Конспект урока по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Галетина Наталья Владимировна

Тема: «Правописание частицы не с глаголами»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: создание условий для формирования умений отличать частицу НЕ от других частей речи и раздельное правописание частицы НЕ с глаголами.

Задачи:

Образовательная: познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами.

Развивающая: формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом; способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания.

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе; воспитывать интерес к учебе, предмету; прививать любовь к русскому языку.

активную деятельность, воспитание культуры речи, любви к слову, доброго отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учить отличать частицу не от других частей речи, писать частицу не с глаголами раздельно;

- развивать орфографическую зоркость, умение находить изученные орфограммы в словах, грамотно писать эти слова и проверять их написание.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы: ИКТ, учебник Русский язык, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России», 2 класс, 2 часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка

«Правописание частицы НЕ с глаголами», 4 класс

Программа развивающего обучения Л.В.Занкова

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: 

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.

Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи урока:

обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.

развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

Техническое оборудование: мультимедийная презентация, ЦОР по теме «НЕ с глаголами».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

- Начинаем урок русского языка.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, чтобы определить тему урока, прочитаем девиз нашей работы:

Не зевай и не вертись,

Не лови мух, не ленись,

Не грусти и не стесняйся,

Не спеши, не задавайся!

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

(Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами)

- Как вы догадались?

- Какой фразеологизм встретился в нашем девизе?

- Что он означает?

(Ловить мух – быть невнимательным, бездельничать)

- Я уверена, что вы бездельничать на уроке не будете.

- Запишите тему урока «Правописание частицы НЕ с глаголами».

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(Научиться правильно писать частицу НЕ с глаголами, узнать есть ли исключения из правила?)

3. Актуализация знаний.

- Итак, главными героями на нашем уроке будут Глагол и Частица.

Они живут в удивительной стране. Чтобы узнать, как  называется ЭТА СТРАНА, давайте прочитаем названия её жителей:

(на доске развешаны карточки с названиями всех частей речи)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ГЛАГОЛ, НАРЕЧИЕ, СОЮЗ, ПРЕДЛОГ, ЧАСТИЦА.

- Вы догадались, как называется эта страна?

(Страна называется «Части речи»)

- На какие группы можно разделить все части речи?

(на САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ и СЛУЖЕБНЫЕ).

 - Давайте распределим части речи на две группы.

(вызываю учеников к доске)

 На доске схема:

                

ЧАСТИ  РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

СЛУЖЕБНЫЕ

Имя существительное

Союз

Имя прилагательное

Предлог

Имя числительное

Частица

Местоимение

Глагол

Наречие

 

- В какой группе оказался глагол?

- Что мы знаем о глаголе, как о части речи?

(Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? В предложении чаще всего является сказуемым)

 - В какой группе оказалась частица?

(Частица – служебная часть речи)

- Как вы думаете, почему так назвали «Служебные части речи»?

(Служат самостоятельным частям речи.

Например предлог и союз служат для связи слов в предложении)

- А вот для чего служат частицы, нам предстоит ещё выяснить на уроке.

3. Первичное усвоение новых знаний.

- Откройте учебник на странице 89 и прочитайте правило о служебных частях речи. Что узнали нового?

(Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложения, к ним нельзя задать вопрос)

- Кто заметил в правиле частицы? В русском языке много разных частиц:

Они придают словам разные смысловые значения.

Например:  

Есть частица бы, Если был  бы я волшебник.

Частица Же, Надо же было такому случиться!

Мы сегодня познакомимся с частицей НЕ и узнаем какое значение она придает словам.

- Написание этой частицы подчиняется особому правилу!

Чтобы выяснить какому, выполним следующее задание:

Прочитайте записи на доске.

Какое задание задумано?

Собрать пословицы, понаблюдать за написанием глаголов с частицей НЕ.

НА ДОСКЕ:

Кто не работает,

не испортишь.

Кашу маслом

вода не течёт.

Под лежачий камень

тот не ест.

- Запишите пословицы, объясните их смысл.

Кто не работает, тот не ест.

Используется как призыв к работе, адресованный ленивому, нерадивому человеку (работнику), или как объяснение того, почему он ничего не получил.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Кашу маслом не испортишь.

Каша - одно из древнейших повседневных кушаний на Руси, которое варят из пшеницы, риса, гречневой, овсяной, манной и других круп, на воде или на молоке, жидкое или густое. По бытовым представлениям, которые отражены в пословице, - чем больше масла, тем каша вкуснее.

Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.

Под лежачий камень и вода не течет.

Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности.

- Как пишется частица НЕ с глаголами?

(ВЫВОД: частица НЕ с глаголом пишется отдельно!)

- Можно ли не зная этого правила, допустить в написании ошибку?

Какой вывод можно сделать?

(ВЫВОД: правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма.

