Открытый урок " Согласный звук Й"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Алтушкина Наталья Александровна

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

«Согласный звук [Й] и  буква Й краткое»

Цель урока

Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [Й’];

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • Уточнить представления  учащихся о согласном звуке [Й’];
  • Различать согласный  звук [[Й’] и гласный звук [И], а также слоги, в которых есть звук [Й’];
  • Различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме
  • формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й  .
  • формировать орфографическую зоркость;

- метапредметных результатов:

  • Формировать умение анализировать, обобщать материал
  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  •  формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации

- личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  •  воспитывать доброжелательность, терпимость;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в парах.

Формирование УУД

Познавательные:

- высказывать предположения;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую

для решения учебной задачи.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- определять цель учебной деятельности с помощью

учителя и самостоятельно;

- обнаруживать и формулировать проблему с помощью

учителя;

- находить и исправлять ошибки;

     - соотносить выполненное задание с образцом;

- проводить самооценку своего задания по следующим

параметрам: быстро, правильно, красиво.

Личностные:

- проявлять к одноклассникам доброжелательность,

доверие, внимательность, оказывать помощь.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение;

- составлять предложения для решения определенной

задачи;

- работать в группе, проводить взаимопроверку.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий
  • ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, задания на карточках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

«Согласный звук [Й] и  буква Й краткое»

Цель урока

Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [Й’];

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • Уточнить представления  учащихся о согласном звуке [Й’];
  • Различать согласный  звук [[Й’] и гласный звук [И], а также слоги, в которых есть звук [Й’];
  • Различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме
  • формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й  .
  • формировать орфографическую зоркость;

- метапредметных результатов:

  • Формировать умение анализировать, обобщать материал
  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  •  формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации

- личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  •  воспитывать доброжелательность, терпимость;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в парах.

Формирование УУД

Познавательные:

- высказывать предположения;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую

для решения учебной задачи.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- определять цель учебной деятельности с помощью

учителя и самостоятельно;

- обнаруживать и формулировать проблему с помощью

учителя;

- находить и исправлять ошибки;

     - соотносить выполненное задание с образцом;

- проводить самооценку своего задания по следующим

параметрам: быстро, правильно, красиво.

Личностные:

- проявлять к одноклассникам доброжелательность,

доверие, внимательность, оказывать помощь.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение;

- составлять предложения для решения определенной

задачи;

- работать в группе, проводить взаимопроверку.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий
  • ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, задания на карточках.

Ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Развитие УУД

I. Организацион-ный момент

Звучит песня "Улыбка" (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский).

-Улыбка - это волшебный ключ, который открывает все "замки" в душах людей. Она может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Подарите свои улыбки гостям.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с девиза-ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗНАЕШЬ,ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ ЖИТЬ!

-Как вы это понимаете?

(Человек с ранних лет развивается и учится. Читая книги, он познаёт мир, и знает про многое. Ему интересно жить, ведь мир очень большой. Знания-залог успешного будущего.)

-Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Путешествовать будем  группами. У каждой группы есть капитан.

Правила работы в группе.

  1. Слушай, что говорят другие.

2.Говори спокойно ясно, только по делу.

3.Помогай товарищам, если они об этом просят.

  1. Работай –тихо.

Маршрут нашего путешествия отмечен на карте. Победит та группа, которая лучше справится с заданиями и наберёт больше ключей от сундука с сокровищами. За каждый правильный ответ будете получать ключи. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока.

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД:

сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Познавательные УУД:  

сверстниками.

.

II.Актуализация знаний

1. Минутка чистописания.

- С чего мы начинаем урок русского языка?( с минутки чистописания). И сегодняшнее путешествие мы начнем с этого,

но сначала сделаем разминку для рук  и пальчиков.

Дом        
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
(похлопать ладонями).

- А теперь открываем тетради( сегодня они будут у нас дневниками путешественников), записываем число, классная работа. Записи ведем красиво и аккуратно.

-Посмотрите на запись

А О У Р Я Ю

-

- Какая лишняя буква и почему? (Р – согласная)

Запишите ее.

-Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Звуки и буквы).

- Когда мы говорим, то произносим ? (Звуки)

-Звуки на письме обозначаются …(буквами).

- На какие две группы делятся звуки русского языка? (гласные и согласные)

-Сколько гласных букв в русском языке?(10)

- А сколько гласных звуков? (6)

Выполняют письмо

по образцу.

Совершенствуют навыки каллиграфии.

Записывают, аргументируют свой выбор.

Личностные УУД:

 -желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

Познавательные УУД

Учатся осуществлять актуализацию изученного материала.

Коммуникативные УУД

Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.

III. Самоопределение к деятельности

 

 Сегодня мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что она внешне очень похожа на свою соседку по алфавиту. А ещё потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась, то исчезала из алфавита.

И первоначально буквой её даже совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось своё, постоянное место в алфавите, рядом с гласной И.

- Кто может назвать тему нашего урока? (дети называют)
- Да, тема нашего урока: звук [й] и буква, которая его обозначает – и краткое.
- А чему мы с вами должны научиться на этом уроке?
-
Учиться слышать в словах звук [й'].

- Научиться определить, какими буквами обозначается звук [й']? записывать слова со звуком [й'].

- Вспомнить правило переноса слова с буквой Й.

