Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа по русскому языку СРО Л,В, Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1-4_klassy.docx99.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку

Классы: 1-4

Содержание

  1. Планируемые результаты учебного предмета… 3

  1. Личностные УУД 3
  2. Регулятивные УУД 4
  3. Познавательные УУД 6
  4. Коммуникативные УУД 8
  5. Предметные результаты 10
  1. Содержание учебного предмета… 19

  1. 1 класс 19
  2. 2 класс 22
  3. 3 класс 25
  4. 4 класс 28

Планируемые результаты учебного предмета

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о причинах успеха в учёбе;
  • эстетические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
  • знание основных моральных норм поведения.
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе;
  • интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
  • ориентация на

пониманиепредложений и оценок учителей и товарищей;

  • понимание причин успехов в учёбе;
  • оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
  • эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
  • представление о своей этнической принадлежности.
  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию русского языка;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств одноклассников, учителей;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • уважительное отношения к культуре других народов;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная

отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • первичных умений
  • интереса к познанию русского языка;
  • ориентации на анализ

соответствия результатов

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к

образовательному

- внутренней позиции обучающегося на уровне положитель- ного отношения к

образовательному

оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных

требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев

учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно- познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной

учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно- познавательных мотивов;

критериев успешности учебной деятельности;

  • представления о русском языке как средстве межнационального общения;
  • представления о своей этнической принадлежности.

успешности учебной деятельности;

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
  • представления о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;
  • ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимания чувств одноклассников и учителей;
  • представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

мотивации учения;

  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
  • выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
  • учебно- познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать

выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу

осваиваемой

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном

материале;

  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • в сотрудничестве с

учителем, классом находить несколько

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • действовать в учебном сотрудничестве в
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать

выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • в сотрудничестве с учителем, классом

деятельности;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

соответствии с принятой ролью.

находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-осуществлять пошаговый контроль по

результату под руководством учителя;

-вносить необходимые коррективы в

действия на основе принятых правил

  • принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи,

во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность:

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько

вариантов решения учебной задачи;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения в конце действия.
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
  • на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойст- вах изучаемых языковых явлений
  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск

- пользоваться знаками,

- осуществлять поиск

– осуществлять поиск

нужной информации в

символами, таблицами,

нужного иллюстративного

необходимой

учебнике и учебных

схемами, приведенными в

и текстового материала в

информации

пособиях;

учебной литературе;

дополнительных изданиях,

для выполнения

- понимать знаки,

- строить сообщение в

рекомендуемых учителем;

учебных заданий с

символы, модели,

устной форме;

- осуществлять запись

использованием

схемы, приведённые в

- находить в материалах

(фиксацию) указанной

учебной и

учебнике и учебных

учебника ответ на

учителем информации о

дополнительной

пособиях;

заданный вопрос;

русском языке;

литературы

- понимать заданный

- ориентироваться на

- пользоваться знаками,

(включая электронные,

вопрос в соответствии

возможное разнообразие

символами, таблицами,

цифровые) в открытом

с ним строить ответ в

способов решения

диаграммами, схемами,

нформационном

устной форме;

учебной задачи;

приведенными в учебной

пространстве, в т.ч.

- анализировать

- анализировать

литературе;

контролируемом

изучаемые факты

изучаемые объекты с

- строить небольшие

пространстве

языка с выделением

выделением

сообщения в устной и

Интернета–

их отличительных

существенных и

письменной форме;

осуществлять запись

признаков;

несущественных

- находить в содружестве с

(фиксацию) указанной

- осуществлять синтез

признаков;

одноклассниками разные

учителем информации

как составление

- воспринимать смысл

способы решения учебной

о русском языке, в том

целого из его частей;

предъявляемого текста;

задачи;

числе с помощью

- проводить

- анализировать объекты с

- воспринимать смысл

инструментов ИКТ;

