ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ: "мЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ахмедова Маина Мусаевна

Данный материал поможет учителям в при изучении темы:Местоимение. Очень хороший материал для проведения урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie_kak_chast_rechi.doc648 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

МКОУ «КУТУЛЬСКАЯ ООШ»

Открытый урок по теме:

«Местоимение как часть речи»

Подготовила и провела:

Ахмедова Маина Мусаевна

2022-2023 учебный год

Цель: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений.

Задачи:

  • развивать умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи
  • развивать память, каллиграфический навык письма,
  • обогащать словарный запас.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные – ответственное отношение к учению.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с текстом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения, карточки с разноуровневыми заданиями для домашней работы.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

II. Актуализация ранее изученного.

Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

- О какой птице говорится в данном тексте? (о сове)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? (Повтор слова сова)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

- Каким словом можно заменить слово сова? (Птица, она)

- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

- Какой частью речи является слово сова? (именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово ОНА? (вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? (о местоимении)

- Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

III. Изучение нового материала

- Как вы думаете, почему она носит такое название?

- Да, местоимения заменяют существительные, прилагательные, наречия. И сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

«В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями.

-Какие местоимения вы услышали в сказке? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

- Почему эти местоимения называют личными? (они указывают на лицо или лица)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, кто говорит? (я, мы)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, к кому обращена речь? (ты, вы)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.

Ед.ч. я ты он она оно

Мн.ч. мы вы они

- Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

- Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он, она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

IV. Закрепление нового материала

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями. Местоимения подчеркните.

Ночью выпал снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

- Проверьте правильность выполнения задания по слайду.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

Работа в группах

1 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

3 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

V. Рефлексия

- Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

- Испытывали ли вы трудности? В чём?

- Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

- Как называются эти местоимения?

- Почему это удивительная, необычная часть речи?

- Какого лица бывают местоимения?

VI. Домашнее задание

Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.

Отзыв

на открытый урок по русскому языку

« Местоимение как часть речи» в 4 классе

учителя начальных классов Ахмедовой М.М.

Открытый урок « Местоимение как часть речи» учителя начальных классов Ахмедовой М.М., который проходил в 4 классе, отличается строгой методической организацией. Четко поставленные цели и задачи урока позволили учителю успешно пройти все запланированные этапы урока: организационный момент, фронтальный опрос, проверку домашнего задания, постановку целей урока, обобщение изученного материала по заданиям учителя, подведение итогов урока и постановку домашнего задания.

Все виды работ сопровождались презентацией, ребята активно отвечали на вопросы и выполняли упражнения, показывая хорошие знания по предмету.

Директор МКОУ «Кутульская ООШ» ____________/Мурадалиева Н.М./

Отзыв на урок русского языка « Местоимение как часть речи»

При планировании урока Маина Мусаевна учла возрастные и психологические особенности учащихся, объем учебного материала. Все этапы урока между собой связаны, использованы словесные, наглядные, проблемные методы и методы мотивации, контроля.

Методы обучения на уроке соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала; материально-техническому обеспечению урока; индивидуальным особенностям, возможностям и обученности учащихся, бюджету времени. Данные методы создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика и прививают любовь к русскому языку.

На уроке были реализованы следующие принципы:

  • доступности;
  • наглядности;
  • использование информационных технологий; - связь с реальной жизнью.

При проведении урока использовались следующие формы организации работы:

  • работа в группах,работа в парах.

На уроке была создана благоприятная атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Ритм и темп урока были оптимальными, действия учителя и учащихся — завершенными.

В течение урока виды деятельности учащихся менялись, при этом оптимально сочетались различные методы и приемы обучения. Были созданы условия для продуктивной работы и развития самостоятельности мышления учащихся. Удалось полностью реализовать поставленные дидактические цели и задачи.

Учитель русского языка и литературы: ________Алиева С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи"....

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Местоимение как часть речи"

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.Задачи: развивать умения распознавать местоимени...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"....

Открытый урок по русскому языку по теме Распознавание значимых частей речи"

Тип урока: обобщение и ситематизация знаний.  Дети научатся выделять значимые части слова....