Предмет: «Русский язык» Тема: «Предложение» Тип урока: Повторение
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Данный урок представлен в разделе «Повторение изученного в 3 классе». Урок соостветствует программе и календарно-тематическому планированию. Структура урока отвечает требованиям у ФГОС. На уроке была проведена физкультминутка, что важно для соблюдения здоровья учащихся. Выбранная нестандартная форма урока мотивировала интерес учащихся, что сохраняло их активность на протяжении всего урока и позволило приобрести метапредметные навыки.
Урок в свете требований ФГОС немыслим без организации коллективной работы,работы в парах и применения активных форм обучения. Это нравится самим детям и позволяет разнообразить формы самостоятельной работы, успешно совмещать их с игровыми. Благодаря такой форме урока ребята испытали ситуацию успеха, легко сконцентрировались на домашнем задании, которое предполагает выполнение творческого задания, работу не только над закреплением полученных знаний и навыков, но и над развитием речи.
Поскольку дидактический материал урока был подобран в соответствии с ключевой темой «Осенняя прогулка», на высокий результат урока повлияло и ассоциативно-зрительное восприятие рассматриваемого материала. Таким образом, были задействованы практически все виды памяти.
Все выбранные этапы урока были направлены на постепенное усложнение работы – от слова к словосочетанию и предложению, что позволило включить учащихся в работу над основными языковыми единицами и увидеть их взаимосвязь в системе русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tishkova_m.n._russkiy_yazyk_4_klass.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Автор урока: Тишкова Маргарита Николаевна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Автор УМК: Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.ч 1 (авторВ.П. Канакина,В.Г.Горецкий 4 класс, М.: Просвещение) - 2014.
Тема урока: Предложение.
Тип урока: Повторение.
Форма: Урок – путешествие: «Осенняя прогулка»
Цели урока.
Образовательные: обеспечить формирование у учащихся представления о простом предложении.
Развивающие: развитие способностей у учащихся свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста;
преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения и работы с текстом.
Воспитательные: формирование у учащихся осознания ценностей русского языка;
уважительного и бережного отношения к природе.
УУД Личностные:
формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха, прививать детям (в игровой форме) чувство восхищения красотой родной природы, умение видеть прекрасное во всем, что их окружает; выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь:
Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.
Коммуникативные: уметь договариваться, работая в группах, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.
Познавательные : повторить и обобщить теоретические сведения о словосочетании и простом предложении; развить навыки орфографического, синтаксического разбора; исследуя литературные тексты, научиться самостоятельно создавать собственный текст, развивать устную и письменную речь.
Методы: диалог; самостоятельная работа с текстом; игра; выполнение заданий; индивидуальная работа; словесные; отметка, работа в паре, исследовательский, частично –поисковые.
Основные понятия: словосочетание, предложение.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Оборудование: УМК, мультимедийный проектор, компьютер, доска, бланки ответов, карточки.