сравнение, сериацию

выделение существенных

познавательных текстов,

– использовать

и классификацию

и несущественных

выделять информацию из

знаково-

изученных фактов по

признаков (в

сообщений разных видов (в

символические

заданным основаниям

коллективной

т.ч. текстов) в соответствии

средства, в т.ч. схемы

(критериям);

организации

с учебной задачей;

(включая

- устанавливать

деятельности;

- анализировать изучаемые

концептуальные) для

причинно-

- осуществлять синтез как

объекты с выделением

решения учебных

следственные связи в

составление целого из

существенных и

задач;

изучаемом круге

частей;

несущественных

– строить сообщения в

явлений;

- проводить сравнение,

признаков;

устной и письменной

- обобщать (выделять)

сериацию и классифи-

- овладеет логическими

форме;

ряд объектов по

кацию изученных объек-

действиями сравнения,

– ориентироваться на

заданному признаку.

тов по самостоятельно

анализа, синтеза,

разнообразие способов

выделенным основаниям

обобщения,

решения задач;

при указании количества

- установление аналогий и

– воспринимать и

групп;

причинно-следственных

анализировать

- устанавливать

связей, построение

сообщения и

причинно-следственные

рассуждений отнесение к

важнейшие их

связи в изучаемом круге

известным понятиям;

компоненты – тексты;

явлений;

- проводить сравнение,

– анализировать

- обобщать;

сериацию и классифи-

изучаемые объекты с

- проводить анализируе-

кацию изученных объектов

выделением

мые объекты под понятия

по самостоятельно

существенных и

разного уровня обобще-

выделенным основаниям

несущественных

ния;

(критериям) при указании

признаков;

- проводить аналогии

и без указания количества

– осуществлять синтез

между изучаемым мате-

групп;

как составление целого

риалом и собственным

- устанавливать причинно-

из частей;

опытом.

следственные связи в

– проводить сравнение,

изучаемом круге явлений;

сериацию и

- понимать структуру

классификацию

построения рассуждения

изученных объектов по

как связь простых

заданным критериям;

суждений об объекте

– устанавливать

(явлении);

причинно-

- обобщать

следственные связи в

(самостоятельно выделять

изучаемом круге

ряд или класс объектов);

явлений;

- подводить анализируемые

– строить рассуждения

объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- проводить аналогии между

изучаемым материалом и собственным опытом.

в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать

(самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  • подводить

анализируемые

объекты (явления) под

понятие на основе

распознавания

объектов,

выделения

существенных

признаков и их синтеза

(например: часть речи

– самостоятельная

часть речи; глагол –

глаголы I и II

спряжения,

единственного и

множественного числа

и т.д.);

– устанавливать

аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться на

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

  • выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии

с учебной задачей;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем

информации об изучаемом языковом факте;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно

выделенным основаниям

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,

медиаресурсов;

  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной

и письменной форме;

  • находить самостоятельно разные

осуществлять расширенный поиск информации

в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения

в устной и письмен- ной форме;

возможное

разнообразие

способов решения

учебной задачи;

-первоначальному

умению смыслового

восприятия текста;

– подводить языковой

факт под понятия

разного уровня

обобщения

(например: слово –

слова, обозначающие

предметы, род слов,

обозначающих

предметы);

– проводить аналогии

между изучаемым

материалом и

собственным

опытом.

(критериям) при указании

и без указания количества групп;

– обобщать (выводить общее

для целого ряда единичных объектов).

способы решения учебной задачи;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию

изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

  • строить логическое рассуждение

как связь простых суждений об объекте (явлении).

  • осуществлять выбор наиболее эффективных

способов решения учебных задач в зависимости

от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самосто- ятельно достраивая и восполняя недо- стающие компо- ненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основа- ниям (критериям);
  • строить логи- ческое рассуждение, включающее установление причинно-следствен- ных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных

задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в

- выбирать адекватные

- строить сообщение в

- строить монологи-

работе парами и

речевые средства в

соответствии с учебной

ческое высказывание

группами;

диалоге с учителем,

задачей;

(при возможности

– допускать

одноклассниками;

– ориентироваться на

сопровождая его

существование

- воспринимать другое

позицию партнера в

аудиовизуальной

различных точек

мнение и позицию;

общении и взаимодей-

поддержкой), владеть

зрения;

- формулировать

ствии;

диалогической формой

– договариваться,

собственное мнение и

– учитывать другое мнение

коммуникации,

приходить к общему

позицию;

и позицию;

используя в т.ч.

