Урок русского языка в 4 классе. Тема"Виды предложений по цели высказывания и интонации"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок повторения изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Виды предложений по цели высказываний и интонации. (4 класс)
Тип урока: Урок повторения изученного материала.
Технологии:
Технология системно – деятельностного подхода, здоровьесберегающая технология.
Формы работы учащихся:
Фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Цели:
Актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно ставить знаки препинания в конце предложений ; передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Задачи:
Образовательные:
Показать роль интонации и специальных языковых средств (глаголы в повелительном наклонении, вопросительные слова) в формировании определенного типа предложений по цели высказывания по интонации.
Развивающие:
Развивать речь учащихся при составлении предложений равных по цели.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений ,взаимопонимание, умение работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.
Планируемые результаты:
Познавательные:
Использовать методы решения проблем творческого и поискового характера; работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
Коммуникативные:
Уметь в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей , представлять и защищать результат совместной деятельности.
Регулятивные:
Способность принимать и запоминать учебную цель и задачу. Придерживаться их.
Личностные:
Творческое, исследовательское самообучение; формирование этических чувств ( совесть, осознание вины, ответственность за свои поступки) как регуляторов морального поведения.
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
Мотивация к учебной деятельности | У нас сегодня гости, поздоровайтесь , ребята, с ними, пожалуйста. Прозвенел уже звонок Это начался урок Хотите учиться? Значит, можно всем садиться Повторим правила нашего урока: -Внимательно слушай- и всё услышишь -Внимательно смотри и все увидишь Думай и все поймёшь! | Эмоциональный настрой на урок, проговаривают девиз урока. | Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и понимать других. |
Актуализация знаний Каллиграфическая минутка | Открыли тетради, записали число. Какие орфограммы встретились? Соберите слово из буквосочетаний. Какое слово получилось? Запишите это слово посередине строки. -Давайте вспомним все, что мы знаем о предложении. - Предложение не может состоять из одного слова. -Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. - Слова в предложении не связаны между собой. - Предложение это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражвющих законченную мысль. - В конце предложения всегда ставится точка. - В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Давайте проверим правильность ответов. На доске написано: 2,4,6; 1,2,4; 2,3,5. | Ученик комментирует запись. Записывают буквосочетания: Пр, ре, ед, дл, ло. ож, же,ен,ни,е Предложение Дети записывают правильные номера ответов: 2,4,6. | Познавательные УУД. Формирование умения извлекать Информацию из вопросов | ||
Постановка проблемы. Включение в систему знаний и повторений | Что такое предложение? Кто догадался о чем будем говорить на уроке? А что именно о предложениях мы с вами будем говорить, узнаем после того, как прочитаем диалог, то есть разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения. _ Мама!.. Мама!..- что было сил завопил я. -« А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!»- будто передразнил меня кто-то вдали. -Что кричишь? Что случилось? - Я думал, ты далеко!- сразу успокоившись, ответил я. – Там в лесу кто – то дразнится. Кто дразнится? Я не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: АУ! АУ! АУ! - « АУ! АУ! АУ!»- отозвалось из лесной дали. - Да ведь это эхо! (По Г.Скребицкому) Какие предложения по цели высказывания встретились в этом диалоге? Кто скажет тему урока? (Виды предложений по цели высказывания и по интонации) -Какие задачи мы можем поставить на | Дети подводят итог. Дети читают диалог, стараются объяснить с какой целью говорились эти предложения. Дети отвечают,. Формируют тему урока | Познавательные УУД. Умения, которые будут сформированы на основе повторения данной темы. | ||
