Конспект урока по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: «Правописание частицы не с глаголами»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: создание условий для формирования умений отличать частицу НЕ от других частей речи и раздельное правописание частицы НЕ с глаголами.
Задачи:
Образовательная: познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами.
Развивающая: формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом; способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания.
Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе; воспитывать интерес к учебе, предмету; прививать любовь к русскому языку.
активную деятельность, воспитание культуры речи, любви к слову, доброго отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учить отличать частицу не от других частей речи, писать частицу не с глаголами раздельно;
- развивать орфографическую зоркость, умение находить изученные орфограммы в словах, грамотно писать эти слова и проверять их написание.
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы: ИКТ, учебник Русский язык, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России», 2 класс, 2 часть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка
«Правописание частицы НЕ с глаголами», 4 класс
Программа развивающего обучения Л.В.Занкова
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Техническое оборудование: мультимедийная презентация, ЦОР по теме «НЕ с глаголами».
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
- Начинаем урок русского языка.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, чтобы определить тему урока, прочитаем девиз нашей работы:
Не зевай и не вертись,
Не лови мух, не ленись,
Не грусти и не стесняйся,
Не спеши, не задавайся!
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
(Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами)
- Как вы догадались?
- Какой фразеологизм встретился в нашем девизе?
- Что он означает?
(Ловить мух – быть невнимательным, бездельничать)
- Я уверена, что вы бездельничать на уроке не будете.
- Запишите тему урока «Правописание частицы НЕ с глаголами».
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
(Научиться правильно писать частицу НЕ с глаголами, узнать есть ли исключения из правила?)
3. Актуализация знаний.
- Итак, главными героями на нашем уроке будут Глагол и Частица.
Они живут в удивительной стране. Чтобы узнать, как называется ЭТА СТРАНА, давайте прочитаем названия её жителей:
(на доске развешаны карточки с названиями всех частей речи)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ГЛАГОЛ, НАРЕЧИЕ, СОЮЗ, ПРЕДЛОГ, ЧАСТИЦА.
- Вы догадались, как называется эта страна?
(Страна называется «Части речи»)
- На какие группы можно разделить все части речи?
(на САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ и СЛУЖЕБНЫЕ).
- Давайте распределим части речи на две группы.
(вызываю учеников к доске)
На доске схема:
ЧАСТИ РЕЧИ | |
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ | СЛУЖЕБНЫЕ |
Имя существительное | Союз |
Имя прилагательное | Предлог |
Имя числительное | Частица |
Местоимение | |
Глагол | |
Наречие |
- В какой группе оказался глагол?
- Что мы знаем о глаголе, как о части речи?
(Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? В предложении чаще всего является сказуемым)
- В какой группе оказалась частица?
(Частица – служебная часть речи)
- Как вы думаете, почему так назвали «Служебные части речи»?
(Служат самостоятельным частям речи.
Например предлог и союз служат для связи слов в предложении)
- А вот для чего служат частицы, нам предстоит ещё выяснить на уроке.
3. Первичное усвоение новых знаний.
- Откройте учебник на странице 89 и прочитайте правило о служебных частях речи. Что узнали нового?
(Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложения, к ним нельзя задать вопрос)
- Кто заметил в правиле частицы? В русском языке много разных частиц:
Они придают словам разные смысловые значения.
Например:
Есть частица бы, Если был бы я волшебник.
Частица Же, Надо же было такому случиться!
Мы сегодня познакомимся с частицей НЕ и узнаем какое значение она придает словам.
- Написание этой частицы подчиняется особому правилу!
Чтобы выяснить какому, выполним следующее задание:
Прочитайте записи на доске.
Какое задание задумано?
Собрать пословицы, понаблюдать за написанием глаголов с частицей НЕ.
НА ДОСКЕ:
Кто не работает, | не испортишь. |
Кашу маслом | вода не течёт. |
Под лежачий камень | тот не ест. |
- Запишите пословицы, объясните их смысл.
Кто не работает, тот не ест.
Используется как призыв к работе, адресованный ленивому, нерадивому человеку (работнику), или как объяснение того, почему он ничего не получил.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Кашу маслом не испортишь.
Каша - одно из древнейших повседневных кушаний на Руси, которое варят из пшеницы, риса, гречневой, овсяной, манной и других круп, на воде или на молоке, жидкое или густое. По бытовым представлениям, которые отражены в пословице, - чем больше масла, тем каша вкуснее.
Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.
Под лежачий камень и вода не течет.
Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности.
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
(ВЫВОД: частица НЕ с глаголом пишется отдельно!)
- Можно ли не зная этого правила, допустить в написании ошибку?
Какой вывод можно сделать?
(ВЫВОД: правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма.
