Открытый урок " Согласный звук Й"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | «Согласный звук [Й] и буква Й краткое» |
Цель урока | Познакомить учащихся с особенностями согласного звука [Й’]; |
Учебные задачи | Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:
- метапредметных результатов:
- личностных результатов:
|
Формирование УУД | Познавательные: - высказывать предположения; - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя; - находить и исправлять ошибки; - соотносить выполненное задание с образцом; - проводить самооценку своего задания по следующим параметрам: быстро, правильно, красиво. Личностные: - проявлять к одноклассникам доброжелательность, доверие, внимательность, оказывать помощь. Коммуникативные: - излагать свое мнение; - составлять предложения для решения определенной задачи; - работать в группе, проводить взаимопроверку. |
Оборудование |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_y.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | «Согласный звук [Й] и буква Й краткое» |
Цель урока | Познакомить учащихся с особенностями согласного звука [Й’]; |
Учебные задачи | Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:
- метапредметных результатов:
- личностных результатов:
|
Формирование УУД | Познавательные: - высказывать предположения; - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя; - находить и исправлять ошибки; - соотносить выполненное задание с образцом; - проводить самооценку своего задания по следующим параметрам: быстро, правильно, красиво. Личностные: - проявлять к одноклассникам доброжелательность, доверие, внимательность, оказывать помощь. Коммуникативные: - излагать свое мнение; - составлять предложения для решения определенной задачи; - работать в группе, проводить взаимопроверку. |
Оборудование |
|
Ход урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Развитие УУД |
I. Организацион-ный момент | Звучит песня "Улыбка" (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский). -Улыбка - это волшебный ключ, который открывает все "замки" в душах людей. Она может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Подарите свои улыбки гостям. Сегодняшний урок я бы хотела начать с девиза-ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗНАЕШЬ,ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ ЖИТЬ! -Как вы это понимаете? (Человек с ранних лет развивается и учится. Читая книги, он познаёт мир, и знает про многое. Ему интересно жить, ведь мир очень большой. Знания-залог успешного будущего.) -Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? - Клад - это богатство, деньги, золото. - Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Путешествовать будем группами. У каждой группы есть капитан. Правила работы в группе.
2.Говори спокойно ясно, только по делу. 3.Помогай товарищам, если они об этом просят.
Маршрут нашего путешествия отмечен на карте. Победит та группа, которая лучше справится с заданиями и наберёт больше ключей от сундука с сокровищами. За каждый правильный ответ будете получать ключи. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! | Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока. Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Познавательные УУД: сверстниками. . |
II.Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания. - С чего мы начинаем урок русского языка?( с минутки чистописания). И сегодняшнее путешествие мы начнем с этого, но сначала сделаем разминку для рук и пальчиков. Дом - А теперь открываем тетради( сегодня они будут у нас дневниками путешественников), записываем число, классная работа. Записи ведем красиво и аккуратно. -Посмотрите на запись А О У Р Я Ю - - Какая лишняя буква и почему? (Р – согласная) Запишите ее. -Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Звуки и буквы). - Когда мы говорим, то произносим ? (Звуки) -Звуки на письме обозначаются …(буквами). - На какие две группы делятся звуки русского языка? (гласные и согласные) -Сколько гласных букв в русском языке?(10) - А сколько гласных звуков? (6) | Выполняют письмо по образцу. Совершенствуют навыки каллиграфии. Записывают, аргументируют свой выбор. | Личностные УУД: -желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; Познавательные УУД Учатся осуществлять актуализацию изученного материала. Коммуникативные УУД Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников. |
III. Самоопределение к деятельности |
Сегодня мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что она внешне очень похожа на свою соседку по алфавиту. А ещё потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась, то исчезала из алфавита. И первоначально буквой её даже совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось своё, постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. - Кто может назвать тему нашего урока? (дети называют) - Научиться определить, какими буквами обозначается звук [й']? записывать слова со звуком [й']. - Вспомнить правило переноса слова с буквой Й. Иногда эту хитрую букву ещё называют йотированной. Так зачем же в нашем алфавите понадобилась ещё одна И, хоть и краткое? Давайте разберёмся. Отправимся за сокровищами на острова буквы Й. А теперь давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя оглянись и на корабле очутись» (Все вместе произносят волшебные слова.) Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. -Ребята, злой пират похитил сокровища и спрятал их на на острове. По мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте.