решению;

- договариваться,

– договариваться,

средства и инстру-

– использовать в

приходить к общему

приходить к общему

менты ИКТ и

общении правила

решению;

решению (при работе в

дистанционного

вежливости

- строить понятные для

паре,в группе);

общения;

партнера высказывания;

– контролировать действия

– учитывать другое

- задавать вопросы,

партнера;

мнение и позицию,

адекватные данной

– адекватно использовать

стремиться к коорди-

ситуации, позволяющие

средства

нации различных

оценить ее в процессе

устной речи для решения

позиций в сотрудни-

общения.

различных

честве;

коммуникативных задач.

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера

высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь

для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

строить монологическое высказывание;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении

и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение

и позицию;

  • договариваться, приходить

к общему решению (при работе в группе, в паре);

  • контролировать действия

партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение

данных операций с тем, как бы

их выполнил «я сам»;

  • адекватно использовать

средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

  • осуществлять действие взаимоконтроля.

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числепри возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том

числе не совпадающих с собственной,и ориентироваться на позициюпартнера в общении и взаимодействии;

  • стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;
  • строить понятные для партнера

высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • использовать речь для регуляции

своего действия;

  • понимать ситуации возникновения
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению пробле- мы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета инте- ресов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необхо- димую информацию

конфликта, содействовать его разрешению;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • использовать речь для планирования своей деятельности.

как ориентир для построения дей- ствия;

  • допускать воз- можность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • задавать вопросы, необходимые для организации соб- ственной деятель- ности и сотрудни- чества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно исполь- зовать речь для пла- нирования и регуля- ции своей деятель- ности;
  • адекватно исполь- зовать речевые средства для эффек- тивного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится

- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и

неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и

незнакомыми, с людьми разного

– использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- составлять предложения из слов, данных в

начальной форме, с добавлением любых

– осознавать взаимосвязь

между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

- выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

– выражать собственное

  • оценивать правиль- ность (уместность) выбора языковых

и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в

возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных.

* слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

других слов;

  • восстанавливать деформированные предложения;
  • писать заглавную букву в именах собственных.

* анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

  • осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;
  • понимать особенности диалогической формы речи;
  • первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
  • первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
  • определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;
  • восстанавливать деформированные тексты.

мнение, обосновывать его;

  • владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
  • строить устное монологическое высказывание на

определенную тему, делать словесный отчет о

выполненной работе;

  • применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
  • определять последовательность частей текста, составлять план.

повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
  • первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
  • составлять текст по его началу, по его концу.

* различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
  • письменно отвечать на вопросы, самостоятель- но составлять и записы- вать 2 3 предложения на заданную тему;
  • писать изложение те- кста в 40 55 слов с использованием вопросов;
  • опознавать в предло- жении, в тексте слова однозначные имногознач- ные, употребленные в прямом и переносном значении; на практичес- ком уровне различать си- нонимы, антонимы, мно- гозначность без введения понятий.
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование;
  • использовать в монологическом высказы- вании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  • сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
  • составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
  • создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
  • подробно или выборочно
  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определён- ную тему с использо- ванием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложе- ний, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых

  • соотносить заголовок и содержание текста;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять текст по его началу и по его концу;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
  • находить средства связи между предложениями (поря док слов, местоиме- ния, служебные слова, сино- нимы);
  • определять последова- тельность частей текста;
  • составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.

пересказывать текст;

– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

допущены нарушения культуры речи;

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно

создаваемых текстов).

