Конспект урока "Суффикс, как значимая часть слова при словообразовании"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Разработка урока русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.29 КБ |
didakticheskaya_igra.docx | 25.12 КБ |
pismo.docx | 871.22 КБ |
rapredeli_slova_v_2_gruppy.docx | 11.75 КБ |
rozovaya_kartochka.docx | 11.61 КБ |
russkiy_yazyk.pptx | 42.92 КБ |
sinkveyn.docx | 12.91 КБ |
slova_dlya_lepestkov.docx | 11.71 КБ |
gimnastika_dlya_glaz.pptx | 101.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: формирование знания о суффиксе как значимой части слова на основе раннее изученного материала.
Задачи:
- Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
- Определять значение суффикса.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
- Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка;
- Формирование адекватной самооценки.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- формирование умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Познавательные:
- учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;
- учить проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
- формирование умение работать в группе; учить договариваться.
Оборудование урока: учебник, проектор, карточки с заданиями (розовая, конверты), жетончики (треугольнички), клей, бумага А4, маркеры.
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | 1-2 мин | Прозвенел и смолк звонок Начинается урок. Все друг другу повернитесь А теперь все улыбнитесь Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам! - Сегодня мы работаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе: 1. Не шуметь. Разговаривать вежливо. 2. Слушать внимательно своих товарищей. 3. В группе работают все. 4. В группе должен быть ответственный. Если группа выполнила задание, строим домик. - Откройте свои тетради. Какое сегодня число? …., проговори орфоэпически. … продиктуй нам, пожалуйста. | Учащиеся настраиваются на урок. Вспоминают и называют правила работы в группе. Прослушивают ответ. Записывают число, классную работу под диктовку учащегося. |
Актуализация знаний. | 5 мин | Чистописание. Словарная работа. - Какое соединение букв мы сегодня будем прописывать на минутке чистописании, вам подскажет задание на розовой карточке: Найди общее начало для слов. Запишите. … тина, … тофель, … андаш, … ман. - Какое сочетание букв мы сегодня будем прописывать? (отвечает группа, которая быстрее сделала. Группа получает жетончики) Учитель демонстрирует на доске: - Прописываем строчными буквами, соединения плавные. Чётко прописываем все элементы букв. Повторение правил письма за партой: осанка, расположение тетради. - Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему? - Что еще объединяет эти слова? (какая орфограмма нам встретилась?) - Придумайте каждый по 1 предложению, используя данные словарные слова. Запишите. Подчеркните непроверяемую орфограмму. Взаимопроверка: обмен тетрадями. Проверка написания словарного слова. Чтение предложения по 1 от каждой группы. | Отгадывают. Записывают на карточке. Мы сегодня будем прописывать соединение кар Письмо сочетания букв кар Нет. Эти слова имеют разное значение. Это словарные слова. Написание которых нужно запомнить. Выполняют самопроверку. |
5 мин | Задание в конверте: - Разделите слова на 2 столбика. (однокоренные слова и формы одного и того же слова). Зубы, зубной, (нет) зуба, клык, зубик, зуб, зубочек. Самопроверка - Как можно разделить слова на 2 группы? - Какое слово лишнее? Почему? Какие слова называют синонимами? - Чем обличаются однокоренные слова от формы одного и того же слова? - От какого слова появились однокоренные слова? Выделите корень слова. (развесить листочки на доску) - Как образовались однокоренные слова? С помощью чего? - Догадались, о чем будет наш урок? Сформулируйте тему урока. - Что такое суффикс? Гимнастика для глаз | Приклеить слова, расположив в 2 столбика. 1 группа называют ответы, другие проверяют, подтверждают, хлопая в ладошки. Рассказывают какие слова называются синонимами. Формы одного и того же слова имеют одинаковое значение, отличаются только окончанием. Тема урока: Суффиксы. Рассказывают, что такое суффикс. Высказывают предположение. Повторяют движения. | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 мин | - Нам прислали письмо с далекого острова Корсуфок. Послушайте, что написали. Чтение письма. - Давайте поможем жителям этого острова. Отправимся на поиски пропавших слов. - Какую задачу мы поставим на урок? Что нам нужно сделать? - Как вы думаете, почему исчезли слова? Что с ними случилось? - Когда мы с вами закончим поиски, сверим, верны ли были наши предположения. | Помочь жителям острова. Найти пропавшие слова. Высказывают предположение. |
