Урок русского языка в 1-м классе по теме "Гласные звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1-м классе по теме "Гласные звуки и буквы"
Цели и задачи:
- Образовательные:
– закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
– помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
– активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников; - Развивающие:
– развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
– развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее; - Воспитательные:
– воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
– продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование: Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.
Для начала ответьте:
– Из чего состоит слово в письменной речи? Из букв.
Соберите слово (в, з, к, у). Назовите буквы?
– Из чего состоит слово, которое мы произносим или слышим. Из звуков.
– Давайте вспомним, какие правила знаем?
произносим видим
Звуки и Буквы и
слышим. пишем.
II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.
А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)
Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
– Как вы считаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Да, ребята, тема нашего урока сегодня «ГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ».
– Какую цель мы можем перед собой поставить? (Узнать все по гласные звуки и буквы)
– Да, сегодня на уроке мы вспомним и повторим всё, что уже знаем о Гласных Буквах и Звуках. Узнаем какую роль играют гласные в словах и как определить гл. буквы и звуки.
– А как мы поймем, что достигли цели? (Сможем ответить на вопросы)
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)
Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.
– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях
(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)
Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:
1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)
Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)
– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )
– Как они называются? (Гласные.)
– Какая буква лишняя? Почему?
Физкультминутка
- В стране Азбуковедения есть своя песенка и танец. Давайте и мы с вами встанем и разучим эти движения.
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.
1. Фронтальная работа.
Прочитайте слова на доске:
Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.
– Что вы можете сказать об этой группе слов?
– Что это за слова? (Словарные.)
2. Самостоятельная работа
– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.
– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)
– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)
– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.
– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)
В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?
– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?
#1055;овторение
Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:
Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).
IV. Знакомство с алфавитом.
Составляем сказку дальше.
Однажды в том царстве появился добрый волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.
-Как называется собрание всех букв расположенных в определенном порядке?
А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)
У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное время. Но, как в любой сказке……..
В прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)
Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.
– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.
– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.
Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им выполнив такое задание. Работа будет в парах!
– Поставь ударение в словах там, где нужно.
Коньки, звонкий, хорошо, крот, изюм, полёвка, лёд, ёжик.
VII. Итог урока.
Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.
– Какие? (Гласные и согласные.)
– Сколько гласных букв, звуков?
– Всегда ли мы слышим, какую гласную нужно написать в слове? (Нет, бывают гласные в слабой позиции)
– Что нужно сделать, чтобы решить, какую гласную писать (Поставить под ударение, или проверить по словарю)
– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и в каких случаях?
а я | о е | э е | у ю | ы и |
(На доске.)
– На все вопросы мы смогли найти ответы? Достигли ли мы цели урока?
– Молодцы! Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.
У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток.
Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".
Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....
Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.
Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...
Спецификация диктанта № 8 по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы»
Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...
Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»
Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...
Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....
Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»
Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...