Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Волшебник "Ударение"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.
Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnik_udarenie.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Волшебник «Ударение».
Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.
Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Ход занятия.
- Прочитайте. На двери замка нет замка.
Сравните значение выделенных слов. На какой слог падает ударение в каждом из этих слов. Сделайте вывод, от чего может зависеть смысл слова.
- Беседа об ударении.
Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.
Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:
1. Оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове (как в некоторых других языках мира).
2. Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.
3. Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени. Если мы откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.
В слове один слог произносится с большей силой. Это ударный слог. Остальные слоги безударные. При перестановке ударения может измениться значение слова.
- Игра «Школа». На данную тему ученики записывают сначала слова с ударением на первом слоге, затем на втором слоге, потом на третьем. Игра на время: кто больше записал слов и не ошибся в ударении, тот победил.
- Поставь ударение. Ученики, пользуясь орфоэпическим словарем, на выданных со словами листочках ставят ударение. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее, не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество.
алфавит | каталог | паралич |
арест | квартал | партер |
баловать | коклюш | петля |
ворона | комбайнер | процент |
диалог | красивее | распоясался |
договор | кухонный | ремень |
заржаветь | намерение | столяр |
звонит | начать | танцовщица |
звонят | нефтепровод | украинский |
искра | озлобленный | щавель |
- Поставьте знак ударения в выделенных словах.
- Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.
- Я мою руки. Мою руку взял доктор.
- Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.
- Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка.
- Разгадайте шарады.
Я — травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (И́рис — ири́с) | Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани. (А́тлас — атла́с) |
Мы — для пильщиков подставка, Мы — для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка Нам другое ударение. Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. (Ко́злы — козлы́) |
- Найдите слова, в которых ударение поставлено неверно.
ма́газин мага́зин магази́н | у́лица ули́ца улица́ | стри́жонок стрижо́нок стрижоно́к |
библиоте́ка библио́тека | зво́нит звони́т | шо́фер шофё́р |
- Расставьте знаки ударения в каждом слове.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
- В каком слове третий слог ударный?
Крокодил, столовая, добыча, диспансер.
- Прочитайте двустишья. Объясните, почему не рифмуются строки.
Рожь мы пишем с мягким знаком,
С этим я давно знаком.
Уродились густые хлеба,
Будет много душистого хлеба.
- Поставьте ударение на разные слоги в данных словах. Изменится ли их значение при переносе ударения?
пора избегать | пахнуть угольный | трусить вычитать |
- Как изменится смысл предложения, если в начале поставить слово У?
Берега заросли.
Итог.
- Как определить в слове ударный слог?
- Сколько ударных слогов в слове?
- Что происходит, если в слове изменить ударение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.
Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....
Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»
Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: · научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...