Технологическая карта урока по русскому языку «Предложный падеж имён существительных» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.
Задачи урока
Дидактические:
- совершенствовать знания о характерных признаках предложного падежа имени существительного;
- научить отличать предложный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных;
Развивающие:
- развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по русскому языку "Предложный падеж имён существительных" | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 02.03.2021 Школа: №152 Класс: 3 «б» Урок: 1 Время: 14.00-14.40 Кабинет: 209 | Студент: Абдрашитова Д. Ф. Группа: 35 Учитель: Евстифеева Н. А. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Предложный падеж имён существительных»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.
Задачи урока
Дидактические:
- совершенствовать знания о характерных признаках предложного падежа имени существительного;
- научить отличать предложный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных;
Развивающие:
- развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте! Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Какое настроение вы возьмёте с собой на урок? -Сегодня я хочу, вам пожелать, хорошо работать на уроке, помогать друг другу и стараться не делать ошибок. | Показывают готовность к уроку. Отвечают на вопросы: - Хорошее, отличное, позитивное настроение. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Л:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: групповая, фронтальная Словесный метод: беседа. Взаимопроверка Практический метод: упражнение, работа у доски, работа в тетрадях | Проводит проверку знаний о склонении имен существительных: -Начнём урок с повторения. - Что такое склонение имен существительных? - Какие падежи существуют? -Сейчас вас ждет групповая работа. -Назовите мне правила работы в группе. -Я вас поделю на 6 групп (по 5,6 чел. примерно) и раздам конверты с заданием. -В конверте помещены названия падежей и падежные вопросы. Ваша задача выстроить падеж и вопрос к нему в правильном порядке. Прикрепить на клей. -У каждого в группе будет своя роль: (слайд) 1,2 чел. – составляют порядок падежей; 3,4 чел. – помогают подобрать правильный падеж, советуют; 5,6 чел. – контролируют, верно ли выполняют задание его товарищи и по окончании, крепит работу на доске. -Проверяем (слайд) -Молодцы! | Проверяют полученные ранее знания. -изменение по падежам - 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. -уметь слушать других, быть доброжелательным, не перебивать говорящего -Именительный: Кто? Что? -Родительный: Кого? Чего? -Дательный: Кому? Чему? -Винительный: Кого? Что? -Творительный: Кем? Чем? | Метапредметные: Р:выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание К: планируют учебное сотрудничество П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Проектор. Слайд «Роль в группе». Проверка со слайдом | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: формулирование темы и цели урока Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация. | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации: -Сядьте ровно, спина прямая, ноги стоят правильно, тетрадь положите в наклон. Кто готов работать, руку на локоток. Откройте тетради, запишите число и классная работа. -Ребята, что вы заметили, выполняя работу, которая представлена на слайде? -Именительный: Кто? Что? -Родительный: Кого? Чего? -Дательный: Кому? Чему? -Винительный: Кого? Что? -Творительный: Кем? Чем? - Какая тема нашего урока? «Предложный падеж имен существительных». -Какую цель мы поставим перед собой? -Верно, узнать особенности предложного падежа имён существительных. | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. - нет предложного падежа -предложный падеж - узнать особенности предложного падежа | Предметные: знать части речи, падежи и падежные вопросы, уметь определять падеж. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Проектор. Слайд с заданием. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Практический: выполнение упражнения по правилу | Наблюдение над языковым материалом. - В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами - Почему этот падеж назвали предложным? (употребляется с предлогами) - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог) -Верно! Предложный падеж – это единственный падеж, у которого есть предлоги! Работа по учебнику. -Откройте учебник на странице 54, упр. 97 -Прочитайте. При солнце тепло, при матерее добро. В словах ретив, а в делах ленив. На языке медок, а на сердце ледок. Об отце и о матери говори с почтением. -Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу их падеж. - На какие вопросы отвечают имена существительные в П.п.? С какими предлогами употребляются? -Запишите пословицы. Выделите окончания имён существительных в П.п. Подчеркните предлоги. - Какой мы можем сделать вывод? -Прочитайте правило в учебнике. -Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали? | Наблюдение над языковым материалом. Слушают учителя. Отвечают на вопросы -употребляются с предлогами -предлог Читают задание -о ком? О чём? Употребляются с предлогами при, в, на, об, о Письменно выполняют задание - П. п. отвечает на вопросы: о ком? О чём? И употребляется с предлогами: при, о, об… -Да | Метапредметные: Предметные: знать падежи и падежные вопросы, уметь определять падеж по предлогам. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Учебник. Алгоритм на доске. | |
