Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.doc | 911.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического запаса учеников.
Задачи:
познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;
развивать умение работать со словарями, развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор;
воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.
Оборудование:
- картинки с изображением животных (собака, медведь, корова, заяц, петух, воробей),
- Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей».
Раздаточный материал: карточки (Приложение 1) и тесты (Приложение 2)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели урока.
Прочитайте стихотворение про одного ученика:
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
В этом стихотворении много фразеологизмов. А что это такое, вы узнаете сегодня на уроке.
- Каллиграфическая минутка.
- Словарная работа.
- Громко лает, а в дом не пускает.
- Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Этот зверь – лесной …
- Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
- Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
- Стоит копна
Посреди двора.
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
- Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(По ходу отгадывания на доску вывешиваются картинки с изображением этих животных.)
- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.
- Что объединяет эти слова?
- На какие 2 группы их можно разбить? (птицы и звери, дикие и домашние животные, слова из 2 и 3 слогов, и т.д.)
- Проверка домашнего задания.
Звери Ванюшу так ласково любят,
Звери балуют его и голубят.
- Какими словами можно ещё заменить слова «балуют» и «голубят»?
- Кто вспомнил, из какой книги взяты эти строчки?
Это был отрывок из произведения Корнея Чуковского «Крокодил».
- Какие ещё произведения Чуковского вы знаете?
- Знакомство с фразеологизмами.
Послушайте историю из книги Чуковского «От двух до пяти»:
…Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться:
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…
Что имела в виду Светина мама? Почему девочка не поняла её?
В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально.
Сравните:
Повесить нос | Повесить пальто |
Взять себя в руки | Взять ребёнка на руки |
- В каком столбике выражения имеют переносное, шуточное значение?
- Как заменить выражения первого столбика одним словом? (огорчиться; успокоиться)
- Физминутка.
- Закрепление.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.
А теперь давайте ещё раз прочтём стихотворение про Глеба:
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Найдите фразеологизмы в этом стихотворении.
Работа со словарём.
А что значит – «бить баклуши»? Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю:
Теперь вы разъясните, что значит:
- свалился, как снег на голову
- вешать лапшу на уши
- как кот наплакал
- задали стрекача
Выборочное списывание.
На доске записаны выражения: в час по чайной ложке, сложа руки, навязнуть на зубах, прожужжал все уши, и след простыл, курам на смех, и был таков.
Найдите среди данных фразеологизм со значением: бездельничать; очень медленно; надоел; очень глупо, нелепо; быстро исчез.
Работа с карточками.
А сейчас положите перед собой карточки.
- Кто узнал, какие фразеологизмы здесь спрятались?
- Какие ещё фразеологизмы, связанные с частями тела, вы знаете?
Теперь от шуточной анатомии перейдём к зоологии. Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)
Работа с тестами.
Как видите, фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. А о каком человеке можно сказать так:
Он выйдет сухим из воды:
- ловкий
- робкий
Он звёзд с неба не хватает:
- умный
- глупый
У него денег куры не клюют:
- богатый
- бедный
У него семь пятниц на неделе:
- надёжный
- рассеянный
У него зимой снега не выпросишь:
- щедрый
- жадный
У него душа нараспашку:
- наивный
- скрытный
Он водит всех за нос:
- показывает людям дорогу
- обманывает людей
- Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.
- Итог урока.
- Что такое фразеологизмы?
- Для чего служат фразеологизмы в речи?
- Какие новые для себя фразеологизмы вы сегодня узнали?
КАРТОЧКА-ТЕСТ
О каком человеке так говорят:
- Он выйдет сухим из воды:
- ловкий
- робкий
- Он звёзд с неба не хватает:
- умный
- глупый
- У него денег куры не клюют:
- богатый
- бедный
- У него семь пятниц на неделе:
- надёжный
- рассеянный
- У него зимой снега не выпросишь:
- щедрый
- жадный
- У него душа нараспашку:
- наивный
- скрытный
- Он водит всех за нос:
- показывает людям дорогу
- обманывает людей
КАРТОЧКА-ТЕСТ
О каком человеке так говорят:
- Он выйдет сухим из воды:
- - ловкий
- - робкий
- Он звёзд с неба не хватает:
- умный
- глупый
- У него денег куры не клюют:
- богатый
- бедный
- У него семь пятниц на неделе:
- надёжный
- рассеянный
- У него зимой снега не выпросишь:
- щедрый
- жадный
- У него душа нараспашку:
- наивный
- скрытный
- Он водит всех за нос:
- показывает людям дорогу
- обманывает людей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....