"Конспект открытого урока по русскому языку"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Путилина Светлана Александровна

Предмет: русский язык, 3класс, автор учебника: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий                               

Тема урока: Правописание  слов с непроизносимым согласным звуком в корне

Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

«Правописание  слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Путилиной Светланы Александровны,

учителя начальных классов


        ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

• Предмет: русский язык, 3класс, автор учебника: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий                                

• Тема урока: Правописание  слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

• Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне.

• Тип урока: «открытие» нового знания

• Задачи по содержанию:

Обучающая:

- формировать представление о правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне через применение алгоритма проверки написания данной орфограммы.

- формировать умение видеть особенность слов с непроизносимым согласным звуком в корне;

Развивающая:

- развивать умение формулировать тему и цель урока в ходе проектирования выхода   из затруднения;

- развивать умения сравнивать и анализировать;

- развивать познавательные процессы;

- развивать умение оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность посредством заполнения таблицы самооценки.

Воспитательная:

- прививать интерес к изучению русского языка;

- создать условие для воспитания у учащихся умения общаться и сотрудничать, работая в группах и парах.

• Методы обучения:

наглядные: наблюдение, иллюстрация (предметные картинки, таблица, карточки      № 1-3), презентация;

словесные:  объяснение, учебная дискуссия, учебный диалог, работа с учебником;

практические:  анализ и решение проблемной ситуации, самостоятельная работа.

• Формы организации познавательной деятельности учащихся[1]: фронтальная,    индивидуальная, групповая, парная.

• Средства обучения:

для учителя: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для групповой и парной работы;

для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, листы самооценки.

                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение     к деятельности

- Здравствуйте, мои дорогие исследователи русского языка. Продолжаем составлять азбуку хороших слов. Сегодня по порядку букв алфавита называем слова на букву П.       - Каким вы хотите видеть урок?                                            - Постараемся, чтобы наш урок стал именно таким!                                                                                Русский язык!  Ты красив и могуч!                        Силой великою ты обладаешь.                                            К миру познаний надёжный ты ключ.                         Тайны твои раскрывать продолжаем!                                                          

Дети называют слова: поучительным, полезным, прекрасным, прелестным, памятным, познавательным.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникатив            ные: планирование учебного сотрудничества       с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

- Запишите слова – названия предметов, изображённых на картинках.

 (На доске помещены картинки: солнце, сердце, лестница.)                                                  - Проверим, как написали ученики - помощники на доске.                                                             - Сравните со своей записью слов в тетради и соседа по парте. Поднимите руку у кого записи различаются?                                                             - Ребята, картинки были предложены всем одинаковые или разные?                                        - А почему оказались разные варианты записи этих слов?                                                                              - Сколько мнений о написании этих слов у вас получилось?                                                                          - Как вы думаете, почему?                                   - Посмотрите на правильное написание слов.    - Сравните со своим написанием.                                         - А что интересного вы заметилив этих словах?

Два ученика записывают слова на обратных сторонах боковых частей доски. Остальные  - в тетрадях.                        Ответы учащихся.

-Мы не знаем, как правильно писать данные слова.  

-Звуки [л], [д], [т] не произносятся в данных словах, а буквой обозначены.

Познавательные: логические -анализ объектов  с целью выделения признаков. Коммуникатив ные: инициативное сотрудничество              в поиске и выборе информации.

Поста новка учебной задачи

- Так почему возникло  затруднения? 

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Сегодня на уроке мы попробуем раскрыть тайну написания таких слов.                                - Выходит, что звук согласный не произносим, но буквой обозначаем. Как может называться такая орфограмма?                                                                    - Предположите, какая будет тема урока.

Учащиеся высказывают своё предположение:      - Мы не знаем правило проверки написания таких слов.  

- Необходимо найти способ проверки написания таких слов.

Ответы учащихся.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникатив ные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные –самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические –формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта.

- Какие у вас есть предложения?

- Что выбираем? Почему?

- В какой части слова находится орфограмма, которая вызвала затруднение?                                     - Давайте вспомним, как мы проверяем написание орфограмм в  корне слова?

- Как будем открывать способ проверки для слов с буквой непроизносимого согласного? Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?

- Составим план выхода из затруднения.

- К какому слову не удалось применить данный алгоритм? Почему?

- Как поступаем в таком случае?                                        - Запишите слово лестница в свой словарик и запомните его написание.

Физминутка (динамическая музыкальная пауза)

- Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа получает карточку №1, на которой записаны слова и их звуковая форма.                            - Понаблюдайте и определите, где в словах согласный звук находится в слабой позиции. Подчеркните его.                                                    Капустный (пирог) – [капусный], звёздный (путь) –[звозный ’], местный (житель)– [мэсный],грустный (пёс) –[грусный].              -Что произошло в этих сочетаниях с некоторыми буквами, обозначающими согласный звук?                                                       - Как вы думаете, почему это произошло?          - Правильно, Когда в корне 3-4 буквы согласного звука, упрощается их произношение. А можно ли упрощать написание?

-А какие свои названия вы бы дали таким согласным?

Ответы учащихся:          - Можно за помощью обратиться к учебнику, а можно попробовать найти способ проверки самим.                               - Самим открывать тайны интереснее.

-В  корне слова.

Учащиеся вспоминают алгоритм проверки написания орфограмм корня: букв безударного гласного и парного согласного.

- Попробуем подобрать однокоренные слова, как и для других орфограмм корня. Ребята составляют алгоритм: 1. Подобрать однокоренные слова: солнце, солнышко; сердце, сердечко; лестница, лестничный. 2. Выделить корень во всех словах.                    3. Сравнить написание корня во всех словах. 4.Сделать вывод.

