема: проверка парных согласных в корне слова.
Цель:
Ознакомиться со способом проверки парных согласных с помощью буквы Н.
Создать условия для развития мышления и интереса к изучению русского языка.
Ознакомить с правильной сервировкой стола и с правильным поведением за столом.
Продолжить работу над формированием умения работать в парах.
Оргмомент:
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся дружок!
Учитесь тайны открывать
Ответы полные давать.
- Записать дату
- Минутка чистописания.
-Чтобы на уроке четко и быстро говорить предлагаю зарядку для языка.
Ша-ша-ша-ша ( на слайде)
Наша школа шороша.
Жу-жу-жу-жу
В эту школу я хожу.
- Какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания?
Шш жж.
- Что вы можете сказать о буквах ж-ш? (парные согласные)
- Послушайте стихи и назовите тему нашего урока.
3. Целеполагание.
В нашем русском языке
Ходят пары на «легке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую-
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
На слайде тема «Проверка парных согласных в корне.»
- Что мы уже знаем? ( что такое корень? Какие звуки являются согласными? Какие существуют парные согласные? Как их проверить?)
- Мы с вами уже всё знаем. А для чего тогда проводить урок? ( тренироваться в проверке парных согласных, чтобы правильно писать слова.)
4. словарная работа.
Начнём мы нашу работу сегодня с головоломки. (на слайде зашифровано словарное слово обед )
Разгадайте словарное слово, с которым мы познакомимся, для этого рассмотрите внимательно прямоугольник и шифр к нему. (слайд)
- Что напоминает таблица? (таблицу Пифагора.)
- Какое математическое действие нужно выполнить с цифрами, чтобы найти нужную букву?
Слово записать в тетрадь.
- Почему именно с этим словом мы сегодня будем знакомиться? ( слово с парной согласной)
-Докажите что нужно писать Д.
-Обед –обеды –однокоренные слова.
- Придумайте однокоренные слова (2 записать)
Обед, обеденный, обедать, пообедать, отобедать, дообеденный.
Докажите что они однокоренные.( выделить корень)
- Какое значение имеет слово обед? (читать по одному на слайдах)
Обед - прием пищи в середине дня. (За обедом мы сидим тихо.)
Обед – пища, приготовленная для еды. (В столовой сегодня вкусный обед)
Обед – время этой еды, обычно полдень . (После обеда мы пошли на прогулку)
Обед – перерыв в работе на время обеда, в обеденное время. ( Магазин закрыт на обед.)
-Кто помнит как называются слова, которые имеют несколько значений ?
5 работа над пройденным материалом
а) Работа по учебнику с. 86 упр. 194 Прочитать текст и определить в каком значении употреблено слово обед (приём пищи в середине дня)
- Спишите текст, найдите слова с парной согласной в корне (парную согласную подчеркнуть)
Проверка (обед, класс, чашки, ложки, мягкий, хлеб, пирожки)
- Посмотри внимательно на слова , на какие 2 группы можно их разделить? ( парные согласные в середине и в конце )
б ) Слайд обед- обеды чашки- чашечки
Класс- классы хлеб- хлебушек
-Посмотри на 1 и 2 столбики. Какие 2 способа проверки парных согласных вы знаете?
В )А сейчас предлагаю решить орфографическую задачу: можно ли слово хлеб проверить словом хлебный? ( слайд)
Перед звонкой согласной н парный согласный слышится чётко.
Г )сформулируйте правило проверки парной согласной в корне , дополнив новым сведением.
Прочитайте правило учеб. с.85
ФИЗМИНУТКА 1)для глаз электронная
2) проводит ученик
Вы наверное устали, ну тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам- шлёп! Шлёп!
По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай!
Мы осанку исправляем. Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись, до носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.
5 Работа над новым материалом
В детском садике ребята любят играть в больницу, парикмахерскую. А вы любите играть?
Я предлагаю вам необычную игру, название которой -наше словарное слово «обед»
Вы пригласили друзей к себе на обед . Что вам нужно сделать? ( накрыть на стол)
Как правильно накрыть на стол? Предлагаю подумать над этим вопросом вместе с товарищем по парте. Возьмите конверт и разложите столовые приборы и посуду так как бы вы накрыли на стол.(сам. Работа 1 мин. )
Оказывается есть правила сервировки стола. Что означает слово СЕРВИРОВКА? Обратимся к словарю С.И. Ожегова
Слайд СЕРВИРОВКА-убранство стола
СЕРВИРОВАТЬ-приготовить, расставить на столе для еды ( посуду, кушанье)
Сейчас проверим себя, знаем ли мы правила сервировки . Кто на доске покажет как правильно накрыть на стол? (составить на доске)
- Как вы думаете, сколько тарелок нужно поставить на стол 1 человеку?
Слайд во время обеда нужны 3 тарелки: для салата, для первого и второго блюда. Сначала нужно поставить тарелки для салата. Справа положить ложку и нож. Слева- вилку. Перед тарелкой поставить стакан. Хлеб, солонка. Салфетки ставятся в центр стола. Поднимите руку кто правильно выполнил.
6 Самостоятельная работа.
Стол сервировали. А чем мы будем угощать друзей? Предлагаю продолжить работу в парах (3-5 мин. ) проверка. (Хлеб, бутерброд ,винегрет, салат ,пирог пирожки ,плов, шоколад, мармелад, торт, конфетки, сливки, мёд, сок, компот, арбуз, виноград, ананас, морковь)
Угощение готово. Ребята мы поговорили о правилах сервировки стола ,а ещё есть правила этикета за столом .Ч то такое этикет? Обратимся к словарю С. И. Ожегова
Слайд ЭТИКЕТ- установленный порядок поведения, форм обхождения.
Предлагаю проверить вам правила этикета ( поведения за столом)
- В салате из помидоров и огурцов много сока. Можно ли есть такой салат ложкой?( Все салаты едят вилкой, как бы ни был вкусен сок, его придётся оставить на тарелке )
- Вам подали горячий суп, вы дуете на ложку и громко прихлёбываете. Правильно ли вы поступаете? ( Есть нужно беззвучно и не дуть на горячее блюдо)
- Можно ли есть с ножа ? ( нет, это некрасиво , а также опасно)
- Нужно ли котлету разрезать ножом? ( только вилкой)
- А для чего на стол кладут нож? ( если подадут мясо, брать нужно вилкой и отрезать небольшими кусочками )
- В какой руке нужно держать вилку и нож? ( нож в правой, а вилку в левой и не перекладывать их из руки в руку)
- Как дотянуться до вкусного блюда? (вежливо попросить соседа)
- Окончив еду, вы тщательно облизали ложку, вилку и положили их рядом с тарелкой. Правильно ли вы сделали? ( нет. Их не облизывают. А кладут на тарелку)
- Можно ли разговаривать во время еды? А если вас о чём-то спросили? ( сначала проглотите пищу, а потом ответьте)
МОЛОДЦЫ, не забывайте их соблюдать.
7 Проверочная работа
Гостей мы угостили вкусным обедом. А теперь что ? Скажем, что мы заняты и попросим уйти?
Чем можно развлечь гостей после обеда?
Слайд 1 Предложить поиграть в догоняшки.
2 Попрыгать на скакалке.
3 Послушать сказку.
4 Поиграть в настольные игры. ( шашки, Домино, шахматы)
5 Потанцевать.
- Мы своим гостям предлагаем необычную сказку. Ребята,вы будете слушать сказку и в тетради записывать парную согласную ( орф. Диктант)
Электр. Сказка «Колобок»
7 Итог урока Посмотрите на ваш орфографический диктант и заполните в тетради клеточки
1 клетка :трудно + ,нетрудно -
2 клетка : не справляетесь - , не справляетесь +
3 клетка : нужно ли ещё раз поупражняться нет - , да +
А сейчас посмотрим кто очень внимателен был на уроке.
Слайд МОРКОВЬ : морковка, морковный, морковочка
Какие слова являются проверочными слову морковь ?
Ребята, наш урок подошёл к концу. Я хочу объявить конкурс «Сладкая парная согласная»
Итоги будем подводить на последнем уроке по теме « Парная согласная в корне»
Нужно собрать фантики от конфет в названии которых есть парные согласные.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""
Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....
урок русского языка "Согласные в корне слова 2 класс"
урок русского языка "Согласные в корне слова 2 класс"...
Конспект урока "Проверка парных согласных в корне слова"
Конспект урока «Проверка парных согласных в корне слова»Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России» с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий Выполнила учитель начальных кла...
План-конспект урока "Правописание парных согласных в корне слова"
План-конспект урока "Правописание парных согласных в корне слова"...
Конспект урока «Проверка парных согласных в корне слова»
Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России» с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий ...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
конспект урока "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс
Данной разработкой урока могут воспользоваться педагоги начальных классов, работающие по программе Шклоа России и реализующие ФГОС. В разработке показано, как формируется у детей младшего школьного во...