Работа в парах. | этом уроке? -Мы должны вспомнить: какие бывают предложения по цели высказывания, интонации. -Мы должны научиться : находить в тексте предложения разных видов, составлять предложения. - Ребята, в народе говорят: Говорить без цели, что рисовать на воде. Как понимаете это выражение? ( Если рисовать на воде , рисунка не получиться, так же и в речи: если говорить без цели, не добьешься того, чего хотел). - Действительно, общаясь друг с другом мы ставим перед собой определённую цель. Возьмите карточки, разложите их на три группы- зачем, с какой целью мы говорим. (На карточках написаны слова: сообщить, попросить, узнать, повествовать, выяснить, объяснить, разузнать, запретить, обменяться впечатлениями, приказать, расспросить, проинструктировать). -Прочитайте первую группу слов. Как называются предложения. Где цель общения | Дети формируют учебные задачи. Объясняют значение выражения. Работают в парах. Дети читают получившиеся группы слов. | Логические УУД. Формирование умения строить логическую цепь рассуждения. Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и понимать других. | ||
сообщить, повествовать? (Повествовательные). Записать на доске в таблицу. - Прочитайте вторую группу слов. Как называются предложения, где цель общения – узнать, спросить? ( Вопросительные). - Прочитайте третью группу слов. Как называются предложения ,где цель общения –попросить, побудить к действию? ( Побудительные) Запишите названия предложений в таблицу под словом предложение. Вернемся к нашему диалогу. Какие вопросы задает сыну мама? Прочитайте. - Что ты кричишь? Что случилось7 Кто дразниться? В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, куда, откуда, почему, откуда и другие. -Составьте с этими словами предложения и запишите их в тетрадь. Вопросительные предложения могут быть | Заполняют таблицу в тетрадях. Дети записывают предложения | ||||
Физкультминутка Фронтальная работа. Работа в группах | заголовком в тексте. Физкультминутка Вспомните предложение из прочитанного диалога, в котором сын просит маму, побуждая её что-то сделать. -Вот послушай! Какое это предложение? (Побудительное). Как понимаете это название? (Будить, помогать проснуться) Побудительные предложения могут выражать: Совет. Просьбу, предложение, пожелание. требование. Что выразил в этом предложении мальчик? Расположите предложения в таком порядке: совет, просьбу, предложение, пожелание, требование. - Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. -Не барабань пальцами по столу. -Будьте добры! -Давайте играть в прятки | Дети делают физкультминутку. Дети называют предложение. Работают в группах | Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и понимать других. |
Запомните: требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово -Какое это слово? (пожалуйста). Это слово выделяется на письме запятой. Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак? Почему7 Да, все предложения можно произносить с разной интонацией. Как называются предложения, в которых выражены чувства? ( радость, восторг, страх, удивление) Как называются предложения, в которых чувства не выражаются? Какими по цели высказывания и интонации бывают предложения? Прочитайте предложения: - Какой шум! - Не бойся меня, заяц. Я ёжик. - Что ты такой шум поднял? - Да разве я виноват? | Дети отвечают. Дети дают характеристику предложениям. | Познавательные УУД. Умения, которые будут сформированы на основе повторения данной темы. | |
Итог урока. ( рефлексия) | Это листья под ногами шумят. Что каждый из знаков говорит об интонации? Прочитайте диалог и определите какие предложения подходят к схемам? - Какой шум! (повест. воскл.) - Не бойся меня, заяц. Я ёжик. (побуд. невоск.) - Что ты такой шум поднял? (вопрос. воскл.) - Да разве я виноват? ( вопрс. воск.) Это листья под ногами шумят. (повест. невоскл.) Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз вспомним какими бывают предложения. Продолжите фразу: - Предложение- это…. - Предложение выражает …. - По цели высказывания предложения бывают…. - По интонации предложения бывают… - В конце повествовательного предложения ставим …. - В конце вопросительного предложения ставим …. - В конце восклицательного предложения ставим …. | Регулятивные УУД. Подведение итога урока под руководством учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс . Тема: «Восклицательное предложение».
Цель: углубление представлений учащихся об интонации предложений; развитие умения правильно произносить предложения, потреблять нужный знак препинания...
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...
Урок Русский язык УМК «Гармония» Тема: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Планируемые результаты: Личностные: способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств Метапредметные: ...
Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств
УМК Полякова А.В. 12.02.2019Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...
Технологическая карта по русскому языку «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (3 класс)
Тип урока: «рефлексия»;Цель урока: создание условий для обобщения и закрепления знаний у обучающихся о видах предложения по цели высказывания и интонации. Задачи урока Дидак...
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_...