- В словах: лестница, лестничный  (проём) орфограмма сохраняется.      Обращаемся за помощью к орфографическому словарю.                  

В ходе физминутки учащиеся разбиваются на 5 групп по пазлам, составляя картинки.

Ученики делают вывод: В сочетаниях букв ЗДН, СТН, … согласный звук находится в слабой позиции.

- Они не обозначили звука.

- Возможно в корне слишком много согласных.

- Нельзя, корень в однокоренных словах пишется одинаково.            

                                                       - Хитрые, молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Личностные: самоопределение

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникатив ные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закреп ление с проговаривани ем во внеш ней речи

- Проверим правильность нашего алгоритма по учебнику на стр. 117, 118                                                 - Ребята, работаем в парах с двумя правилами. Один ученик читает правило вполголоса, другой проверяет по учебнику.                                                      Затем каждая пара учащихся получает карточку №2, на которой записаны слова: областной - …, гигантский - …, честный - …, властный - …, частный - …, яростный -…  .                                                                   - Ребята, вам нужно подобрать и записать проверочные слова, используя открытый на уроке способ проверки написания.

Физминутка  (по слайдам презентации)

Учащиеся работают в парах, обговорив, кто сначала  из них читает правило, а кто проверяет по учебнику. Затем наоборот.

Обучающиеся выполняют задание на карточках.

Один учащийся комментирует свой выбор, другой его слушает и проверяет правильность работы своего соседа. Затем дети меняются ролями.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникатив ные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Самос тоятельная работа  с проверкой/ самопроверкой

- Теперь предлагаю поработать самостоятельно. Прочитайте слова. Соедините пары слов в словосочетание. Объясните написание слов. После выполнения проверьте работу по образцу.

счас..ливая                 событие

дож..ливый                погода

радос..ное                   писатель

ненас..ная                   день

извес..ный                   поезд

доблес..ный                семья

скорос..ной                 воин

- Что помогло вам при составлении словосочетаний?                                                         - На что вы обращали внимание при составлении словосочетания?                       - У кого возникли затруднения?                                - Кто допустил ошибку?                                - В чём ошибка?                                              - Давайте попробуем вместе объяснить написание слова, а вы исправьте ошибку.               - Чтобы не ошибаться, что нужно делать?

 

Учащиеся работают самостоятельно.

После работы самостоятельно проверяют по образцу на слайде презентации.

Отвечают на вопросы.

- Соотносили слова по значению и роду.

                                        Делают вывод:              - Надо упражняться в подборе проверочных слов.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Включение в систему знаний и повторение (жизненная ситуа

ция/ необязатель

ный этап)

- Кто знает, что обозначает слово «Трям»?         - Какие герои приветствовали так друг друга?  - Кто автор рассказов о Медвежонке и Ёжике? - Где в письменной речи мы начнём своё послание со слова «здравствуйте»?                                    - Как проверите написание этого слова?                         - Запишите эти слова.                                                    - Действительно это слово имеет глубокий смысл. Произнесённое с доброжелательной интонацией и улыбкой, оно и вызывает у человека положительные эмоции.                            - Мы начали урок со слова ЗДРАВСТВУЙТЕ, пожелав друг другу здоровья, «здравия».  

 - А где пожелание здравия является официальным приветствием?                         - «Здравие желаю»- воинское приветствие,  которое является воплощением сплочённости военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культуры.

Здравствуйте – это пожелание здоровья!
В слове этом – мудрость, доброта,

Я хочу вам пожелать здоровья - 
Здравствовать! Сейчас и навсегда!

Ответы учащихся:  

- Слово «Трям» обозначает «здравствуйте».                  - Такое слово для приветствия придумал Медвежонок.                          - Автор рассказов –      С. Козлов.                        - Со слова «здравствуйте» мы начинаем писать письмо, сообщение, обращение.

Дети записывают слово «здравствуйте» и проверочные слова: здравие, здоровье.

Ответы учащихся.

Познавательные: структурирование знаний, построе ние рассуждения, доказательство.

Личностные: этическое оценивание содержания.

Регулятивные: выполнение учебных действий в устной и письменной форме.

Коммуникатив ные: умение                  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлек сия деятельности

Вот открытье состоялось,                                    Что-то лучше получалось,                                     Всё пошло для знаний впрок,                        Надо подвести итог.                                                          - Какую цель вы поставили на уроке?                           - Достигли цели? Докажите.                                             - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимым согласным?                                                                          - В начале урока мы высказали пожелание видеть урок поучительным, полезным, познавательным, прекрасным, прелестным, памятным.                                                                               - Есть ли среди этих слов слова на изученное правило?                                                                                         - Для кого урок стал именно таким, как вы планировали?                                                                         - Оцените свою работу на уроке.

Выставление отметок учащимся.                                                    - Как вы думаете, вам нужно ещё потренироваться в нахождении и проверке слов с непроизносимым согласным в корне?                      - В этом вам поможет домашнее задание: учебник стр. 118 упражнение 226, выучить правило.                                                                               - Спасибо за урок!

Ответы обучающихся.

Ученики называют слова: прекрасным и прелестным и объясняют написание этих слов. (Слайды презентации)                                          

Обучающиеся заполняют

таблицу самооценки:        1.Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.                  2.Я использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.                             3.В паре помогал подбирать проверочные слова.                                                      4. Внимательно слушал учителя, одноклассников.          5.Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.

Познавательные:

Рефлексия.

Личностные: смыслообразование самооценка

Коммуникатив ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


[1]Выбрать и указать слова: фронтальная, индивидуальная, групповая  или парная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...