"Конспект открытого урока по русскому языку"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предмет: русский язык, 3класс, автор учебника: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тема урока: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне
Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку
«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»
Путилиной Светланы Александровны,
учителя начальных классов
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
• Предмет: русский язык, 3класс, автор учебника: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
• Тема урока: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
• Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне.
• Тип урока: «открытие» нового знания
• Задачи по содержанию:
Обучающая:
- формировать представление о правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне через применение алгоритма проверки написания данной орфограммы.
- формировать умение видеть особенность слов с непроизносимым согласным звуком в корне;
Развивающая:
- развивать умение формулировать тему и цель урока в ходе проектирования выхода из затруднения;
- развивать умения сравнивать и анализировать;
- развивать познавательные процессы;
- развивать умение оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность посредством заполнения таблицы самооценки.
Воспитательная:
- прививать интерес к изучению русского языка;
- создать условие для воспитания у учащихся умения общаться и сотрудничать, работая в группах и парах.
• Методы обучения:
наглядные: наблюдение, иллюстрация (предметные картинки, таблица, карточки № 1-3), презентация;
словесные: объяснение, учебная дискуссия, учебный диалог, работа с учебником;
практические: анализ и решение проблемной ситуации, самостоятельная работа.
• Формы организации познавательной деятельности учащихся[1]: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
• Средства обучения:
для учителя: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для групповой и парной работы;
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, листы самооценки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, мои дорогие исследователи русского языка. Продолжаем составлять азбуку хороших слов. Сегодня по порядку букв алфавита называем слова на букву П. - Каким вы хотите видеть урок? - Постараемся, чтобы наш урок стал именно таким! Русский язык! Ты красив и могуч! Силой великою ты обладаешь. К миру познаний надёжный ты ключ. Тайны твои раскрывать продолжаем! | Дети называют слова: поучительным, полезным, прекрасным, прелестным, памятным, познавательным. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникатив ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | - Запишите слова – названия предметов, изображённых на картинках. (На доске помещены картинки: солнце, сердце, лестница.) - Проверим, как написали ученики - помощники на доске. - Сравните со своей записью слов в тетради и соседа по парте. Поднимите руку у кого записи различаются? - Ребята, картинки были предложены всем одинаковые или разные? - А почему оказались разные варианты записи этих слов? - Сколько мнений о написании этих слов у вас получилось? - Как вы думаете, почему? - Посмотрите на правильное написание слов. - Сравните со своим написанием. - А что интересного вы заметилив этих словах? | Два ученика записывают слова на обратных сторонах боковых частей доски. Остальные - в тетрадях. Ответы учащихся. -Мы не знаем, как правильно писать данные слова. -Звуки [л], [д], [т] не произносятся в данных словах, а буквой обозначены. | Познавательные: логические -анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникатив ные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Поста новка учебной задачи | - Так почему возникло затруднения? - Какую цель мы поставим перед собой? - Сегодня на уроке мы попробуем раскрыть тайну написания таких слов. - Выходит, что звук согласный не произносим, но буквой обозначаем. Как может называться такая орфограмма? - Предположите, какая будет тема урока. | Учащиеся высказывают своё предположение: - Мы не знаем правило проверки написания таких слов. - Необходимо найти способ проверки написания таких слов. Ответы учащихся. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникатив ные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные –самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические –формулирование проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта. | - Какие у вас есть предложения? - Что выбираем? Почему? - В какой части слова находится орфограмма, которая вызвала затруднение? - Давайте вспомним, как мы проверяем написание орфограмм в корне слова? - Как будем открывать способ проверки для слов с буквой непроизносимого согласного? Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Что же делать, как нам быть? Как проблему то решить? - Составим план выхода из затруднения. - К какому слову не удалось применить данный алгоритм? Почему? - Как поступаем в таком случае? - Запишите слово лестница в свой словарик и запомните его написание. Физминутка (динамическая музыкальная пауза) - Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа получает карточку №1, на которой записаны слова и их звуковая форма. - Понаблюдайте и определите, где в словах согласный звук находится в слабой позиции. Подчеркните его. Капустный (пирог) – [капусный’], звёздный (путь) –[зв’озный ’], местный (житель)– [м’эсный’],грустный (пёс) –[грусный’]. -Что произошло в этих сочетаниях с некоторыми буквами, обозначающими согласный звук? - Как вы думаете, почему это произошло? - Правильно, Когда в корне 3-4 буквы согласного звука, упрощается их произношение. А можно ли упрощать написание? -А какие свои названия вы бы дали таким согласным? | Ответы учащихся: - Можно за помощью обратиться к учебнику, а можно попробовать найти способ проверки самим. - Самим открывать тайны интереснее. -В корне слова. Учащиеся вспоминают алгоритм проверки написания орфограмм корня: букв безударного гласного и парного согласного. - Попробуем подобрать однокоренные слова, как и для других орфограмм корня. Ребята составляют алгоритм: 1. Подобрать однокоренные слова: солнце, солнышко; сердце, сердечко; лестница, лестничный. 