Система работы по устранению нарушений письменной речи у детей в начальной школе.
статья по русскому языку
Специально организованная системная работа позволит построить процесс коррекции письменных нарушений более грамотно и целенаправленно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_ustraneniyu_narusheniy_pismennoy_rechi_u_detey_v_nachalnoy_shkole.docx | 638.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по устранению нарушений письменной речи у детей в начальной школе.
Авторы: Колемаскина Л.В., Черепенько И.Ю.,
учителя начальных классов МАОУ Тисульской СОШ №1
В настоящее время нарушение письма является наиболее распространённой формой речевой патологии у учащихся младших классов. Логопеды отмечают предпосылки этих нарушений у 55% детей в подготовительных группах. Дети приходят в школу с различными нарушениями устной речи. Страдает и произносительная сторона, фонематический анализ и синтез, такой необходимый в 1 классе при обучении грамоте, отмечается бедность словарного запаса, аграмматизмы.
Наличие таких нарушений препятствует овладению и усвоению важнейшего школьного навыка – письма. Это может перерасти в стойкие дисграфии и влиять на успешность обучения, что мешает эффективной школьной адаптации. Специфическое расстройство письма проявляется в повторяющихся ошибках: пропусках, заменах, перестановках букв, искажениях слоговой структуры слова, влечёт за собой трудность в овладении орфографией и грамматическими конструкциями. Исследование профессора М. Е. Хватцева, проведённое в 50-е годы, показывает, что в младших классах массовых школ число учащихся с дисграфией составляло всего 6 %, в настоящее время число таких нарушений доходит до 50 %.
Чаще всего устранение этих нарушений, как правило, ограничивается традиционным педагогическим подходом – логопедическими занятиями. Но не в каждой школе есть логопункт. В связи с этим мы постарались найти оптимальный путь коррекции, который заключается в применении системного подхода к устранению недостатков письменной речи с учётом всех пробелов в развитии устной речи и обусловленным ими затруднениями в овладении программным материалом по родному языку.
В данном случае коррекции должна быть подвергнута вся система речи, поскольку все составные элементы языковой структуры находятся в причинно-следственной зависимости и воздействии друг с другом. Несовершенство в развитии одного из этих элементов ведёт к отставанию в развитии другого. Для этого мы разработали эффективный комплекс заданий и упражнений, которые можно использовать на уроках ежедневно, отводя 7-10 минут, а также во внеурочное время на дополнительных занятиях. Работа с учётом системного подхода на протяжении нескольких лет не только способствует полноценному речевому развитию, но, и в целом, способствует повышению школьной мотивации и успешности обучения.
Методика сочетает традиционные педагогические приёмы с оригинальными логопедическими. Свою работу мы строим по четырём основным направлениям, которые охватывают развитие всей системы речи в целом.
Развитие фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование фонематической дифференциации гласных звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме.
На занятиях обязательно проводим работу по дифференциации сходных по звучанию звуков, особое внимание уделяем шипящим и свистящим, глухим и звонким, твёрдым и мягким. Используем большое количество чистоговорок, скороговорок, игр на подражание. Учимся узнавать звук на фонеме слова, выделять его, определять место в слове. Предлагаем детям задания на развитие слогового анализа.
Вот примеры заданий, используемых в этом направлении.
1. Игра «Слово в слове»
Смех – мех, крот – рот, краны – раны, ласточка - …, зубр - …, коса - …, волк - ….
2. Игра «Исправь ошибки» Лото.
В полу было жарко. Мы охали долго – долго, пока увидели лис и сало. Нас ждали в соле. Тетя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались в сани. А потом поохали в город. (К рассказу прилагается набор карточек с буквами Е, которые нужно вставить в прорези и прочитать получившийся рассказ).
3. Игра «Слова рассыпались»
А Л Р Б И Н А (балерина) Ф О Ш Р Е (шофер)
Ч Т У Л Ь Е И (учитель) Ч Р А В (врач)
4. Игра «Волшебные цепочки»
Преврати ЛИСУ в БАРСА, меняя одну букву. (Лиса – липа – лапа – папа – пара – фара – фарс – барс)
5. Из каждого слова возьмите только первые слоги, составьте новое слово.