- Составим алгоритм действия по определению падежа: (на доске) 1. Определить часть речи; 2. Задать вопрос от вспомогательного слова; 3. Определить падеж. | -определить часть речи, задать вопрос от вспомогательного слова, определить падеж | ||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Формы: парная фронтальная Словесный метод: беседа | Выполняет упражнения на закрепление нового материала: - Выполним упр.98 из учебника. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.) - Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова) -Какое словосочетание вы выпишите первым? (работал на почте – П.п.) - Как вы узнали, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?) -Хорошо. Остальные словосочетания выпишите сами, размышляя в парах. -Проверим. Прочитайте, какое следующее словосочетание вы выписали. - Докажите, что это П.п. (сказал при ком? при товарище) -Молодцы. У кого получилось не так? - Какое следующее словосочетание выписала ваша пара? (читал о космосе) -Докажите, что это П.п. -Следующее словосочетание? -Молодцы. Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте + если всё верно. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Работают в парах над закреплением нового материала: -Выписать словосочетания с им. сущ. В П.п. -нужно задать вопрос от главного слова -работал на почте -задали вопрос: работал на чём? Работают в парах -сказал при товарище -сказал при ком? При товарище -читал о космосе -читал о чём? О космосе -пришёл в пальто. Пришёл в чём? В пальто | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам. | Учебник. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная, парная Практический метод: самостоятельная работа | Организует выполнение самостоятельной работы: -Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках. - Возьмите карточки, подпишите их. Укажите падеж имён существительных. 1 вариант блестела на траве (____)
2 вариант 1. Бежит по площади (__) 2. Пишите в тетради(__) 3. Шагал через болото(__) 4. Писать о лесе (__) 5. Думать о бале (__) 6. Заяц спрятался (__) 7. Дома нет хлеба (__) 8. Горжусь собой (__) выбрались из чащи (____) построил дачу (____) работал на почте(____) рассказ о книге(____) идём по дороге(____) читал о космосе(____) - Чему вы научились, выполняя это задание? -Сдаем карточки, я выставлю оценки. - А теперь проверим. (слайд) определять падеж имён сущ.). | Выполняют самостоятельную работу:
1. Д.п. 2. П.п. 3. В.п. 4. П.п. 5. П.п. 6. И.п. 7. Р.п. 8. Т.п. -определять падеж имен существительных | Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Карточка. Слайд с ответами. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Организует выполнение задания на повторение материала: - А теперь выполним упр. 99. -прочитайте первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? - Прочитай второй отрывок? - Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование - Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ. | Выполняют задание. Оценивают работу других. -сказка о Царе Салтане -сказка о рыбаке и рыбке - злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани | Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь самостоятельно определять падеж имён существительных Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Учебник. | |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Оценивает деятельность учащихся на уроке: - Запишем домашнее задание. -Кто назовёт тему нашего урока? -Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? -Кто считает, что мы достигли цели, поднимите руку. -Теперь оцените свою деятельность на уроке. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если считаете, что сегодня хорошо поработали, знаете, на какие вопросы отвечает П.п. и с какими предлогами употребляется. ЖЁЛТЫЙ, если вы не совсем поняли тему. -Молодцы! Сегодня на уроке активно работали и получили оценки некоторые из вас. Остальные получат оценки за самостоятельную работу после урока. Спасибо за работу. До свидания! | Отвечают на вопросы: -Предложный падеж имён существительных. - Узнать особенности предложного падежа имён существительных. | Предметные: уметь грамотно построить свою речь Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе
Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....
Конспект урока русского языка «Предложный падеж имён существительных» 3 класс
Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»
Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...
Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имён существительных" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).Задачи ур...
Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен существительных в предложном падеже"
Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в предложном падежеЗадачи урока Дидактические:1) Познакомить...
Технологическая карта урока по русскому языку "Именительный падеж имени существительного"
Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных....