Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_1kl.zip | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе.
Тема: «Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных
в корне слова».
Цель: воспитывать культуру поведения в школе, учить быть вежливыми; внушать, что опоздание на урок недопустимо по неуважительной причине; познакомить учащихся с переносным значением слов, учить составлять предложения с такими словами, развивать речь и кругозор; вести подготовительную работу к изучению безударных гласных в корне слова, учить подбирать проверочные слова, опираясь на значение слова..
Ход урока.
- Орг. момент.
- Минутка чистописания.
- Словарная работа (решение кроссворда, который изображен на экране. Все слова проговариваются хором):
- Медведь
- Ученик
- Корова
- Собака
- Дорога
- Учитель
- Картина
- Что общего у этих слов? (они словарные, это существительные)
- Какое слово может быть лишнее и по какому признаку? (слово ученик, потому что во всех словах ударение падает на второй слог , а у него - на третий;медведь- потому что, во всех словах по три слога, а нем 2 слога)
-На какие группы можно разделить данные слова? (одушевленные и неодушевленные,
начинаются с гласной, а другие слова - с согласной)
4. Работа над переносным значением слов:
• Чтение стихотворения В. Лейкина «Причины опозданий»:
Во вторник подвела постель,
Не смог, я во время проснуться.
Позавчера забыл портфель,
В нем был банан пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.
• Ответы на вопросы к стихотворению:
-Какой жанр этого произведения.
-О ком это стихотворение? Что постоянно происходит с мальчиком?
-Как выйти из сложившейся ситуации? (придется просить прощение за опоздание.)
- Как бы это сделали вы? Приведите свои примеры...
-откройте учебник на с. 125 и выберем подходящие ответы:
- Извините меня, пожалуйста. Я даю честное слово больше не опаздывать.
- Знаете, я совсем не виноват, это мама не разбудила меня вовремя.
- Мне очень стыдно за свое опоздание. Я постараюсь, чтоб это было в последний раз.
- Я опять опоздал. Можно сесть за парту?
• Работа над словами в переносном значении
-Теперь давайте поговорим о смысле выражения подвела постель, (на экране появляется рисунок как постель ведет мальчика к школе.)
-Скажите, ребята, правильно ли понял это выражение художник, который сделал такой рисунок? (Нет, не правильно)
- Что означает это выражение в данном случае? ( что из-за постели мальчик не смог вовремя проснуться.)
- В данном случае слово подвела употреблено в переносном смысле.
-Составьте такое предложение, чтобы слово подвела было в прямом смысле (Мама подвела меня к школе. Папа подвел дочку к картине...)
Следующее выражение пролетел мимо школы. (на экране появляется рисунок, на котором
мальчик летит над школой. Можно ли и эту зарисовку назвать ошибкой художника? Чего не знает
художник? (Что слова могут употребляться в переносном смысле)
-Как объяснить значение этого выражения? (очень быстро пробежал)
-Еще говорят: время пролетело, год пролетел, каникулы пролетели и т. п.)
-Составьте предложение, чтобы это слово было употреблено в прямом смысле (пролетела птица,
пролетел самолет)
-Итак, у слова может быть несколько значений. Понять, в каком значении употреблено слово, можно только в тексте.
5.Физминутка.
(если я называю слово в прямом смысле, то вы встаете и, если можно, показываете действием это выражение. Если слово в переносном смысле - вы сидите)
-Олененок бежит по травинке.
-Как бежит время!
-Весло стукнуло о борт лодки. -Сколько лет ему стукнуло?
-Быстро пролетели каникулы! Птицы пролетели над домами.
-На пальце золотое кольцо.
-У мамы золотые руки.
-Горькая правда.
-Горький перец.
б.Объяспение материала о правописании безударных гласных в корне слова.
- Я прочитаю предложения, вы послушайте, какие слова произносятся одинаково?
-B Подмосковье очень крас и вые, ЛЕСА!
- Рыжая ЛИСА гналась за зайцем.
-транскрипция одинаковая, [л'и с а]
[л'и с а]
-Произносятся одинаково, а значение одинаковое имеют? Давайте подумаем, (читаю еще раз
предложение) [лиса] ,
[л'и са] - лес
[л'ис а] - лис
-Как интересно, а почему же так получилось? Я предлагаю вернуться к транскрипции
-Поставьте ударение ( в обоих словах первый слог безударный, значит опасный. Если гласный в слове безударный, то на письме можно допустить ошибку. Для правильного написания гласный нужно проверить - подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением). Написание безударной буквы зависит от значения слова.
7.3акрепленис изученного материала.
- Догадайтесь, где нужно вставить слово СПЕШИ, а где - СПИШИ.
Раз учительница в школе Посоветовала Коле:
-Списывая не ....,
Букву к буковке ....
****Послушайте:
Учительница написала на доске слова и сказала ребятам:
-Спишите их. Только - не спешите.
Все пишут, а Алеша - нет...
-Почему ты не работаешь, Алеша?
-А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «СПИШИТЕ», а то- «НЕ СПИШИТЕ»
- Почему Алеша не понял свою учительницу? ( слова СПИШИТЕ и СПЕШИТЕ произносятся одинаково, а при написании их можно проверить словом ПИШЕТ и СПЕШКА)
- А сейчас посмотрим, поняли ли вы, о чем мы говорили на уроке. Это задание очень похожее, попробуйте его выполнить самостоятельно, кому трудно, я помогу ( у детей на столах лежат листочки с заданиями:
Вставь в предложения нужные слова:
1. МЯЧИ - МЕЧИ
В спортивном магазине продавали футбольные _______________.
Рыцарские __________стояли в музее.
2. СЛЕЗАЛ - СЛИЗАЛ
Кот Васька быстро _________________ всю сметану.
Гриша долго ____________________ с дерева.
8. Подведение итога урока.
-Скажите, ребята, чему мы сегодня учились на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Правописание парных согласных в корне слова""
Урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России" по теме: правописание звонких и глухих согласные в корне слова....
Конспект урока по русскому языку/ИКТ "Лексическое значение слов".
2 класс.УМК "Начальная школа XXI век"....
Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК " Школа России" по теме: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение"
Урок составлен в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова .
Учить детей опредделять слова с непроизносимой гласной в корне слова.упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова....
Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»
Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»...
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по программе "Планета знаний" по теме "Слова с непроверяемыми гласными в корне"
Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....