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать звуки речи;
  • устанавливать число и последовательность звуков в слове;
  • различать гласные и согласные звуки; гласные ударные– безударные; согласные парные твердые–

мягкие, звонкие– глухие;

  • определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;
  • определять непарные

твердые согласные (ж,ш, ц), непарные мягкие

согласные (ч, щ);

  • находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
  • определять указатели

мягкости–твердости согласных звуков;

  • делить слова на слоги;

- различать звуки и

- определять качествен- ную характеристику зву- ка: гласный–согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый–мягкий,

парный–непарный; согласный звонкий – глухой, парный– непарный;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные– согласные,

гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие– твердые; слогоделение, ударение);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии

с нормами современного русского литературного языка

(см. «Словарь

произношения» в учебнике);

- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; соглас- ные твердые, мягкие

парные, непарные; шипя- щие, всегда твердые, всегда мягкие;

  • устанавливать соотноше- ние звукового и буквен-ного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотирован-ными гласными е, ё, ю, я в словах с разде- лительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непрои- зносимыми согласными;
  • использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные

ударные/безударные; согласные

твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;
  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение

этих норм в речи собеседников (в

буквы;

  • различать буквы гласных как показатели твердости– мягкости согласных звуков;
  • определять функцию

ь и ъ, букв е, ё, ю, я;

  • обозначать на пись- ме звук [й'];

–устанавливать соот- ношение звукового и буквенного состава в словахтипа крот, соль, елка;

- использовать небук- венные графические средства: пробел

между словами, знак переноса, абзац (пос-

леднее при списыва- нии).

  • использовать на письме разделительныеь и ъ; использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
  • списывать текст с доски и учебника, писать диктанты

объёме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности

постановки ударения или произношения слова ответ

самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпи- ческом проговарива- нии слов учителем;

– произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произноше- ния в учебнике);

- осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах

с разделительными ь и ъ; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);

  • использовать алфавит при работе со словарями, справочными материа- лами.

- узнавать позиционные чередования

звуков;

  • проводить фонетико- графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложен.

в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко- буквенного) разбора слов;
  • соблюдать нормы русского языка

в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произноше-ния, представленного в учебнике);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоя- тельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю,

родителям и др.).

- пользоваться рус- ским алфавитом на основе знания после- довательности букв в нем для упорядочива- ния слов и поиска не- обходимой информа- ции в различных сло- варях и справочниках;

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представлен- ного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правиль- ности постановки ударения или произ- ношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Лексика

Обучающийся научится:

* различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор

- опознавать в предложе-

нии, в тексте слова одно- значные имногозначные,

- воспринимать слово как

единство звучания, значения и грамматических

- выявлять слова,

значе-ние которых требует уточнения;

буквосочетаний (книга - агник);

  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

- определять группу

«вежливых» слов (слова- прощания, слова- приветствия, слова- извинения, слова- благодарения);

- определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового

словаря» учебника.

употребленные в прямом и переносном значении;

– на практическом уровне различать синонимы, антонимы,многознач- ность (без введения понятий).

признаков;

  • выявлять слова, значение которых требует уточне- ния;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью тол-кового словаря.

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- подбирать синонимы для

устранения повторов в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать слово как единство звучания и значения;

– на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения

понятий).

* осознавать слово как единство звучания и значения;

- на практическом уровне различать слова- названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

  • понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологиз- мов (наблюдения за ис- пользованием в тексте);
  • осознавать слово как единство значения, грам- матических признаков и звуков/букв;
  • пользоваться словарями по указанию учителя;
  • пользоваться библио- течным каталогом под руководством учителя.

- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной

характеристики предметов и при ихсравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в текс- те;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успеш- ного решения коммуника- тивной задачи;
  • различать в тексте омонимы (на практичес- ком уровне);
  • понимать значение упо- требленных в текстах учебника фразеологизмов; ориентироваться в разно- образии словарей по рус-

скому языку.

