Конспект урока русского языка "Родовые окончания имён существительных" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Карцева Дарья Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_urok_rodovye_okonchaniya.docx13.38 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: Долгодеревенская                                                                        Студентка: Карцева Дарья

Класс: 3б                                                                                                  Методист: Галиуллина Н. К.

Дата: 21.02.2017.                                                                                                        

Учитель: Митусова Н.П.

Тема урока: «родовые окончания имён существительных» (Школа России)

Цель: познакомить с окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода в ед.ч.

Планируемые результаты:

1. закрепить умение определять род имён существительных;

2. закрепить знания об  имени существительном;

3. развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;

4. вырабатывать внимательность и наблюдательность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Т.Г. Рамзаева "Русский язык" 3класс. 2часть, презентация.

Этапы урока, методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный метод;

Слово учителя.

2 мин

Приготовимся к уроку русского языка, проверим, чтобы на партах было всё необходимое.

Проверяют готовность рабочего места.

Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Мотивационный этап

Словесный метод;

Слово учителя;

Беседа;

6 мин

Для начала давайте вспомним:

1) что такое имя существительное?

2) какие слова-помощники для определения рода существительных вы помните?

3) как определить род имён существительных во множественном числе?

4) как определить род имён существительных, стоящих в тексте?

Вспоминают пройденный материал, изученные ранее правила.

Коммуникативные: владеть диалогической формой речи, строить высказывания.

Личностные: мотивация к учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные: формирование обобщенных знаний, осуществление анализа объекта с выделением конкретных признаков.

Постановка учебной задачи

Словестный метод.

Слово учителя;

Беседа; Упражнение.

8 мин

На доске записано слово (работа). Ребята, а что означает квадратная рамочка вокруг последней буквы? (она выделяет окончание существительного) Правильно. А какого рода это существительное? (женского). А как вы думаете, отличаются ли чем-то окончания существительных в зависимости от рода? (да) И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Родовые окончания имён существительных». Исходя из темы урока, давайте сформулируем нашу учебную задачу, используя подсказки на слайде:

Я закреплю...(умение определять род существительных)

Я узнаю...(какими бывают родовые окончания)

Я научусь...(сравнивать и правильно определять родовые окончания имён существительных)

Сейчас мы выполним немного необычно задание. Я буду загадывать вам загадки. Ответ к каждой загадке - какое-то существительное. После того, как вы разгадаете загадку - ответ запишите в тетради и определите род этого существительного.

Загадки:

Четыре братца под одной крышей живут (стол).

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (мяч)

Принялась она за дело,

 Завизжала и запела.

 Ела, ела

 Дуб, дуб

 Поломала

 Зуб, зуб (пила).

 Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (календарь)

Воспринимают информацию. Ведут беседу с учителем.

Узнают тему урока, самостоятельно формулируют учебную задачу.

Отгадывают загадки, записывают отгадки, определяют род существительных.

Познавательные: Осознание познавательной задачи.

Коммуникативные: допуск возможности различных точек зрения,  формуллировка собственного мнения, планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Решение учебной задачи

Словесный метод.

Беседа;

Упражнение.

24 мин

Теперь давайте посмотрим на задание под номером 416. Давайте сравним окончания существительных женского рода и среднего. Какой вывод мы можем сделать? (ж.р. - окончания -а, -я, ср.р. - окончания -о, -е). Давайте запишем это в виде небольшой схемы. Но сначала скажите мне, какого рода нам не хватает, чтобы схема была полной? (мужского) Правильно. Мужской и женский род в единственном числе имеют одинаковые окончания. Так же, кроме окончаний -а, -я у м.р. и ж.р. может быть нулевое окончание. Например в словах "стол" или "скатерть".

Давайте запишем схему со слайда, выделяя все окончания. Эта таблица будет вашим хорошим помощником в дальнейшем.

Теперь давайте поработаем по рядам. Из упражнения 417 первый ряд работает с первым столбиком, второй со вторым и третий с третьим. Внимательно прочитайте задание, и только после этого приступайте к его выполнению. Итак, давайте проверим, какие слова у вас получились. Какие окончания вы выделили? Молодцы.

* упр. 418, 421

Выполняют задание из учебника под руководством учителя.

Делают вывод по теме урока.

Записывают схему со слайда.

Получают задание на ряд. Выполняют соответствующее упражнение из учебника.

Делают проверку.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, договариваться и приходить к общему решению совместными действиями, правильно выражать свои мысли в речи.

Итог урока. Рефлексия

Словесный метод.

Слово учителя.

Беседа.

Итог урока.

5 мин

Подведём итог. Какой была цель нашего урока? Добились ли мы этой цели? Чему мы научились? Кто доволен своей сегодняшней работой на уроке? Отлично. Домашним заданием будет упражнение под номером 419.

Подводят итог урока, вспоминают учебную задачу, оценивают свою работу на уроке, записывают домашнее задание.

Личностные: самооценка.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: участие в подведении итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том,...

конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре...

Конспект урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс

В конспекте урока представлена тема "Знакомство с окончанием как частью слова". Урок построен на материале учебника Иванова по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока выстроен с помощью те...