Открытый урок обучение грамоте "Звуки гласные и согласные"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте.
Тема: « Звуки гласные и согласные».
Задачи:
- Показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся.
- Познакомить с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, а так же с приемами вычленения звуков из слова и определения их характера.
- Научить выполнять частичный фонетический анализ слов.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
« Хочу, потому что смогу»
Оборудование: наборное полотно, карточки звуков (+ индивидуальные), сигнал ( да - нет), проектор, экран.
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности ( организационный момент).
Приемы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.
« Когда один человек говорит, остальные слушают»
- Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Постановка проблемной ситуации.
Учитель:
- несколько уроков назад, мы с вами сделали важное открытие: узнали, что слова, когда их произносят состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? ( сигнал да – нет)
Хотите проверить себя? (сигнал да – нет)
- Постановка учебной задачи ( побуждающий от проблемной ситуации диалог).
Учитель:
- Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
( Аист) (презентация)
- Что вы узнали про аиста?
1. Формирование коммуникативных умений.
1) работа по картинке букваря на стр. 28
- составляем предложение:
Аист свил гнездо.
- квази- письмо
|__________________________ .
( один человек - на доске,
остальные - в тетради для печатания)
- опасные места
- А из чего состоит предложение? ( из слов)
2) Делим предложение на слова. ( один человек - на доске,
остальные - в тетради для печатания)
|___ ___ ___ .
- Физминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Формирование познавательных умений.
3) – назовите первое слово, второе, третье.
4) – еще раз назовите первое слово (аист)
- Звуковой состав:
( один человек на доске,
остальные в тетради для печатания)
Формирование регулятивных умений.
- Знакомство с разновидностью звуков
( групповая работа).
- – хором назовите первый звук в этом слове,
а теперь – последний.
- как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем.
- еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…
Теперь громче, еще громче.
- что происходит со ртом? (открывается)
- попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…
- получилось? ( нет)
- хотите объясню почему?
- Нам помогает произносить звуки воздух.
Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.
А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.
Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.
Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.
Гласным звукам ученые придумали свое обозначение: внутри значка звука договорились помещать изображение трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно.
На наборное полотно
○ |
Найдите этот значок у себя на парте.
(работа с индивидуальными карточками).
- посмотрите на нашу схему,
- покажите в ней этот звук
○ |
- Физминутка. ( презентация картинок)
- как ходит курица? А как она кричит?
- как ходит петух? А как он кричит?
- как ходит утка? А как она кричит?
- как прыгает лягушка? А как она кричит?
- какая картинка лишняя? Почему?
- Знакомство с согласными звуками.
- – какой звук одинаковый вы услышали? [ к ]
Произнесите его!
- воздух проходит свободно? (нет)
- – а теперь произнесите последний звук в слове аист.
- Воздух тоже проходит свободно или есть преграда? (да)
- попробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!
Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.
Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.
Их будем обозначать черточкой – преграда.
На наборное полотно
Найдите этот значок у себя на парте
( работа с индивидуальными карточками).
- – вернемся к нашей схеме в тетради и на доске:
- давайте заменим наши значки 1 и 4 , а затем 2 и 3.
( коллективная работа с характеристикой звуков)
На наборном полотне и в тетрадях на печатной основе:
○ | ○ |
- Повторение о слогах.
В схеме слова на доске и в тетрадях выделить и обозначить слоги.
Внимание: и слога два и гласных звука два.
- Это не случайное совпадение – слогов всегда столько, сколько гласных звуков.
Чаще всего слово распадается на слоги именно на гласных.
- Первичное закрепление: обучение, разграничение гласных и согласных звуков ( в центре внимания – овладение способом разграничения: наличием или отсутствием преграды для воздуха).
- Физминутка. Игра « Поймай звук».
- если первый звук гласный – хлопок.
Слова: лось, ослик, слон, олень, хомяк, сова, индюк.
- Вычленение звуков: гласных, согласных.
Работа по второй группе рисунков на стр. 28 «Букваря».
(работа в парах).
- Итог урока. Рефлексия деятельности.
Задание – игра « Разложи картинки в две корзинки».
○ |
( презентация картинок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.
Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...
открытый урок Обучение грамоте в 1 классе Согласная буква Г
первоначальное знакомство с буквой и звуком Г...
Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .
Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....
Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»
Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...
Урок обучения грамоте "Гласные и согласные звуки: обобщение"
Урок «Обучение грамоте». Тема: Гласные и согласные звуки: обобщение. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне « Хочу, потому чт...
Открытый урок обучения грамоте "Гласная буква Ё, ё."
В документе представлена разработка открытого урока обучения грамоте, апробированного на практике....
Конспект урока по обучению грамоте " Гласные и согласные звуки"
Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично - поисковой деятельности....