Открытый урок обучение грамоте "Звуки гласные и согласные"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Сценарий открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Zvuki_glasnye_i_soglasnvye.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Обучение грамоте.

Тема: « Звуки гласные и согласные».

Задачи:

  1. Показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся.
  2. Познакомить с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, а так же с приемами вычленения звуков из слова и определения их характера.
  3. Научить выполнять частичный фонетический анализ слов.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

« Хочу, потому что смогу»

Оборудование: наборное полотно, карточки звуков (+ индивидуальные), сигнал ( да - нет), проектор, экран.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности ( организационный момент).

Приемы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

« Когда один человек говорит, остальные слушают»

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Постановка проблемной ситуации.

Учитель:

- несколько уроков назад, мы с вами сделали важное открытие: узнали, что слова, когда их произносят состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? ( сигнал да – нет)

Хотите проверить себя? (сигнал да – нет)

  1. Постановка учебной задачи ( побуждающий от проблемной ситуации диалог).

Учитель:

- Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

                     Это старый наш знакомый:

                     Он живет на крыше дома –

                     Длинноногий, длинноносый

                     Длинношеий, безголосый.

                     Он летает на охоту.

                     За лягушками к болоту.

                                                              ( Аист) (презентация)

   

- Что вы узнали про аиста?

1. Формирование коммуникативных умений.

1) работа по картинке букваря на стр. 28

- составляем предложение:

Аист свил гнездо.

- квази- письмо

|__________________________ .

( один человек  - на доске,

остальные  - в тетради для печатания)

- опасные места

- А из чего состоит предложение? ( из слов)

2) Делим предложение на слова. ( один человек  - на доске,

остальные  - в тетради для печатания)

|___ ___ ___ .

  1. Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Формирование познавательных умений.

3) – назовите первое слово, второе, третье.

4) – еще раз назовите первое слово (аист)

- Звуковой состав:

 ( один человек на доске,

остальные в тетради для печатания)

Формирование регулятивных умений.

  1. Знакомство с разновидностью звуков

( групповая работа).

  1. – хором назовите первый звук в этом слове,

а теперь – последний.

- как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем.

- еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

- что происходит со ртом? (открывается)

- попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

- получилось? ( нет)

- хотите объясню почему?

- Нам помогает произносить звуки воздух.

Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.   

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Гласным звукам ученые придумали свое обозначение: внутри значка звука договорились помещать изображение трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно.

                   На наборное полотно

                                   

             

Найдите этот значок у себя на парте.

(работа с индивидуальными карточками).

- посмотрите на нашу схему,

- покажите в ней этот звук

  1. Физминутка.   ( презентация картинок)

- как ходит курица? А как она кричит?

- как ходит петух? А как он кричит?

- как ходит утка? А как она кричит?

- как прыгает лягушка? А как она кричит?

- какая картинка лишняя? Почему?

  1. Знакомство с согласными звуками.
  1. – какой звук одинаковый вы услышали?  [ к ]

Произнесите его!

- воздух проходит свободно? (нет)

  1. – а теперь произнесите последний звук в слове аист.

- Воздух тоже проходит свободно или есть преграда? (да)

- попробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Их будем обозначать черточкой – преграда.

                  На наборное полотно

Найдите этот значок у себя на парте

( работа с индивидуальными карточками).

  1. – вернемся к нашей схеме в тетради и на доске:

- давайте заменим наши значки 1 и 4 , а затем 2 и 3.

( коллективная работа с характеристикой звуков)

На наборном полотне и в тетрадях на печатной основе:

  1. Повторение о слогах.

В схеме слова на доске и в тетрадях выделить и обозначить слоги.

Внимание: и слога два и гласных звука два.

- Это не случайное совпадение – слогов всегда столько, сколько гласных звуков.

Чаще всего слово распадается на слоги именно на гласных.

  1. Первичное закрепление: обучение, разграничение гласных и согласных звуков ( в центре внимания – овладение способом разграничения: наличием или отсутствием преграды для воздуха).

  1. Физминутка. Игра « Поймай звук».

- если первый звук гласный – хлопок.

Слова: лось, ослик, слон, олень, хомяк, сова, индюк.

  1. Вычленение звуков: гласных, согласных.

Работа по второй группе рисунков на стр. 28 «Букваря».

(работа в парах).

  1. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Задание – игра « Разложи картинки в две корзинки».

 

                         

 

 ( презентация картинок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...

открытый урок Обучение грамоте в 1 классе Согласная буква Г

первоначальное знакомство с буквой и звуком Г...

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .

Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Урок обучения грамоте "Гласные и согласные звуки: обобщение"

Урок    «Обучение грамоте». Тема: Гласные и согласные звуки: обобщение. Цель:  включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне  « Хочу, потому чт...

Открытый урок обучения грамоте "Гласная буква Ё, ё."

В документе представлена разработка открытого урока обучения грамоте, апробированного на практике....

Конспект урока по обучению грамоте " Гласные и согласные звуки"

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично - поисковой деятельности....