Русский язык. Винительный падеж имён существительных. 3 класс. Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Способствовать формированию умения распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vin_pad.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс Школа России

Тема: «Винительный падеж имён существительных.»

Цель урока: способствовать формированию умения распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; умеют опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету на протяжении всего времени.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; определяют и формулируют  цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. 
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

Средства обучения: учебник «русский язык» класс 3 класс, 2 часть, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующая часть урока

- Наш урок я хочу начать со слов известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки «К самым таинственным, призрачным дверям всегда найдется простой ключ. Умей его только найти. И сокровища будут твои».

- Сегодня на уроке мы попробуем найти тот самый ключ, который откроет двери в одну из сокровищниц русского языка.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний

1.Проверка д/з

2. Чистописание

- Сегодня на уроке мы отработаем написание заглавной буквы Д в соединении со строчной буквой я, написание строчной буквы д в соединении со строчной буквой л. Дя, дл

3. Словарная работа

Выполняют словарную работу, осуществляют взаимопроверку.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Прочитайте словосочетания, записанные на доске

Надоело щенку (Д. п.), дикие звери (И. п.), побежал к озеру (Д. п.), шипит из дупла (Р. п.), испугал бабочку (В. п.), жуки бегают (И. п.), убежала без хвоста (Р. п.), принялись за дела (В. п.).

– Проявите наблюдательность. Запишите словосочетания, определив падеж у имён существительных.

1 ряд - будет выписывать словосочетания с именами существительными в И. п.,

2 ряд - будет выписывать словосочетания с именами существительными в Р. п.,

3 ряд - будет выписывать словосочетания с именами существительными в Д. п.

- Какие словосочетания остались не выписанным? (Залез под крыльцо, испугал бабочку)

- Почему? (Они находятся в В. падеже)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- какие цели мы поставим на урок?

Определяют тип словосочетаний, открывают тему урока, ставят цели.

IV. Первичное усвоение новых знаний

  1. Выявление признаков

- Прочитайте словосочетания, которые остались у нас.

- Какой падежный опрос мы можем задать к имени существительному? (Кого? Что?)

- С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?

2. Обобщение признаков, введение термина.

- Проверим, к правильному ли выводу мы пришли. Прочитайте правило на с. 48

- С какими же предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?

- Ребята, как вы думаете имя существительное, которое отвечает на вопрос что? в предложении является второстепенным членом или главным?

- В этом нам поможет разобраться правило на с. 49. Прочитайте его.

3. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Анализируют словосочетания, отвечают на вопросы учителя

Читают правило.

Приводят примеры.

V. Первичная проверка понимания

1.Осложненное списывание ПО ЦЕПОЧКЕ

 - Выполним упр. 86 нас. 48

86. Прочитайте словосочетания.

Купил (что?) творог (В.п.); вижу (кого? что?) скворца (В.п.), картину (В.п.); слушаю (кого? что?) маму (В.п.), музыку (В.п.); рассказал (про кого?) про животных (В.п.); увидел (сквозь что?) сквозь стекло (В.п.); положил (на что?) на землю (В.п.); положил (во что?) в портфель (В.п.), в чай (В.п.); сел (за что?) за руль (В.п.); прыгнул (через что?) через бревно (В.п.).

  • Определите по вопросу падеж имён существительных.
  • С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?

Про, сквозь, на, в, за, через.

Запишите словосочетания без вопросов. Подчеркните предлоги.Купил творог; вижу скворца, картину; слушаю маму, музыку; рассказал про животных; увидел сквозь стекло; положил на землю; положил в портфель, в чай; сел заруль; прыгнул через бревно.

  1. Работа по вариантам

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы ,выделите орфограммы, определите падеж сущ.

хвос… дятла

прыгнуть в сне…

спрятались от хол…да

ск…вал луж…

з…мовать у реки

выл…тел из гн…зда

берлога м…дведя

стайка др…здов

бр…сали на куст

высл…дил волка

Код к проверке

Р В Р В Р Р Р Р В В

Комментированное списывание.

- Прочитайте упр. 87 на с. 48. Что нужно сделать?

(Смотрел на море В.п, Море разыгралось И.п, увидели море В.п, уплыла в море В.п)

Выполняют упр. 2 на с. 133 у доски.

VI.Первичное закрепление

- Ребята, а кто из вас знает как можно распознать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода.

- Об этом вы узнаете, прочитав правило на с. 50.

1. Фронтальная работа

- 1. Прочитайте. Вставьте в предложения слово конь, употребив его в нужном падеже.

                  В.п. 
1. Запряги 
коня!
                 
В.п.
2. Не гони 
коня кнутом.
                 
 Р.п.   
3. Сними с 
коня уздечку!
     
В.п.
4. 
Коня легко дрессировать.
                 
Р.п.
5. Возраст 
коня определяют по зубам.
                                 
В.п.
6. Расскажи мне про 
коня.

Скажите, легко или трудно определить падеж имени существительного конь в каждом предложении. ПочемуТрудно, потому что в родительном и винительном падеже слово конь отвечает на одни и те же вопросы и имеет одно и то же окончание.

  • Запишите предложения, вставляя пропущенное слово. Объясните, как вы определяли падеж имени существительного конь в каждом предложении.

Чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода, можно использовать приёмы замены этих существительных одушевлёнными именами существительными женского рода или неодушевлёнными именами существительными мужского рода в тех же падежах.
Р. п. (нет) кого? коня (девочки, лисы).
В. п. (вижу) кого? коня (лису, стол).

Выполняют самостоятельно задание на карточках, осуществляют взаимопроверку.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Откройте дневник и запишите домашнее задание. Выполнить упр. 93 на с. 52.

Записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Какие падежные вопросы можно задать к имени существительному в винительном падеже?

- С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?

Оцените свою работу на доске достижений: верхняя ступенька – всё понятно, средняя ступенька – материал усвоен, но возникали затруднения, нижняя ступенька – возникало много вопросов.

Отвечают на вопросы.

Оценивают усвоение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен существительных" ( УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Дательный падеж имен существительныхЦели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, пред...

Конспект русского языка "Дательный падеж имен существительных", УМК Школа России, 3кл.

Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты: Предметные:Знать как распознавать имя существ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Предложный падеж имён существительных» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.Задачи урокаДидактические:совершенствовать знания о характерных признаках предло...