а) автомобиль, тормоз – ав-тор б) колос, рота, ваза – ко-ро-ва в) кора, лото, боксер – ко-ло-бок
6. Игра «Внимание и счет» (Игра проводится письменно. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают все слова, состоящие из трех слогов).
Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает.
Если задание выполнено правильно, то в тетради получится предложение: Около нашего домика стаяла белая береза.
7. Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слова.
Слова: сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.
Пополнение и обогащение словарного запаса. Совершенствование навыка произносительного анализа и синтеза слов.
Здесь используем диктанты разных видов, словесное рисование, фразеологизмы, загадки. Стараемся обогатить словарь не только по тематическим группам (фрукты, овощи, и т. д), но и по частям речи. Учим детей классифицировать признаки предметов, работать над понятиями, сравнивать, обобщать, формировать суждения и умозаключения.
1. Вставьте по смыслу корень САД или ВЕС.
ПО…КА, ПОД…ИЛ, НА…ИЛ, РАС…А, ПЕРЕ…ИТЬ, ВЗ…ИЛ, ВЫ…ИМ, ОТ…
2. Вставь подходящие по смыслу слова.
Зимой птицам нечем………. . Дети решили………… птиц. Они сделали …………… и насыпали на них……………….. . Всю зиму дети ………….. птиц. Они………………их крошками, семечками и зерном.
Слова для справок: кормили, подкармливали, корм, кормушки, кормиться, накормить.
3. Объясните смысл выражений. Когда так говорят? Где слова употребляются в прямом, а где в переносном смысле?
Шляпа на голове. - Эх ты, шляпа!
Ворона - птица. - Ну ты и ворона!
Человек вышел из леса. - Я совершенно вышел из себя!
Ответьте, что может бежать, кто может бежать?
Бежит человек, собака, река, вода, время.
4. Правильно поставьте ударение в выделенных словах.
Поля покрылись снежной пеленой. За работой Поля всегда пела. Замок был сломан и не открывался. У реки стоял старинный замок. На горе росла берёза. У Стёпы случилось горе.
5. Составьте предложения, в которых данное слово обозначало абсолютно разные предметы, действия, значения.
Нестись. Топить. Течь. Печь. Сыпь. Рой. Три. Тройка. Правый.
6. Расположите слова в две группы по принципу противоположности.
Друг, учение, мир, ночь, лачуга, день, вечер, юг, лед, война, утро, враг, север, стихи, спуск, белизна, подъем, дворец, пламень, проза, чернота.
7. Игра «Кто скажет иначе»
Смелая (храбрая, бесстрашная, отважная, героическая, мужественная)
Проворная (ловкая, юркая, шустрая),красивая (…), веселая (…)
8. Назовите предмет, про который можно сказать:
а) черная, четырехугольная, сделана из дерева б) белый, сладкий, твердый в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
9. Кто или что может быть:
а) высоким или низким б) холодным или горячим в) коротким или длинным; г) добрым или злым.
10. Объясните родство слов: Диктор – диктант, пятница – пятерка, цирк – циркуль, огород – город.
11. Закончи предложение. Весной птицы прилетают, а осенью … На дерево залезают, а с дерева …Птицы через дорогу перелетают, а змеи … Воду в стакан доливают, а песок …
12. Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний.
Перочинный … Разбитое … Лечащий … Ненастный … Грецкий … Кожаная … Карие … Подводный … Кромешная … Звездное …
Слова для справок: сердце, нож, врач, день, тьма, небо, мир, глаза, орех, куртка.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи, синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова.
В этом блоке содержаться задания для формирования функций словоизменения. Дети учатся усваивать различные формы слов, согласовывать их между собой, правильно употреблять предлоги, приставки, суффиксы. Обращаем внимание на правильность окончаний, для этого используем схемы-помощники.