2. Выделить корень во всех словах. 3. Сравнить написание корня во всех словах. 4.Сделать вывод. - В словах: лестница, лестничный (проём) орфограмма сохраняется. Обращаемся за помощью к орфографическому словарю. В ходе физминутки учащиеся разбиваются на 5 групп по пазлам, составляя картинки. Ученики делают вывод: В сочетаниях букв ЗДН, СТН, … согласный звук находится в слабой позиции. - Они не обозначили звука. - Возможно в корне слишком много согласных. - Нельзя, корень в однокоренных словах пишется одинаково. - Хитрые, молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Личностные: самоопределение Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникатив ные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закреп ление с проговаривани ем во внеш ней речи | - Проверим правильность нашего алгоритма по учебнику на стр. 117, 118 - Ребята, работаем в парах с двумя правилами. Один ученик читает правило вполголоса, другой проверяет по учебнику. Затем каждая пара учащихся получает карточку №2, на которой записаны слова: областной - …, гигантский - …, честный - …, властный - …, частный - …, яростный -… . - Ребята, вам нужно подобрать и записать проверочные слова, используя открытый на уроке способ проверки написания. Физминутка (по слайдам презентации) | Учащиеся работают в парах, обговорив, кто сначала из них читает правило, а кто проверяет по учебнику. Затем наоборот. Обучающиеся выполняют задание на карточках. Один учащийся комментирует свой выбор, другой его слушает и проверяет правильность работы своего соседа. Затем дети меняются ролями. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникатив ные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Самос тоятельная работа с проверкой/ самопроверкой | - Теперь предлагаю поработать самостоятельно. Прочитайте слова. Соедините пары слов в словосочетание. Объясните написание слов. После выполнения проверьте работу по образцу. счас..ливая событие дож..ливый погода радос..ное писатель ненас..ная день извес..ный поезд доблес..ный семья скорос..ной воин - Что помогло вам при составлении словосочетаний? - На что вы обращали внимание при составлении словосочетания? - У кого возникли затруднения? - Кто допустил ошибку? - В чём ошибка? - Давайте попробуем вместе объяснить написание слова, а вы исправьте ошибку. - Чтобы не ошибаться, что нужно делать?
| Учащиеся работают самостоятельно. После работы самостоятельно проверяют по образцу на слайде презентации. Отвечают на вопросы. - Соотносили слова по значению и роду. Делают вывод: - Надо упражняться в подборе проверочных слов. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Включение в систему знаний и повторение (жизненная ситуа ция/ необязатель ный этап) | - Кто знает, что обозначает слово «Трям»? - Какие герои приветствовали так друг друга? - Кто автор рассказов о Медвежонке и Ёжике? - Где в письменной речи мы начнём своё послание со слова «здравствуйте»? - Как проверите написание этого слова? - Запишите эти слова. - Действительно это слово имеет глубокий смысл. Произнесённое с доброжелательной интонацией и улыбкой, оно и вызывает у человека положительные эмоции. - Мы начали урок со слова ЗДРАВСТВУЙТЕ, пожелав друг другу здоровья, «здравия». - А где пожелание здравия является официальным приветствием? - «Здравие желаю»- воинское приветствие, которое является воплощением сплочённости военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культуры. Здравствуйте – это пожелание здоровья! Я хочу вам пожелать здоровья - | Ответы учащихся: - Слово «Трям» обозначает «здравствуйте». - Такое слово для приветствия придумал Медвежонок. - Автор рассказов – С. Козлов. - Со слова «здравствуйте» мы начинаем писать письмо, сообщение, обращение. Дети записывают слово «здравствуйте» и проверочные слова: здравие, здоровье. Ответы учащихся. | Познавательные: структурирование знаний, построе ние рассуждения, доказательство. Личностные: этическое оценивание содержания. Регулятивные: выполнение учебных действий в устной и письменной форме. Коммуникатив ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлек сия деятельности | Вот открытье состоялось, Что-то лучше получалось, Всё пошло для знаний впрок, Надо подвести итог. - Какую цель вы поставили на уроке? - Достигли цели? Докажите. - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимым согласным? - В начале урока мы высказали пожелание видеть урок поучительным, полезным, познавательным, прекрасным, прелестным, памятным. - Есть ли среди этих слов слова на изученное правило? - Для кого урок стал именно таким, как вы планировали? - Оцените свою работу на уроке. Выставление отметок учащимся. - Как вы думаете, вам нужно ещё потренироваться в нахождении и проверке слов с непроизносимым согласным в корне? - В этом вам поможет домашнее задание: учебник стр. 118 упражнение 226, выучить правило. - Спасибо за урок! | Ответы обучающихся. Ученики называют слова: прекрасным и прелестным и объясняют написание этих слов. (Слайды презентации) Обучающиеся заполняют таблицу самооценки: 1.Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. 2.Я использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. 3.В паре помогал подбирать проверочные слова. 4. Внимательно слушал учителя, одноклассников. 5.Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы. | Познавательные: Рефлексия. Личностные: смыслообразование самооценка Коммуникатив ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
[1]Выбрать и указать слова: фронтальная, индивидуальная, групповая или парная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...