  • подбирать антони- мы для точной харак- теристики предме- тов при их сравнении;
  • различать употреб- ление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать умест- ность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного реше- ния коммуникативной задачи.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

– различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу.

различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться:

находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;

– различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимич- ными корнями.

различать словообразование и формоизменение;

  • выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • различать приставку и предлог.

находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобра- зительные возможности суффиксов и приставок;
  • оценивать правильность разбора слов по составу.
  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач;
  • образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы

с помощью приставок.

Морфология

Обучающийся научится:

- находить слова, обозначающие предметы, признак предмета,

действие предмета;

  • опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные;
  • различать названия предметов, отвечающие

на вопросы «кто?»,

«что?».

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

  • находить грамматичес- кие группы слов (части речи): имя существи- тельное, имя прилагатель- ное, глагол;
  • определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского, женского исреднего рода в форме

единственного и

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • находить начальную форму имени существительного;
  • определять

грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

  • находить начальную форму имени прилагательного;
  • различать глаголы, отвечающие на

вопросы «что делать?» и

«что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;

  • определять
  • распознавать грам- матические признаки слов;
  • с учетом совокуп- ности выявленных признаков (что назы- вает, на какие вопро- сы отвечает, как изме- няется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные,

имена прилагатель- ные, глаголы).

множественногочисла;

– опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего

времени).

грамматические призна-ки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать лексическое и грамматическое значение слова;
  • находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.
  • устанавливать зависимость

форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);

  • находить грамматичес- кие группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова
  • имя существительное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);
  • узнавать местоимения (личные), числительные.

- выполнять морфологи- ческий разбор имен суще- ствительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

– оценивать правильность проведения морфологи- ческого разбора;

- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существитель- ным, на которое оно указывает;

  • определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и,

а, но, частицу не при глаголах.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- различать предложе- ния и слова;

  • определять существенные призна- ки предложения: законченность мысли и интонация конца;
  • находить границы предложения;
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
  • составлять предло- жения из слов, данных в начальной форме.

- находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;

  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);
  • составлять предложения из слов, данных в началь- ной форме, с добавлением любых других слов;
  • восстанавливать дефор- мированныепредложения

*опознавать предложения распространенные, нерас- пространенные;

  • устанавливать связи (при помощи смысловых вопро- сов) между словами в слово- сочетании и предложении;
  • определять на практи- ческом уровне роль форм

слов и служебных слов для связи слов в предложении.

- различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между

словами в словосочетании и предложении;

  • находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

*видеть в предложении однородные члены;

- различать простое и сложное предложение.

- различать предло- жение, словосоче- тание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосоче- тании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествова- тельные/побудительн ые/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/нев осклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять

предложения с

однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;

  • сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;
  • сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.

* определять сущест- венные признаки предло- жения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

- устанавливать связь слов в предложении.

  • опознавать предложения распространенные, нераспространенные;
  • устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов)между словами в словосочетании и предложении;

– определять на практи- ческом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

- различать второстепенные члены предложения – опреде- ление, дополнение;

  • выполнять в соответствии с предло- женным в учебнике алго- ритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтакси- ческий), оценивать правильность разбора;
  • устанавливать связи (при помощи смысловых вопро- сов) между словами

в словосочетании и предло- жении;

  • использовать интонацию при перечислении однород- ных членов предложения.

- различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике

алгоритмом разбор простого предло- жения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения;

- оформлять на письме предложения с прямой речью(слова автора плюс прямая речь).

