Открытый урок на тему: «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.»
план-конспект урока по русскому языку
Открытый урок по русскому языку 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №10»
Открытый урок на ШМО на тему:
«Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.»
Подготовила:
учитель начальных классов
Паршина Валентина Сергеевна
ноябрь 2018
Тема: Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова, которые вы записали.
- Написание каких гласных нужно проверять?
— Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец: встреча — встречать.
Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.
2. Фронтальная работа
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. Молодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств.лам деревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с.неет. Л.сной запах усиливается.
По И. Тургеневу
(Самопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)
- Назовите орфограмму в слове-отгадке.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках
Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
- Что же это за согласные? Мы можем их узнать?
Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — гю[тш]утить.
- Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].
- Что же произошло? (Оглушение.)
2. Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 111).
- Прочитайте текст.
- Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)
3. Работа со словом из словаря
— Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)
— Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом пороша, запишите.
— Запомните написание этого слова.
- Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.
Карточка:
- Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
- Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
- Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Слайд 4. -Проверяем.
1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).
2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.
3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.
-У кого также? Почему? Докажите.
-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)
-Встаньте пары, которые выполнили работу верно
VI. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль
Музыкальная физкультминутка.
VII. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
а) Слайд 5. (7 слов) -Прочитайте текст ( читает ученик).
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!
-Определите тему текста.
-Какая основная мысль текста?
-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.
-Как можно назвать текст?
-Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.
- Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.
-В написании каких слов ошиблись?
- Укажите над словами с парной согласной части речи.
- Проверка
Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)
Ено..-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывёт могучий бегемо..,
Медвс.ь над нерпою ревёт,
И белый голу..ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
— Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)
— Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
— Что показалось трудным?
Домашнее задание
Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/31/picture-28607.jpg)
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/31/picture-28607.jpg)
Технологическая карта Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова
Технологическая карта...
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...
Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»
Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:· Учить...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/23/picture-789181-1577127942.jpg)
Технологическая карта по русскому языку. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Технологическая карта урока по русскому языку «Школа России», 3 класс.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101331-1547409321.jpg)
Русский язык.Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне".
Урок 3 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-1302376-1611608086.jpg)
Конспект урока чтение «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне» (УМК Школа России 3 класс)
ЦельСпособствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звукТип урокаРешение частных учебных задачПланируемыерезультаты(предметные)Участвуют в устном общении на уро...