| Отвечают на вопросы. Определяют тему урока. | Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно Познавательные УУД -добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах; -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; -слушать и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной форме; -высказывать свое предположение; Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; -планировать свою деятельность на уроке; -самостоятельно формулировать тему и цели урока; -планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
IV. Работа по теме урока. | - Вспомним, что мы можем рассказать про звук [и] (дети дают характеристику - Давайте охарактеризуем звук [й]. Что мы можем о нём рассказать? (звонкий он или глухой, твёрдый или мягкий). -Давайте составим портрет буквы и Й и дадим ему характеристику. На столе у вас шаблоны для портрета звука, посмотрите, подумайте, какие детали вам понадобятся. | Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Составление портрета звука Й. | Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; Коммуникативные УУД: - с точностью выражать свои мысли; - договариваться о совместной деятельности в группе, умение находить общее решение; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
V. Первичное закрепление | Мы приплыли на острова буквы Й. Чтобы найти сокровища, нам нужно выполнить задания. 1.Соберите из слогов слова со звуком й и запишите их. За каждое верное слово получаете ключ к сундуку с сокровищами НЕ ЗНАЙ КА МУ РА ВЕЙ ЧАЙ КА СО ЛО ВЕЙ ЛЕЙ КА 2.Второе испытание- в рассказе подчеркнуть слова с буквой Й. Сова. Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова. — Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей: — Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг! Рассердилась Сова. — Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови. А Старик: — Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела. | Выполняют задания в группе и индивидуально. Вспоминают рассказ В. Бианки «Сова». | Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу; Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - договариваться о совместной деятельности в группе, умение находить общее решение; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД Учатся конструировать слова согласно заданной теме. |
VI.Физкультминутка | Выполняют упражнение на снятие напряжения согласно тексту. | ||
VII. Продолжение работы по теме урока | Звук [Й' . не простой. Он часто надевает на себя шапку-невидимку и прячется за другими буквами. Я предлагаю узнать, какие буквы "скрывают" от нас звук [Й']. Прочитайте слова: Пьют, ягода, синие. Проговорите слово, найдите звук й , назовите букву, которая скрывает звук й . - Когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука? Вывод: звук [Й'] часто "скрывается" за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого согласного или после гласных. В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай. Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка. Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога. Чтобы плыть дальше нам надо вспомнить правила переноса слов с буквой Й. Раздели слова на слоги, за каждый верный ответ, получаете ключ. Сформулируй правило переноса слов с буквой Й: Лайка, змейка, гайка, зайка, чайка, трамвай, воробей. [Й'] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он. Запомните правило: Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука. | Проговаривают особенности звуков. Объясняют, где может стоять в слове звук [Й'] и какими буквами обозначаться. Вспоминают правила переноса слов. | Познавательные: развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью Личностные: - готовность к сотрудничеству, |
| |||
IX.Итог урока | Подведём итог урока: можете ли вы охарактеризовать звук [Й'] и звук [И]? Какими буквами они обозначаются? Почему согласный звук [Й'] называют звуком- невидимкой? Наше путешествие заканчивается,сейчас узнаем какая команда набрала больше ключей,чтобы открыть сундук. Вы получили все ключи, а значит, вы можете открыть сундук с сокровищами. А сокровища для вас –это ваши знания! | Познавательные УУД: - ориентироваться в содержании предмета; - использовать информацию для решения учебной задачи; - систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные УУД: - высказывать суждения. Регулятивные УУД: - делать выводы по результатам работы; | |
X.Рефлексия | Оцените свою работу на уроке. Кидаем в море спасательный круг: Оранжевый-все запомнил и могу помочь другим; Синий- было трудно, надо еще потренироваться. | Познавательные: Проверка усвоения учебного материала, Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке Личностные УУД:; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; | |
XI. Домашнее задание | У вас на партах карточки с домашним заданием. Оранжевые карточки-сложные задания,для тех,кто все понял и хочет выполнить задание на отлично. На зеленых задание для тех,у кого новая тема вызывает трудности. | Личностные УУД: - желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; Регулятивные УУД: -оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония» Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.
Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм. Дата: 22 октября 2013 года. Цель: Создание условий для развития личности. Задачи: 1. Научить учащихся выделять согласные звуки [л - л’], [...
Презентация к конспекту урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.
Презентация содержит слайды, помогающие учителю при проведении урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм....
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с
Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...
Открытый урок. Тема урока: Согласные звуки [р], [р\'], буквы Р, р.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.Тип урока: Решение учебной задачиПлани...
Конспект открытого урока Согласные звуки [з], [з,],буквы З,з. «О братьях наших меньших».
Конспект открытого урока по русскому языку....