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- применять правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

  • использовать орфографический словарь (см. в учебнике)

как средство самоконтроля;

  • применять правила правописания:
  • написание гласных и, а, у после шипящих соглас- ных ж, ш, ч, щ (в положении под ударе- нием и без ударения);

  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв

– применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые соглас- ные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника)
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • безударные окончания имен прилагательных;
  • не с глаголами;
  • раздельное написание
  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографи- ческому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст

объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75— 80 слов в соответ- ствии с изученными правилами правопи- сания;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);

-знаки препинания

(. ? ! ) в конце предло- жения;

  • безошибочно списывать текст с доски и учебника;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

ч, щ с другими согласными, кроме л;

  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безудар- ные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч.
  • удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
  • знаки препинания(.?!) в конце предложения;
  • безошибочно списывать текст;
  • писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

предлогов с другими словами;

  • определять (уточнять) написание слова по орфо- графическому словарю

(в т. ч. по справочнику в учебнике);

  • безошибочно списывать текст;
  • писать под диктовку текст в соответствии с

изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

*пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с оди- ночным союзом и), графически объяснять выбор знака; ставить запятую между двумя частями слож-ного предложения без союзов, графически объяснять выбор.

- проверять собствен- ный и предложенный текст, находить и исправлять орфогра- фические и пунктуа- ционные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звуково- го и буквенного соста-ва слов;
  • применять орфогра- фическое чтение (проговаривание) как средство само- контроля при письме под диктовку и при списывании;
  • пользоваться орфо- графическим словарем в учебнике как

средст-вом самоконтроля.

* писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб).

- применять правила правописания:

-разделительные ь

и ъ;

епроизносимые согласные в корне (ознакомление);

- ь после шипящих на конце имен существи- тельных (рожь – нож, ночь – мяч);

- применять разные способы проверки право- писания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, ис- пользование орфографи- ческого словаря;

использовать орфогра- фическое чтение (прого- варивание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при спи- сывании.

* - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы, приставки, образовывать слова с

- применять правила правописания:

- ь после шипящих на конце имен существи-тельных (ночь, нож, мышь,(нет) туч);

гласные в суффиксах ик,

ек;

-соединительные гласные

о, е в сложных словах; запятые при однород-ных

членах предложения;

  • объяснять правописа-ние безударных падеж-ных окончаний имен су- ществительных (кроме существительных на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов,

-ин);

  • объяснять правописа-ние безударных падеж-ных окончаний имен при- лагательных;
  • осознавать место воз- можного возникновения орфограммы;

– подбирать примеры с определенной орфограм- мой;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • при работе над ошибками осознавать

причины появления

помощью этих суффиксов и приставок;

- видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
  • отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с

помощью учителя и записывать его.

  • при составлении соб- ственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных оши-бок, использовать по-мощь взрослого или словарь, пропуск орфо-граммы или пунктограм-мы;
  • при работе над ошиб- ками определять спосо-бы действий, помогаю-щие предотвратить их в последующих письмен-ных работах;

- различать разные спосо- бы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокорен- ных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенно- стей орфограммы, использование орфографического словаря.

ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержание учебного предмета 1 класс

СРО Л.В. Занкова

Подготовительный период является введением в систему языкового и литературного образования и направлен на развитие мотивации к учебной деятельности, интереса к самому процессу чтения.

У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Букварный период направлен на изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный период предполагает осуществление постепенного перехода к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в

проектную деятельность, в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

Раздел «Обучение чтению и развитие устной речи»

Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Раздел «Обучение письму в период обучения грамоте»

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Русский язык (СРО Л.В. Занкова)– 51 час

Предложение и слово. Построение предложений. Главные члены предложения.

Звуки и буквы – 10 часов

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Слоги. Перенос слов.

Ударение -2 часа

Гласные ударные и безударные.

Большая буква в именах собственных – 3 часа

Слово. Имена собственные. Правила Употребления заглавной буквы.

Алфавит – 2 часа.

Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита.

Правописание согласных звуков – 12 часов.

Твёрдые и мягкие согласные , звонкие и глухие согласные звуки. Парные согласные на конце слова. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ.

Грамматика – 11 часов.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Словосочетание. Предлог. Родственные слова. Корень.

Предложение и текст – 8 часов.

Разновидности предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Оформление предложений.

