Тема «Единственное и множественное число имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Единственное и множественное число имен существительных". Учащиеся познакомятся с понятием множественное и единственное число имен существительных и изменением имен существительных по числам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Морякина О.И.

Тема «Единственное и множественное число имён существительных».

Цели: дать понятие об изменении имён существительных по числам;

познакомиться с изменением имён существительных по числам

Задачи урока:

1. Создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам. Учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

2.Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы).

3.Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.

4.Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования интерактивной доски и средств наглядности; создать комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре.

регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться на страницах учебника;
  • находить ответы на вопросы.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, проектор, тренажер для глаз, учебник «Русского языка» для 2-го класса 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки для самостоятельной работы.

Образовательные технологии: ИКТ, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология оценивания образовательных достижений.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

Ход урока

I. Организационно - мотивационный этап.

- Ребята, начинаем урок русского языка. У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними (Добрый день!)

- Сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте друг другу заряд позитивной энергии.

Я всем вам желаю хорошего настроения, успехов, плодотворной и эффективной работы!

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории. Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.

II. Введение в новую тему.

#1052;инутка чистописания.

1. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

-Прочитайте стихотворение. Учёным предстоит определить, какая буква чаще встречается в стихотворении?

-Сегодня на уроке мы будем прописывать строчную букву б.

-Запишите слова: бабушка, баран, барабан, бабочки без ошибок, аккуратно.

2. Актуализация знаний.

- К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)

-Что мы знаем об этой части речи?

III. Открытие новых знаний.

1. Исследование имён существительных.

- Уважаемые ученые, мы продолжаем научные исследования.

- Двое учеников разделили эти слова на группы. Вам предстоит выяснить, кто же из них прав?

- По какому признаку Варя разделила слова? А Сергей?

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

2 . Работа с правилом.

-Сравните наше исследование с выводом в таблице. Правило тётушки Совы.

3. Сообщение темы и целей урока.

-Сформулируйте тему урока. Единственное и множественное число имён существительных.

-Сформулируйте задачу урока. Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имен существительных, изменять слова по числам.

IV. Музыкальная физминутка.

V. Первичное закрепление.

#1056;абота по учебнику.

Работа с упражнением. Прочитайте задание. Уважаемые ученые, докажите, что это имена существительные.

- Какое число употребляют для обозначения одного предмета?

- Изменить слова первого столбика так, чтобы они обозначали два или более предмета.

- Какое число употребляют для обозначения двух или более предметов?

- Какой можем сделать вывод?

Вывод. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе;

для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

2. Письмо под диктовку.

Наступила зима. На стёклах мороз нарисовал красивые узоры. Деревья оделись в белые наряды.

- Уважаемые ученые, объясните орфограммы, которые вы встретили в тексте.

Во 2-ом предложении найдите и подчеркните основу предложения. (Мороз нарисовал).

У каждого существительного определите число. (Зима - ед.ч., стёкла – мн.ч., мороз – ед.ч., узоры - мн.ч., деревья - мн.ч., наряды - мн.ч.)

3. Работа в парах.

- Уважаемые ученые, сейчас вы будете работать в парах. На практике применять полученные знания. Для этого вспомним «Правила работы в паре».

- Игра «Поединок знатоков». Дети получают карточки. Работают в парах. Изменяют имена существительные по числам. У учащихся первого варианта написаны имена существительные единственного числа, а у второго варианта имена существительные множественного числа.

4. Физминутка для глаз. Круги Базарного.

VI. Проверка полученных знаний.

Игра «Да или нет»

- Уважаемые ученые, предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет».

Я буду произносить какое – либо высказывание, если вы с ним согласны, то хлопаете в ладоши, если нет, топаете.

Итак, начинаем:

- Имена существительные изменяются по числам.

- В единственном числе имена существительные обозначают несколько предметов.

- При изменении существительного по числам меняется его форма.

- Существительное «кошка» употреблено в единственном числе.

- Существительное «цветок» употреблено во множественном числе.

VII. Итог урока.

- Работа в нашей учебной лаборатории подходит к концу. Можем мы теперь сказать, по какому ещё признаку можно разделить имена существительные?

- Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные?

Кластер

Имена существительные

одушевлённые неодушевлённые

Имена существительные

собственные нарицательные

Имена существительные

единственного числа множественного числа

VIII. Рефлексия.

- Что вызвало затруднения?

- Что больше всего понравилось?

- Комфортно ли вам было работать на уроке?

- Выберите и покажите нужный смайлик.

IХ. Домашнее задание.

- Чтобы проверить себя, действительно ли хорошо мы усвоили новую тему, предлагаю дома выполнить упражнение №107. Выучить правила.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка по теме" единственное и множественное число имён существительных"

данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные...

Информационная карта урока русского языка во 2 классе по теме"Единственное и множественное число имён существительных" УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных"...

Тема: Единственное и множественное число имён существительных. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»Цели урока: учить определять число имен существительных, упо­треблять в речи формы единственного и мн...

Тема: Единственное и множественное число имён существительных. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»Цели урока: проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные...

Русский язык. 2 класс. Тема "Единственное и множественное число имён существительных". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  Фрагмент этапа изучения нового материала в соответствии с ФГОС....

Открытый урок по русскому языку для 2 класса на тему "Единственное и множественное число имён существительных"

Открытый урок по русскому языку для 2 класса на тему "Единственное и множественное число имён существительных".Формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа; определ...

3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...