В гостях у Волшебника Ударения
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Цель: закрепить умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnik_udarenie.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В гостях у Волшебника “Ударение”.

Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

2. Формулирование темы

- Ребята, сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие к одному очень доброму Волшебнику. Чтобы попасть в его королевство и узнать его имя, вы должны выполнить задание.

На доске записано предложение.

         На двери замка нет замка.

- Прочитайте предложение.

- Сравните значение выделенных слов.

- На какой слог падает ударение в каждом из этих слов. Сделайте вывод, от чего может зависеть смысл слова.

- К кому же в гости отправимся? (Волшебник Ударение)

3. Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.

Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:

1.  Оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове (как в некоторых других языках мира).

2.  Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.

3.  Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени. Если мы откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.

В слове один слог произносится с большей силой. Это ударный слог. Остальные слоги безударные. При перестановке ударения может измениться значение слова.

4. Закрепление изученного.

   Волшебник знает, что вы учитесь в самой замечательной школе. Давайте расскажем ему, что есть у вас в школе.

  1)  Игра «Школа». 

   На данную тему ученики записывают слова.

1 ряд - слова с ударением на первом слоге,

2 ряд – слова с ударением на втором слоге,

3 ряд - слова с ударением на третьем слоге.

     Игра на время: кто больше записал слов и не ошибся в ударении, тот победил.

Учитель. Вот и в сказочном королевстве, в котором живет добрый волшебник. Чтобы открыть замок в его царство. Выполним задание.

2) Работа в парах.

Поставьте знак ударения в выделенных словах.

  1. Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.
  2. Я мою руки. Мою руку взял доктор.
  3. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.
  4. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка.

      - Проверка работы.

3)  Разгадайте шарады.

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,        

Но переставьте ударение,              

И превращаюсь я в конфету.        

(И́рис — ири́с)          

Я – сборник  карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(А́тлас — атла́с)

Мы — для пильщиков подставка,

Мы — для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(Ко́злы — козлы́)

-  Объясните значение составленных слов. (показ иллюстраций).

- Составить предложения с данными словами.

Учитель. Волшебник попросил нас помочь вернуть свою волшебную палочку, которую спрятали на вершине огромной горы. Нам нужно взобраться на эту гору. Для этого выполним задание.

4) На доске слова:

Крокодил, столовая, добыча, диспансер.

- Прочитайте слова.

- В каком слове третий слог ударный?

- Объяснить значение слов.

 Диспансер - медицинское учреждение, занимающееся не только лечением, но и предупреждением болезней.

 Крокодилы - самые крупные и наиболее высоко развитые из всех современных рептилий. Крокодилы, живущие в соленой воде - самые большие рептилии в мире. Они могут весить от 990 до 1200 килограмм и вырастать до 7 метров. Проглатывание камней, полезно для крокодилов, которые едят свою добычу целиком, или для животных с ракушками и костями. Они помогают перемалывать пищу в желудке. 

5) Игра «Найди ошибки в постановке ударения»

- Работа в группах.

- Найдите слова, в которых ударение поставлено неверно.

- Объясните свой выбор.  

ма́газин

мага́зин

магази́н

у́лица

ули́ца

улица́

стри́жонок

стрижо́нок

стрижоно́к

библиоте́ка

библио́тека

зво́нит

звони́т

шо́фер

шофё́р

6) Самостоятельная работа

Волшебник Ударение просит вас поставить в предложениях ударения.

- Объясните значение слов.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

Косит – среза́ть травы или хлеба косой, косилкой.

Косит - делать косым, перекашивать, кривить. 

Трусит – быть трусом, бояться.

Трусит - бежать, ехать мелкой рысцой. 

5. Итог.

- Как определить в слове ударный слог?

- Сколько ударных слогов в слове?

- Что происходит, если в слове изменить ударение?

Учитель. Волшебник Ударение прощается с нами. И чтобы вернуться домой надо выполнить последнее задание.

- Поставьте ударение на разные слоги в данных словах.

- Изменится ли их значение при переносе ударения?

пора

избегать

пахнуть

угольный

трусить

вычитать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Проект «Волшебник Ударение»

Цели проекта: учить самостоятельно создавать проблемную ситуацию; научить планировать учащихся собственную деятельность; продолжить обучение пользоваться справочной литературой, выискивать необх...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Волшебник "Ударение"

Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём.Планируемые результаты.Познават...

План - конспект урока по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения" .1 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения."  1 класс....

Занятие по скорочтению 2 класс. "Добрый “волшебник” – ударение"

Закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём....

Конспект внеурочного занятия "Волшебник ударение" 3 класс

Тема: «Волшебник ударение»Планируемые результаты:Предметные: определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы словаМетапредметные: способность сознат...