Связная речь – 1 час.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Обучение грамоте. Добукварный период

18 ч

Обучение грамоте. Букварный период

81 ч

Послебукварный период

15 ч

2.

Русский язык

51ч

Итого

165 ч

Содержание учебного предмета 2 класс

СРО Л.В. Занкова

Фонетика и орфография (52 ч)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Морфемика и словообразование (50 ч)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов.

Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно.

Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология и лексика (27 ч)

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка.

Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов.

Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники.

Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Синтаксис и пунктуация (11ч)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении.

Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов).

Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов;

формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей;

элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи (30 ч)

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста.

Составление плана текста.

Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми);

освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема (глава)

Количество часов

1

Фонетика и орфография (52 ч)

52

2

Морфология и лексика (27 ч)

27

3

Морфемика и словообразование (50 ч)

50

4

Синтаксис и пунктуация (11ч)

11

5

Развитие речи (30 ч)

30

9

Итого:

170 ч

Содержание учебного предмета 3 класс

СРО Л.В. Занкова

Тема 1. Предложение. ( 26 часов)

Речь. Текст. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа предложения. Подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, и сказуемые, выраженные глаголами. Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор по схеме. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Однородные члены предложения. Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения.

Тема 2. Слово. ( 67 часов)

Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Суффикс. Чередование согласных в корне

слова. Правописание суффиксов –ик, -ек, -очк-, -ечк-. Словообразующая роль суффиксов.

Приставка. Образование слов с приставками. Словообразующая роль приставок. Правописание приставками. Правописание предлогов и приставок.

Окончание. Роль окончания в речи.Основа. Различие основ по составу. Сравнение основ

слова и корня. Слова с двойными согласными. Образование однокоренных прилагательных с

двойными согласными. Перенос слов с двойными согласными.

Сложные слова. Образование сложных слов. Правописание соединительных букв в

сложных словах. Морфемный состав сложных слов. Парные согласные в середине слова.

Слабая позиция парного согласного в середине слова. Образование слов с парными согласными

в середине с помощью суффикса. Правописание парных согласных в корне слова. Слова с

непроизносимыми согласными. Словоизменение и словообразование.

Тема 3. Части речи. ( 70 часов)

Склонение имен существительных. Изменение имен существительных по падежам. Три

склонения имен существительныхПервое склонение имен существительных. Именительный и винительный падежи

существительных 1-го склонения. Родительный падеж имен существительных 1-го склонения.

Дательный и предложный падежи имен существительных 1-го склонения. Творительный падеж

имен существительных. Сравнение падежных окончаний имен существительных 1-го

склонения. Множественное число имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имен существительных. Склонение имен существительных мужского

рода с нулевым окончанием. Именительный, родительный, винительный падежи имен

существительных 2-го склонения. Творительный и предложный падежи имен существительных

2-го склонения. Склонение имен существительных мужского рода на -й.

Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц.

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе.

Склонение имен существительных среднего рода. .

Третье склонение имен существительных. Множественное число имен существительных

3-го склонения.

Мягкий знак (ь) на конце существительных 3-го склонения.

Имя числительное.

Порядковые и количественные числительные.

Тема 4. Связная речь (сквозная тема). ( 7 часов)

Сочинение за заданную тему. Редактирование сочинения.

Зрительное изложение (по картине). Изложение с элементами сочинения. Выборочное

изложение.

Текст. Анализ текста. Восстановление текста. Типы текстов. Структура текста.

Составление текста.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие

звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,

определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным

словам и плану.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для

эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической

формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание

и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с

учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета

в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,

обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения

необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном

(подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в

тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся

в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения

грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к

этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в

соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и

прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных

текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных

произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

п/п

Тема (глава)

Количество

часов

Предложение

26

Предложения по цели высказывания и интонации.

3

Главные и второстепенные члены предложения.

17

Однородные члены предложения

6

Слово

67

Состав слова.

31

Слова с двойными согласными.

6

Сложные слова

3

Парные согласные в середине слова.