- Исправь предложения.
Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки. Овечки в печке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.
- Составьте предложения, изменяя слова по смыслу.
Моя, печатать, мама, машинка, на. Фрукты, на, положить, тарелка. Узкая, дом, тропинка, к, вести. Дети, по, бежали, мокрая, трава.
4. Раскрой скобки и запиши словосочетание.
(На)рисовал (на) доске - …, (в)летел (в)окно - …, (за)дел (за)пенек - …, (по)бежал (по)дороге - …, (у)знал (у)друга - … .
6. Исправь логические ошибки и запиши предложение верно.
Мальчик стеклом разбил мяч. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке сено. Теленок ведет девочку на веревочке. Весной луга затопили речку. Коза напоила девочку водой. После лета пришла долгожданная весна.
7. Распространить предложение, постепенно наращивая количество слов.
Оля читает. Оля читает книгу. Оля читает интересную книгу. Оля читает интересную книгу бабушке.
Предложения для распространения: Мама сшила. Папа привез. Дети помогали. Весна пришла. Заяц убегал и др.
Развитие связной речи.
С первых уроков работаем над полными развёрнутыми ответами на вопросы, учим строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, связно излагать смысл услышанного или прочитанного.
1.Что было сначала, что потом?
На доске записан текст с нарушенным порядком предложений, а на карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложения так, что получился рассказ, отражающий последовательность событий.
Грибы. Он рос у самой тропки. Под елкой во мху прятались белые грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. Вот у Алеши уже полная корзина. После дождя там много грибов. У меня большой белый гриб.
Рыбалка. Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.
2. Придумай рассказ, зная начало и конец.
а) Пошли дети в лес ……. А медведя с тех пор никто больше не видел.
б) Купила мама Пете машинку ……. Молодец Петя! Не пожалел для друга игрушку.
3. Придумай сказку о том, как:
а) заяц спас лису б) оглох дед Мороз в) заговорил пес Шарик;
8. Игровое упражнение «Если бы…».
Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: -«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»
Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Уделяем большое внимание ориентировке в левой и правой сторонах пространства, анализируем нелепые картинки, конструируем из фигур, палочек, кубиков Коса, узнаём недописанные, нелепые, стилизованные, наложенные друг на друга, зашумлённые буквы.
1. Дорисуйте картину по инструкции: Солнце над домиком. Справа от домика забор. Перед забором зеленая трава. Слева от домика речка. Над речкой облака.
3. Выделите предметные изображения, наложенные друг на друга.
5. Назовите буквы.
7. Прочитайте слова.
Наряду с этими направлениями работы на каждом занятии мы работали над развитием мелкой моторики рук. Для этого использовали пальчиковые игры, песочную терапию, различные виды штриховок.
Специально организованная системная работа позволила построить процесс коррекции письменных нарушений более грамотно и целенаправленно. В письменных работах сократилось количество ошибок, повысилось качество обучения по русскому языку и литературе и речевая активность. Устные ответы детей стали более полными, точными, развёрнутыми.
Литература:
- Волина В. В. Праздник Букваря. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384с.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – СПб.: Речь, 2006. – 176с.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. – М.: Кинолюб, 2005. – 128с.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2006 – 335с.
- Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
- Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004. – 336 с.
- Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
- Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М.: Гном и Д, 2007. – 128 с.
- Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – СПб.:, 2004. – 352 с.
- Ракитина В. А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 2005. – 140 с.
- Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис – Пресс, 2006. – 231с.
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды упражнений по устранению нарушения письменной речи.
В данной работе учителя начальных классов могут использовать в своей работе упражнения, которые способствуют исправлению нарушения письма. Данные упражнения могут способствовать профилактике нарушений...
Система работы по преодолению нарушений письменной речи
Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получ...
Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».
Тема урока по русскому языку «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...
Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...
Нарушения письменной речи у учащихся начальной школы
Нарушения письменной речи у учащихся начальной школы...
Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"
Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....
Система коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Процесс письма – сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. Этот процесс осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных...