Конспект урока на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по 
знакомству с правописанием частицы не с глаголами.
Задачи:
образовательная:
исследовать частицу НЕ;
познакомиться с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом;
развивающая:
способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления,
внимания;
воспитательная:
воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной 
работе, работе в паре.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД:
умение определять и сохранять учебную задачу урока;
проговаривать последовательность действий на уроке;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, 
возникли сложности при выполнении;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на 
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё 
предположение.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя 
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на 
события, поступки;
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном 
решении проблемы (задачи).
Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть  В.П. Канакина, 
В.Г.Горецкий, конверт с текстом «Друзья природы», карточки «слова с 
пропущенными гласными».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

 2 класс

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.

Задачи:

образовательная:

  • исследовать частицу НЕ;
  • познакомиться с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
  • формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом;

развивающая:

  • способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания;

воспитательная:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

  • умение определять и сохранять учебную задачу урока;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, конверт с текстом «Друзья природы», карточки «слова с пропущенными гласными».

Ход урока

I. Организационный момент. -Сегодня  на  уроке  вас  ожидает  много  интересных  заданий. Для  их  выполнения  потребуются  ваши  знания  и внимание. Давайте  пожелаем,  друг  другу  успехов, соедините  свои  ладошки  и   соседа.

Я желаю  тебе  сегодня  добра,

Если будет  трудно, я  тебе  помогу.

II. Словарная работа

Чаща, река, ребята, машина, шуршит, Евгений, дуб.

-Прочитайте. Назовете орфограммы в словах.

-Какое слово лишнее? Почему?

-Что такое имя существительное?

-Что такое глагол?

- Слова эти вы говорите, а кто задумывался, как их написать?

III.  Формулирование темы и целей урока.

1.-А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе.
Фронтальный опрос
- Чтобы продолжить наше знакомство с глаголом, давайте вспомним всё, что вы узнали на прошлых уроках.
Глагол – это … часть речи. Обозначает… Отвечает… Изменяется… В предложении является…
(Глагол- самостоятельная часть речи. Глаголы обозначают действие предметов. Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?)

 

орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами.  

 

  (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

  В чужом доме (не) указывают.

  (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

2.3.-Известно, что пословицы и поговорки – это народная мудрость. Считается, что в этих изречениях, издавна придуманных народом, заключаются советы для взрослых и детей.

Прочитайте пословицы: Слайд

  1. Ложь человека красит.
  2. Кто сегодня обманет, тому завтра поверят.
  3. Кто стыдится спрашивать, узнаёт многое.

-Подумайте, есть ли смысл у данных высказываний?(Данные пословицы звучат бессмысленно, так как, если следовать этим высказываниям, то действия приведут к неприятным последствиям).

-Что надо добавить в данные пословицы, чтобы они несли правильный смысл? (Добавить НЕ к глаголам).

- Прочитайте, что получилось.

  1. Ложь человека НЕ красит.
  2. Кто сегодня обманет, тому завтра НЕ поверят.
  3. Кто НЕ стыдится спрашивать, узнаёт многое.

пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь

идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть

одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

- Скажите, в чем отличие? (Поменялся смысл, добавилось слово НЕ к глаголу.)
- А вам интересно узнать, что это за слово такое, которое меняет смысл? Какой частью речи является НЕ? Как пишется слово НЕ с глаголами? Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
Попробуем в течение урока найти ответы на эти вопросы.
-Так, значит, какова будет тема урока? Сформулируйте ее. (Правописание частицы НЕ с глаголами)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое не. Научиться правильно писать не с глаголами)
- Чтобы ответить на все эти вопросы нам предстоит провести ряд исследований. Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

1).- Можем ли поставить вопрос к этому слову?
(Нельзя поставить вопрос)
2). Что обозначает, можем ли отнести это слово к имени существительному, прилагательному, глаголу?
(Не обозначает предмет, действие, признак. Глагол, существительные, прилагательные- это самостоятельные части речи.)
3). Можем ли определить, каким членом предложения является это слово? (Нет).
Итог. Если к слову нельзя поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит. Это какая часть речи? (Служебная часть речи.)
Вывод: частица НЕ- это служебная часть речи. Слово НЕ – это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.  

IV. Физкультминутка.

V. Изучение нового материала.

1.-Как пишется частица НЕ с глаголами?
-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

- Где можно проверить наши утверждения?

-Откройте учебник на странице 78, прочитаем правило о правописании частицы не с глаголами

2.Страница учебника 78 упражнение 135  

Прочитайте стихотворение. О чем оно?(О вредных привычках)

Почему оно так странно названо?

Какие еще хорошие привычки должны быть у девчонок и мальчишек

Выпишите глаголы с частицей НЕ.

Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

3.Работа в парах

Упр. 137, с.79

(Самостоятельно читают текст. В парах объясняют, что такое рифма, находят рифмующиеся слова. Вслушиваются в звучание, делают вывод, какое звукосочетание слышат в конце рифмующихся слов. Уточняют, что частица не пишется раздельно. Записывают текст по заданию.)

4.Работа в группе

Сейчас создадим «Дерево пожеланий». Напишите друг другу на листиках пожелания из глаголов с частицей НЕ
Пусть ваши пожелания сбудутся, а полученные знания будут применяться.
Не ругайтесь,
Не дразнитесь,
Не стоните,
Не кричите,
Не спешите

VI Итог урока 

- Какую  задачу  решали  на  уроке?

- Удалось ли  вам  её  решить?

- С  какими новыми  знаниями  вы  уходите с урока?

- Оцените  свою работу  на  уроке.  

VII Домашнее задание по выбору:

 упр .136

или составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 6-7 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ

 Правила поведения на улице.

В общественном транспорте.

 В кинотеатре.

На доске написаны пословицы:

 

  (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 

  В чужом доме (

Рефлексия.

Игра «Скажи  по - другому»                                   (

Не  давать  стрекоча.      (не убегать)

Не чесать  языком.      (не  разговаривать)

Не водить  за  нос.       (не  обманывать)

Не  перемывать  косточки.     (не  сплетничать, не  злословить)

Не  ударить  лицом  в  грязь.           (не  опозориться)

- Какую  задачу  решали  на  уроке?

- Удалось ли  вам  её  решить?

- С  какими новыми  знаниями  вы  уходите с урока?

- Оцените  свою работу  на  уроке.                    

10.  Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" 4 класс

Урок русского языка  «Правописание частицы НЕ с глаголами» 4 класс по учебнику А.В. Поляковой разработан в соответствии с ФГОС. Этот урок подойдёт и для работы с другими учебниками. На уроке...

Конспект урока на тему «Правописание частицы не с глаголами» 2 класс

Конспект по русскому языку для 2 класса :"«Правописание частицы не с глаголами»"...

Конспект урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание частицы не с глаголами»  Цели деятельности учителя:формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты...

Конспект урока по теме "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:Знать правило написания частицы не с глаголами;Уметь писать глаголы с частицей не;Умет...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование  навыка  раздельного  написания  глаголов  с  частицей  НЕ; ознакомление...

Конспект урока по теме "Правописание частицы не с глаголами"

Познакомить  с ролью частицы НЕ, учить писать частицу Не раздельно с глаголами....

Конспект урока по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков у обучающихся в раздельном написании частицы НЕ с глаголами; правописание глаголов с изученными орфограммами; развитие орфографической грамотн...