10

Слова с непроизносимыми согласными.

12

Словоизменение и словообразование.

5

Части речи

70

Склонения имен существительных. 11

11

Первое склонение имен существительных.

21

Второе склонение имен существительных

23

Третье склонение имен существительных.

9

Имя числительное

6

Текст. Анализ текста. Восстановление текста. Типы текстов Структура. Составление текста

7

Всего

170

Модуль «Школьный урок»

Русский язык - государственный язык Российской Федерации. (гражданско- патриотическое) Знакомство с государственными символами России ( гражданско- патриотическое). Богатство и выразительность русского языка. (гражданско-патриотическое). Роль малой Родины в жизни человека (гражданско-патриотическое). Знакомство с правилами формулировки и аргументирования собственного мнения в диалоге и дискуссии. (эстетическое воспитание). Безопасное поведение на улицах и дорогах. (физическое воспитание). Понятие о действиях, которые приносят вред окружающей среде. (экологическое воспитание). Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ. (ценность научного познания). Фольклор – духовное богатство народа. Смоленский край в устном народном творчестве. (духовно- нравственное). Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. (духовно- нравственное воспитание) Формирование орфографической зоркости: нахождение места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. (ценность научного познания). Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. ( эстетическое воспитание) Знакомство с видами словарей. Правило работы со словарем. История происхождения слов. (ценность научного познания). История происхождения имени ( эстетическое воспитание). Использование знания алфавита при работе со словарями. Знакомство с использованием в речи фразеологизмов. (ценность научного познания). Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. (эстетическое воспитание). Семья в жизни человека. Знакомство с семейными ценностями. Понятие о ценности семьи. (духовно- нравственное воспитание). Ознакомление с правилами правописания числительных. (ценность научного познания) Знакомство с нормами и правилами речевого этикета. (эстетическое воспитание). Формирование правильного отношения к своему здоровью. (физическое воспитание). Формирование правильного отношения к окружающей среде (физическое воспитание). . Знакомство с разнообразием труда людей осенью. ( трудовое воспитание). Профессии моих родных ( трудовое воспитание). Знакомство с народными праздниками. (духовно- нравственное воспитание). Знакомство с многозначными словами. Знакомство с синонимами и антонимами ( ценность научного познания). Особенности поведения с незнакомыми людьми (физическое воспитание). Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (физическое воспитание). Героические страницы истории России. (гражданско-патриотическое). Знакомство с семейными ценностями и традициями. Участие детей в делах семьи. (духовно-нравственно воспитание). Знакомство с лекарственными растениями. (экологическое воспитание). Правила поведения на природе. (экологическое воспитание) Правила культурного поведения в общественных местах. (эстетическое воспитание). Красная книга Смоленской области. (экологическое воспитание). Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. (духовно-нравственное воспитание). Правила безопасности в школе и дома (физическое воспитание).

Грамматика и орфография


Содержание учебного предмета 4 класс

СРО Л.В. Занкова

Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на

ознакомительном уровне). Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами). Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).

Местоимение. Общее понятие о местоимении. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Предлоги перед личными местоимениями.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Суффикс - л в глаголах прошедшего времени. Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -ть и глаголы на -чь. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами. I и II спряжения глаголов. Глаголы- исключения. Правописание личных окончаний глаголов. Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе. Неопределенная форма –ться и 3-е лицо

–тся глаголов.

Наречие (на ознакомительном уровне). Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов о и е. Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо, налево, засветло).

Второстепенный член предложения -обстоятельство (ознакомление). Склонение имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-,

-н-, -ист- . Связная речь Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания. Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье. Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь

Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка. Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.).

Письменные изложения. Собственные сочинения. Составление плана к собственному сочинению. Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Предложение (повторение)

4

2.

Местоимение

14

3.

Глагол

41

4.

Наречие

20

5.

Имя прилагательное

25

6.

Глагол (правописание)

6

7.

Предложение. Текст.

9

8.

Повторение изученного

15

9.

Резервное время

2

Итого:

136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...