В русском языке эту орфограмму называют - пробел)

- Примените новое правило и запишите слова, раскрывая скобки:

НА ДОСКЕ:

(Не) выучил, (не) делай,

(Не) знаешь, (не) спеши!

- Сверьте свои записи с доской, догадайтесь какое слово пропущено?

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши!

С глаголами ………… (ОТДЕЛЬНО)

Частицу НЕ пиши!

4. Первичная проверка понимания

- Давайте выясним какое значение придает частица НЕ глаголу.

Прочитайте текст:

...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листы. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.

- Как вы думаете, что здесь неправильно?

- Давайте вставим частицу НЕ так, чтобы эти правила научили правильному обращению с книгой!

(Работа с соседом в парах)

- Прочитайте, что у вас получилось.

...Береги книгу! Не бери её грязными руками и не клади на грязный стол. Не перегибай книгу и не загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то не забудь вернуть её в срок.

Теперь все верно? Подчерните все глаголы в тексте.

Как вы написали частицу НЕ с глаголами?

Запишем глаголы парами по образцу: Береги – не береги,

Сравним глаголы по смыслу. Какое значение придает частица НЕ глаголу?

(отрицательное)

5. ФИЗПАУЗА.

- Проведем зарядку под музыку. Внимательно слушайте песню и запоминайте глаголы с частицей НЕ.

(ПЕСНЯ «НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК»)

- Ребята, иногда в правиле бывают исключения. А есть ли исключения в этом правиле?

Давайте узнаем.

- Прочитайте предложения:

 Я  …навижу рано вставать. Миша …доумевал, за что ему поставили двойку. У Кати температура, ей …здоровится. Птицу …волить – песни не слышать.

- Что здесь неправильно. Вставьте НЕ.  Как нужно написать НЕ со словами? Почему?

ВЫВОД:

Есть глаголы, которые без НЕ не употребляются.

 В этом случае пишу НЕ слитно!

Спишите предложения. Подчеркните глаголы-исключения. Что они обозначают?

НЕНАВИДЕТЬ  - не любить, быть кому-то врагом.

НЕДОУМЕВАТЬ – удивляться, не знать, что делать, сомневаться.

НЕЗДОРОВИТСЯ – болеть, плохо себя чувствовать.

НЕВОЛИТЬ – заставлять что-то делать вопреки желанию, его собственной воле

 

6. Первичное закрепление.

Чтобы закрепить знания о правописании частицы НЕ с глаголом, предлагаю вам посмотреть грамматическую сказку, которую подготовили наши ребята.

-Смотрите внимательно, слушайте и запоминайте.

Сказка называется «Сила любви».

СИЛА ЛЮБВИ

Сказка

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.

- Спасибо нашим артистам!

Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!

Какой урок о правописании частицы НЕ можно вынести  из этой сказки?

ВЫВОД:

- Что вы запомнили на уроке?

- Чему научились?

- Чему удивились?

7. Контроль усвоения новых знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 - Чтобы проверить, как вы научились новому правилу, поработаем в группах.

Каждая группа получает листок с заданием, внимательно прочитайте текст, исправьте ошибки.

- ЦОР ( раскрыть скобки)

Исправьте ошибки на месте орфограмм:

        Нешумите!

«Нешумите!» - сказала соседка.

А никто и недумал шуметь.

Вася пел, ведь не льзя же непеть!

А что голос у Васи скрипучий,

Так зато мы и сгрудились кучей:

Кто стучал, кто гремел, кто скрипел,

Чтобы он несмущался и пел!

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- На дом упражнение № 123. Подобрать свои пословицы и поговорки с частице НЕ, записать их в тетрадь. Уметь объяснить смысл записанных пословиц.

9.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, наш урок подходит к концу. И мы с вами отправляемся в тир, стрелять по мишени.

Кто из вас бывал в тире и знает, что означают круги и числа на мишени?

 Оцените свой успех в изучении новой темы с помощью грамматической мишени. У вас на партах лежат магниты.

- Чем лучше вы усвоили новый материал урока, тем ближе к центру будет ваш магнит, если вам что-то было непонятно в уроке, и вы испытывали затруднения, то ваш магнит будет дальше от яблочка.

- Я вижу, что большинство ребят усвоили новую тему урока, но есть и те, кто испытывал затруднения. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим изучать тему «Правописание частицы НЕ с глаголами». Я думаю, что все ваши вопросы найдут свои ответы!

- Всем спасибо за урок!

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему «Правописание частицы не с глаголами» 2 класс

Конспект по русскому языку для 2 класса :"«Правописание частицы не с глаголами»"...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...

Конспект урока на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами» 2 класс

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголам...

Конспект урока по теме "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:Знать правило написания частицы не с глаголами;Уметь писать глаголы с частицей не;Умет...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое глагол-синоним, глагол-антоним;Уметь подб...

Конспект урока по теме "Правописание частицы не с глаголами"

Познакомить  с ролью частицы НЕ, учить писать частицу Не раздельно с глаголами....