Первичное усвоение новых знаний. | 12 мин | - Слов исчезло много. Чтобы найти все слова и их причину исчезновения, мы с вами разделены на группы. Каждая группа будет искать свою часть слов. - С чего мы начнем поиски пропавших слов? - Обращаю ваше внимание, что у каждой группы выделена часть письма другим цветом. Именно с ней вы будете работать. У каждой группы она своя. СЛАЙД - Прочитайте внимательно. Догадайтесь по смыслу, какие слова исчезли. Запишите эти слова в тетрадь (в столбик). Рядом, укажите однокоренные слова, от которых они были образованы. - Давайте назовем, какие исчезли слова с острова Корсуфок. Самопроверка: сравнение с эталоном. СЛАЙДы - Рассмотрите внимательно слова. Каким способом образовались пропавшие слова? - Напишите на листе, с помощью какого суффикса образовались ваши слова. Назовите их. Выделите суффиксы в словах. Взаимопроверка: Верно/неверно (прикрепить к доске) СЛАЙД - Что объединяет эти слова? - Сделайте вывод: как образуются слова называющие профессии? СЛАЙД - Что объединяет эти слова? - Сделайте вывод: как образуются слова называющие маленькие предметы? - Итак, мы нашли пропавшие слова? - Как вы думаете, почему исчезли эти слова с острова? ( Каким образом появились данные слова?) - Подтвердились наши предположения? - Важны ли суффиксы в русском языке? Почему? - Как вы думаете, куда могли исчезнуть суффиксы? Это мы с вами узнаем в конце урока. | Письма в конверте лежат в парте. Еще раз прочитать письмо. Внимательно изучить письмо Работают в группе. Помогают друг другу. Самопроверка каждой группы Они образовались с помощью суффиксов. Пишут на А4 суффикс. 1 человек отвечает: слова … образовались с помощью суффикса… Самостоятельно выделяют. Эти слова обозначают профессии. С помощью суффиксов чик, щик, ник, ёр. С помощью суффикса ик, чик. Да, мы нашли пропавшие слова. Убрать суффиксы. Потому что суффиксы образовали данные слова. С острова исчезли суффиксы. Важное. С помощью суффиксов появляются новые слова. |
Первичная проверка понимания | 2 мин | Игра «Найди суффикс» Если в слове есть ваш суффикс, с которым вы работали, ваша группа встает. Если нет, то вы просто показываете, что в слове есть суффикс. Если суффикса нет вообще – вы топаете ногами. Мороженщик, наладчик, учитель, мастер, стульчик, кустик, бетонщик, боксёр, переводчик, повар, настройщик, воспитатель. | Соблюдают правила игры. Выполняют движения. |
Первичное закрепление | 3 мин | Самостоятельная работа: Работа с учебником: с.110 упр.193. Взаимопроверка: обмен тетрадями. Вывод: какие суффиксы образуют слова названия профессий? | Выполняют упражнение по заданию учебника. Суффиксы -ёр и -тель. |
Контроль усвоения знаний. | 3-4 мин | Задание: - У вас на столах находится суффикс. Это серединка цветочка. - Подберите корни слов, от которых с помощью вашего суффикса может образоваться новое слова. И прикрепите к серединке так, чтобы суффикс был виден. Прикрепить к доске. - Верно ли подобраны корни? Что у нас получилось? - Вспомните письмо. Что люди делали в воскресенье? - Куда могли пропасть суффиксы, из-за которых исчезли слова? | Выбирают нужные корни, собирают цветочек. Находят ошибки если есть. У нас получилась поляна цветов. Высказывают предположения. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1 мин | С.109 повторить правило о суффиксе. Упр.192. Записать еще 5 слов с такими же суффиксами. | Слушают, задают вопросы. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | 3 мин | - Что мы сегодня искали на уроке? Мы нашли пропажу? - С какими суффиксами мы сегодня работали? - Кто догадался, почему остров называется Корсуфок? - Посчитайте жетончики. У кого больше? - Что можно посоветовать остальным ребятам? - Спасибо вам за работу! Урок окончен. | Мы сегодня искали пропавшие слова. С суффиксами чик, щик, ик, ёр, тель. Высказывают предположение. Подсчитывают. Дают советы. |
Предварительный просмотр:
Найди пару. (3 человека.)