В русском языке эту орфограмму называют - пробел)
- Примените новое правило и запишите слова, раскрывая скобки:
НА ДОСКЕ:
(Не) выучил, (не) делай,
(Не) знаешь, (не) спеши!
- Сверьте свои записи с доской, догадайтесь какое слово пропущено?
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши!
С глаголами ………… (ОТДЕЛЬНО)
Частицу НЕ пиши!
4. Первичная проверка понимания
- Давайте выясним какое значение придает частица НЕ глаголу.
Прочитайте текст:
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листы. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.
- Как вы думаете, что здесь неправильно?
- Давайте вставим частицу НЕ так, чтобы эти правила научили правильному обращению с книгой!
(Работа с соседом в парах)
- Прочитайте, что у вас получилось.
...Береги книгу! Не бери её грязными руками и не клади на грязный стол. Не перегибай книгу и не загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то не забудь вернуть её в срок.
Теперь все верно? Подчерните все глаголы в тексте.
Как вы написали частицу НЕ с глаголами?
Запишем глаголы парами по образцу: Береги – не береги,
Сравним глаголы по смыслу. Какое значение придает частица НЕ глаголу?
(отрицательное)
5. ФИЗПАУЗА.
- Проведем зарядку под музыку. Внимательно слушайте песню и запоминайте глаголы с частицей НЕ.
(ПЕСНЯ «НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК»)
- Ребята, иногда в правиле бывают исключения. А есть ли исключения в этом правиле?
Давайте узнаем.
- Прочитайте предложения:
Я …навижу рано вставать. Миша …доумевал, за что ему поставили двойку. У Кати температура, ей …здоровится. Птицу …волить – песни не слышать.
- Что здесь неправильно. Вставьте НЕ. Как нужно написать НЕ со словами? Почему?
ВЫВОД:
Есть глаголы, которые без НЕ не употребляются.
В этом случае пишу НЕ слитно!
Спишите предложения. Подчеркните глаголы-исключения. Что они обозначают?
НЕНАВИДЕТЬ - не любить, быть кому-то врагом.
НЕДОУМЕВАТЬ – удивляться, не знать, что делать, сомневаться.
НЕЗДОРОВИТСЯ – болеть, плохо себя чувствовать.
НЕВОЛИТЬ – заставлять что-то делать вопреки желанию, его собственной воле
6. Первичное закрепление.
Чтобы закрепить знания о правописании частицы НЕ с глаголом, предлагаю вам посмотреть грамматическую сказку, которую подготовили наши ребята.
-Смотрите внимательно, слушайте и запоминайте.
Сказка называется «Сила любви».
СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
- Спасибо нашим артистам!
Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!
Какой урок о правописании частицы НЕ можно вынести из этой сказки?
ВЫВОД:
- Что вы запомнили на уроке?
- Чему научились?
- Чему удивились?
7. Контроль усвоения новых знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Чтобы проверить, как вы научились новому правилу, поработаем в группах.
Каждая группа получает листок с заданием, внимательно прочитайте текст, исправьте ошибки.
- ЦОР ( раскрыть скобки)
Исправьте ошибки на месте орфограмм:
Нешумите!
«Нешумите!» - сказала соседка.
А никто и недумал шуметь.
Вася пел, ведь не льзя же непеть!
А что голос у Васи скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей:
Кто стучал, кто гремел, кто скрипел,
Чтобы он несмущался и пел!
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- На дом упражнение № 123. Подобрать свои пословицы и поговорки с частице НЕ, записать их в тетрадь. Уметь объяснить смысл записанных пословиц.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Ребята, наш урок подходит к концу. И мы с вами отправляемся в тир, стрелять по мишени.
Кто из вас бывал в тире и знает, что означают круги и числа на мишени?
Оцените свой успех в изучении новой темы с помощью грамматической мишени. У вас на партах лежат магниты.
- Чем лучше вы усвоили новый материал урока, тем ближе к центру будет ваш магнит, если вам что-то было непонятно в уроке, и вы испытывали затруднения, то ваш магнит будет дальше от яблочка.
- Я вижу, что большинство ребят усвоили новую тему урока, но есть и те, кто испытывал затруднения. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим изучать тему «Правописание частицы НЕ с глаголами». Я думаю, что все ваши вопросы найдут свои ответы!
- Всем спасибо за урок!
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему «Правописание частицы не с глаголами» 2 класс
Конспект по русскому языку для 2 класса :"«Правописание частицы не с глаголами»"...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...
Конспект урока на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами» 2 класс
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголам...
Конспект урока по теме "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:Знать правило написания частицы не с глаголами;Уметь писать глаголы с частицей не;Умет...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое глагол-синоним, глагол-антоним;Уметь подб...
Конспект урока по теме "Правописание частицы не с глаголами"
Познакомить с ролью частицы НЕ, учить писать частицу Не раздельно с глаголами....