Иногда эту хитрую букву ещё называют йотированной. Так зачем же в нашем алфавите понадобилась ещё одна И, хоть и краткое? Давайте разберёмся. Отправимся за сокровищами на острова  буквы Й. А  теперь давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя оглянись и на корабле очутись»

(Все вместе произносят волшебные слова.)

Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом.

-Ребята, злой пират похитил сокровища и спрятал их на на острове.  По мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте.


 

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока.

Регулятивные УУД

 Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно

Познавательные УУД

-добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

познавательную цель урока;  

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

-слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-высказывать свое предположение;

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-планировать свою деятельность на уроке;

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

IV. Работа по теме урока.

- Вспомним, что мы можем рассказать про звук [и] (дети дают характеристику
звуку [и]: это гласный звук, он тянется, поётся, легко произносится).
- А теперь попробуйте спеть звук [й]. Получилось?
- Конечно, нет. Потому что это очень короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной И и согласного Й краткого совсем разная работа. И оба этих звука, обе эти буквы очень нужны и очень важны.

- Давайте охарактеризуем звук [й]. Что мы можем о нём рассказать? (звонкий он или глухой, твёрдый или мягкий).
- Положите руки на горлышко и произнесите ещё раз звук [й]. Почувствовали вибрацию?
Значит, какой это звук? (звонкий)
- Запомните ещё одну хитрость этого звука: он всегда только мягкий, и у него нет твёрдой пары.

-Давайте составим портрет буквы и Й и дадим ему характеристику.

На столе у вас шаблоны для портрета звука, посмотрите, подумайте, какие детали вам понадобятся.
- Подведём итог: что же мы можем про этот звук рассказать? (согласный, звонкий и всегда мягкий).

Вспоминают ранее изученный  материал.

Отвечают на вопросы.

Составление портрета звука Й.

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

Коммуникативные УУД:

- с точностью выражать свои мысли;

- договариваться о совместной деятельности в группе, умение находить общее решение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

V. Первичное закрепление

 Мы приплыли на острова буквы Й. Чтобы найти сокровища, нам нужно выполнить задания.

1.Соберите из слогов слова со звуком й и запишите их. За каждое верное слово получаете ключ к сундуку с сокровищами

НЕ   ЗНАЙ   КА

МУ    РА    ВЕЙ

ЧАЙ     КА

СО ЛО   ВЕЙ

ЛЕЙ     КА

2.Второе испытание- в рассказе подчеркнуть слова с буквой Й.

                    Сова.

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.

— Здорово, — говорит, — друг!

А Старик ей:

— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.

А Старик:

— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Выполняют задания в группе и индивидуально.

Вспоминают рассказ В. Бианки «Сова».

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу;

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- договариваться о совместной деятельности в группе, умение находить общее решение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Учатся конструировать слова согласно заданной теме.

VI.Физкультминутка

Выполняют упражнение на снятие напряжения согласно тексту.

VII.  Продолжение работы по теме урока

Звук [Й' . не простой. Он часто надевает на себя шапку-невидимку и прячется за другими буквами. Я предлагаю узнать, какие буквы "скрывают" от нас звук [Й'].

Прочитайте слова:

Пьют, ягода, синие.

Проговорите слово, найдите звук й , назовите букву, которая скрывает звук й .

- Когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука?

Вывод: звук [Й'] часто "скрывается" за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого согласного или после гласных.

В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.

Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.

Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога.

Чтобы плыть дальше нам надо вспомнить правила переноса слов с буквой Й.

Раздели слова на слоги, за каждый верный ответ, получаете ключ.

Сформулируй правило переноса слов с буквой Й:

Лайка, змейка, гайка, зайка, чайка, трамвай, воробей.

[Й'] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он.

Запомните правило:

Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.

Проговаривают особенности звуков. Объясняют, где может стоять в слове звук [Й']  и какими буквами обозначаться.

Вспоминают правила переноса слов.

Познавательные:

 развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью 

Личностные:

- готовность к сотрудничеству,

 

IX.Итог урока

Подведём итог урока: можете ли вы  охарактеризовать звук  [Й'] и звук [И]?

 Какими буквами они обозначаются?

Почему согласный звук [Й']  называют звуком- невидимкой?

Наше путешествие заканчивается,сейчас узнаем какая команда набрала больше ключей,чтобы открыть сундук.

Вы получили все ключи, а значит, вы можете открыть сундук с сокровищами. А сокровища для вас –это ваши знания!

Познавательные УУД:

- ориентироваться в содержании предмета;

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

Коммуникативные УУД:

- высказывать суждения.

Регулятивные УУД:

- делать выводы по результатам работы;

X.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Кидаем в море спасательный круг:

Оранжевый-все запомнил и могу помочь другим;

Синий- было трудно, надо еще потренироваться.

Познавательные:

Проверка усвоения учебного материала,

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке

Личностные УУД:;

 желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

XI. Домашнее задание

У вас на партах карточки с домашним заданием. Оранжевые карточки-сложные задания,для тех,кто все понял и хочет выполнить задание на отлично.

На зеленых задание для тех,у кого новая тема вызывает трудности.

Личностные УУД:

- желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

Регулятивные УУД:

-оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония» Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм. Дата: 22 октября 2013 года. Цель: Создание условий для развития личности. Задачи: 1. Научить учащихся выделять согласные звуки [л - л’], [...

Презентация к конспекту урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Презентация содержит слайды, помогающие учителю при проведении урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Открытый урок. Тема урока: Согласные звуки [р], [р\'], буквы Р, р.

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.Тип урока: Решение учебной задачиПлани...