На доске записаны родственные и неродственные слова, сходные по форме:
стол – столбы азбука – алфавит пять – пятка
пень – пенька день – деньги час – часто
коза – козлёнок лимон – лимонад конь – конец
коза – стрекоза лимон – апельсин сад – досада
ком – комната вода – водитель дорога – подорожник
Игроки находят в каждом столбике пару родственных слов и подчеркивают их. Побеждает тот, кто правильно выполнит задание.
Как зовут мастера? (3 команды по 5 человек.)
На доске для каждой команды записан столбик слов – названий предметов, от которых игроки должны образовать названия соответствующих профессий:
барабан – ... гитара – ... рыба – ...
баян – ... груз – ... кран – ...
стол – ... суд – ... машина – ...
сапог – ... касса – ... мотор – ...
пожар – ... комбайн – ... трактор – ...
Побеждает команда, которая правильно и быстрее других справится с заданием.
Игру можно повторить с другими словами.
П р и м е ч а н и е . Игру можно усложнить, предложив игрокам найти и обозначить корни в каждой паре слов.
Горка. (3 команды по 3 человека.)
На доске нарисованы три горки с клетками внутри для записи слов, в которых даны только корни, а суффиксы и окончания пропущены:
Нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова. Побеждает команда, которая быстрее других «спустится с горки» (то есть правильно заполнит пустые клетки).
В о з м о ж н ы е о т в е т ы : черный, черника, чернушка; старик, старушка, старинный; глазок, глазной, глазастый.
Игру можно провести с таким же составом игроков и с такими же «горками», но в клетках даны только суффиксы и окончания, а корни пропущены. Нужно догадаться, какой корень пропущен, и вставить его в пустые клетки:
О т в е т ы : корм, бел, кот, скрип, год, мир.
«Поиграем». СЛАЙД
Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она _________.
- Какой суффикс в названиях животных? Если исчезнет суффикс ИХ, какие слова исчезнут?
Он тигр – она тигрица,
Он осел – она ослица,
Он козел – она _________.
- Какой суффикс в названиях животных? Если исчезнет суффикс ИЦ, какие слова исчезнут?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
зубы
зубной зуба
клык
зубик
зуб
зубочек
зубы
зубной зуба
клык
зубик
зуб
зубочек
Предварительный просмотр:
Найди общее начало для слов. Запишите.
______________ тина,
______________тофель,
______________андаш,
______________ман.
Найди общее начало для слов. Запишите.
______________ тина,
______________тофель,
______________андаш,
______________ман.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание: Прочитайте внимательно. Догадайтесь по смыслу, какие слова исчезли. Запишите эти слова в тетрадь (в столбик). Рядом, укажите однокоренные слова.
Дворник – двор Сапожник - сапог
Крановщик – кран Сварщик - сварка
Боксёр – бокс Комбайнёр – комбайн
Учитель – учить Воспитатель – воспитывать
Грузчик – груз Лётчик – летать
Домик – дом Носик - нос
Диванчик – диван Шкафчик - шкаф
Дворник, сапожник, крановщик, сварщик, боксёр, комбайнёр, учитель, воспитатель, грузчик, лётчик.
Домик, носик, шкафчик, диванчик.
Предварительный просмотр:
Как написать синквейн.
- Что? (суффикс)
- Какой? (2 прилагательных)
- Что делает? (2 глагола)
- Фраза (зачем нужен)
Как написать синквейн.
- Что? (суффикс)
- Какой? (2 прилагательных)
- Что делает? (2 глагола)
- Фраза (зачем нужен)
Как написать синквейн.
- Что? (суффикс)
- Какой? (2 прилагательных)
- Что делает? (2 глагола)
- Фраза (зачем нужен)
Как написать синквейн.
- Что? (суффикс)
- Какой? (2 прилагательных)
- Что делает? (2 глагола)
- Фраза (зачем нужен)
Предварительный просмотр:
гвоздь
дождь
бегемот
стол
луч
пулемёт
рассказ
стул
груз
палец
диван
шкаф
мяч
акт
грим
бокс
комбайн
билет
гардероб
барабан
сварка
бетон
кран
лес
школа
мясо
фокус
чай
воспитывать
учить
писать
водить
строить
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.
Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....
Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...
Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...
Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)
Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...
Конспект занятия "Суффикс - значимая часть слова"
Цель занятия: Закрепление навыков словообразования с помощью суффиксов ...