№ | Этапы работы | Содержание этапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; УУД: эмоциональный настрой на урок; проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности(Л); выявление готовности к уроку(Р); слушание собеседника; построение понятных для собеседника высказываний(К); активное слушание учителя; выдвижение предложений о теме урока, формулирования собственных ожиданий(П); Определение темы. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -решить проблемную ситуацию; -сформулировать тему урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -проверить умение формулировать тему урока; УУД: Формирование границ собственного знания и незнания (Л). Поиск и выделения информации (П). Выражение собственного мнения (К). Планирование своих действий (Р). Целеполагание. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -решить проблемную ситуацию; -определить значимые для себя цели урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -проверить умение определять собственные цели урока; УУД: Планирование своих действий (Р). Актуализация. Опрос учащихся по заданному материалу. Цели, которые учитель ставит перед учениками: -продемонстрировать умение строить связную речь; -умение отвечать на поставленный вопрос. Цель, которую учитель хочет достичь: -проверить умение учащихся правильно строить письменную речь. Обобщение и закрепление полученных ранее знаний и умений Цели, которые учитель ставит перед учениками: -показать умение выполнять синтаксический разбор словосочетания, предложения; -продемонстрировать знание характеристики предложения; - показать умение работать с текстом, выбирая нужную информацию. . УУД: -активизация имевшихся ранее знаний; активное погружение в тему(Л); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(Р) (К); развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности(П). Динамическая пауза. Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке(Л) . Включение в систему знаний и повторение. Восприятие, осмысление, вспоминание учебного материала(Л); Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, учитывающего, что он знает (П, К). Адекватное восприятие оценки учителя (Р). Самостоятельная творческая работа. - проверить умение учащихся составлять свои предложения, тексты на заданную тему. Действие по аналогии (П). Оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения (Р). Формирование адекватной самооценки (Л). формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом (К). Подведение итогов. Цели, которые учитель хочет достичь: -организовать работу по повторению сведений о предложении; УУД: Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, учитывающего, что он знает (П, К).Адекватное восприятие оценки учителя (Р). Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса Домашнее задание Цель: -закрепить знания и умения по теме «Предложение»; -развивать речь. |
Осень, осень, красок королева Слайд ; Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Солнышко) - А у вас на партах вместо обычных смайликов сегодня лежит солнышко и облачко. Выберите сигнальную карточку, соответствующую вашему настроению, с которым вы пришли сегодня на урок… 2) «Осенние превращения» - игра «Дешифровщик». -Прежде чем сформулировать тему нашего урока, проведем интеллектуальную разминку – игру «Дешифровщик». Слайд 3 Это задание вам уже знакомо. В бланках у вас на партах есть карточки – таблички, которые нужно заполнить, пользуясь шифром.
47018350260 –предложение. -Давайте посмотрим, какое слово получилось. Слайд 4. Оценка. На предыдущем уроке мы говорили, что такое предложение и словосочетание? Чем словосочетания отличаются от предложений? (Отвечающим – дополнительные баллы за ответ) - Следующее разминочное упражнение тоже знакомо, называется «зашумленный» текст. Слайд.5. Кто скажет, что нужно сделать? (ученики читают задание) расшифруйте надпись, ответьте на вопрос: какие слова спрятались? #1055;редлосеноженогие. #1054;борпростоевая. #1047;убрузнакинум. #1061;аропрепинамаления. -В ваших бланках под №2 есть две строки. Расшифруйте зашумленные слова и запишите получившиеся слова на эти строки. Слайд 6. Сверимся с эталоном: предложение, простое, знаки, препинания. Поставьте количество заработанных вами баллов по числу правильных ответов. - Прежде, чем продолжить, запишите тему урока. Исходя из темы нашего урока, определите для себя цели. Перед вами в ваших бланках таблица. Слайд 7; Отметьте в таблице только те цели, которые вы ставите перед собой сейчас, хотите достичь на этом уроке. В конце урока мы посмотрим, что у нас получится, достигнем ли мы с поставленных перед собой целей. (Спросить, что отметили)
- Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить всё, что мы изучили в 3 классе по теме «Предложение». Вы должны продемонстрировать знание теоретического материала и умение применять его на практике. - Пользуясь изученным ранее материалом, расскажите о простых предложениях. - С помощью словосочетания или предложения можно более точно выразить мысль? (за ответы – дополнительный балл) -Значит, я делаю вывод, что без предложений нам в речи не обойтись. Давайте запишем в бланках вывод, к которому мы пришли: предложения помогают точно выразить мысль (прост., повест., невосклиц., распростр.,). Выполните синтаксический разбор предложения. Слайд 8-9. Макс.- 3 б. «Осенний гербарий». У нас с вами первое трудное задание: собрать гербарий из осенних листьев. За время нашей работы подул ветер-проказник, срывая листья с деревьев., закружил их разноцветном хороводе. Всё смешалось, помогите найти среди этих надписей на осенних листочках словосочетания. Сделайте их синтаксический разбор. Будьте внимательны. Слайд 10. 1 группа: жёлтые листья, облака ветер, чистый воздух, листья трава, птичьи песни, жители ,моросящие, дожди прохлада. 2 группа: листья на клёнах, птицы, дома, метель из листьев, разноцветный ковёр, парк деревья. Проверка. Слайд 11. Какие словосочетания представлены на листочках? А каких словосочетаний тут не оказалось? Давайте дополним наш список, подобрав словосочетания из упражнение в учебнике №12 на странице 13 ). Слайд 12. Проверка. Слайд 13. Оценка за каждое словосочетание. -Вы у меня просто молодцы. Предлагаю немного отдохнуть. МИНУТКА ОТДЫХА Слайд 14. - «Листопад». Работа с текстом. Слайд 15. Мы немного отдохнули и теперь можем выполнить еще одно упражнение: «Лови ошибку». Задание: Найди и исправь ошибки в тексте К. Ушинского «Осень». « Лист на диревьях начинает кое-где желтеть ещо в конце августа; в сентебре вы замечяете, как на бирёзе, всё ещё зелёной, появляются там и сям жолтые, золотистые ветки. Первая распустилась берёза, она же первая начинает желтеть. С каждым днём всё больше и больше становится жолтых листев.» За каждую найденную ошибку – 1 балл. Всего 8 баллов. - Сверимся с эталоном (взаимопроверка), устный комментарий орфограммы – дополнительный балл. Слайд 16. Для чего в языке служат предложения? От каких условий зависит выбор знаков препинания? Какими знаками препинания разделяются однородные члены? (Дополнительные баллы за ответы). -В сентябре в наших палисадниках еще пышно цветут георгины, хризантемы, астры. Они радуют нас, щедро даря свою красоту. - И следующее наше задание – творческое «Собери букет». Слайд 17.Только наш букет будет состоять не из осенних цветов, а из предложений. Я предлагаю вам составить небольшой текст об осени, используя материалы нашего урока и слова для справки со слайда. 1 – группа – текст-повествование на тему «Осень пришла», 2 группа – текст-описание на тему «Осенний лес», Что поможет нарисовать живую и интересную картину осени? Составьте и запишите предложения - Проверим, что получилось. (зачитываются тексты). . -Ребята, наш урок подходит к концу. -Всё ли мы вспомнили о предложении? Какова роль предложений в вашей школьной деятельности? Давайте, попробуем оценить, что у нас получилось, достигли ли мы поставленной цели. - Посчитайте количество набранных вами баллов. Поставьте себе оценку за урок. - Какое открытие вы для себя сделали? - Интересно ли вам было на уроке? - С каким настроением вы работали? - Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность? - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Надеюсь, вам понравился сегодняшний урок. Покажите, с каким настроением вы уйдете с урока. (солнышки, тучки). «Тропинка домой». Дома выполните упражнение из учебника №13 страница 13. Прочтите задания. Есть ли у вас вопросы по заданию? -Спасибо за урок. Вы хорошо поработали, много знаете, но ещё больше предстоит узнать и открыть для себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ан тему "Чуве-ады" (урок-повторение)
Разработка урока по тувинскому языку на тему "имя существительное"...
Урок русского языка. Повторение по теме "Предложение". УМК "Школа России" Презентация
Урок русского языка. Повторение по теме "Предложение". Презентация...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме « Предложение» (повторение)
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Конспект урока математики во 2-м классе по теме «Решение задач»(урок повторения и закрепления) с применением образовательной технологии: технология сотрудничества
Урок математики по программе 2100 для учеников 2-го класса с применением технологии сотрудничества...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Повторение по теме «Предложение»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Повторение по теме «Предложение»...
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Предложение. Текст. Повторение».
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Предложение. Текст. Повторение».Целью данного является повторение и закрепление знаний о букв...