Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Формы слова. Окончание»
Цель: формирование знаний о новой части слова: окончание.
Задачи:
Образовательная (Дидактическая): находить окончание слова путём изменения его по числам; выявить значение окончания; находить нулевое окончание.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез) на основе изменения формы слова в соответствии с вопросом.
Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма на основе работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._konspekt_formy_slova_okonchanie.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 3
УМК «Школа России»,
Тема: «Формы слова. Окончание»
Цель: формирование знаний о новой части слова: окончание.
Задачи:
Образовательная (Дидактическая): находить окончание слова путём изменения его по числам; выявить значение окончания; находить нулевое окончание.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез) на основе изменения формы слова в соответствии с вопросом.
Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма на основе работы в группе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы: словесные, наглядные
Оборудование: учебник, ИКТ, карточки
Планируемые результаты:
- Личностные
Л1: осознание личной ответственности за проделанную работу;
Л2: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
- Предметные
Пр1: различать изменяемые и неизменяемые слова;
Пр2: находить в словах окончание, корень слова;
Пр3: сравнивать, классифицировать слова по их составу;
Пр4: понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
Пр5: разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
Пр6: составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- Метапредметные
- Регулятивные УУД
Р1: самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Р2: принимать и сохранять цель и учебную задачу;
Р3: выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- Коммуникативные УУД
К1: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
К2: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- Познавательные УУД
П1: отвечать на простые и сложные вопросы;
П2: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
№, Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
| - Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Валерьевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должно лежать: учебник, тетрадь и пенал, все лишнее уберите в портфель. | Приветствуют учителя | Л2, Р1 |
| - Прочитайте пословицу: Делу – время, потехе - час. - Значение, каких слов вам непонятно? - Как вы понимаете эту пословицу? - Почему мы начинаем урок с этой пословицы? | - Потеха – веселье, развлечение… - Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений. - На уроке надо заниматься делом. | Л1, Л2 |
| - У вас на столах даны карточки с текстом. Прочитайте текст. Наш город Наш город стоит на реке. Улицы (город) прямые и красивые. К (город)ведут широкие дороги. За (город) раскинулись парки. Поэты написали о (город) стихи. - Что необычного вы заметили? - Что нужно сделать, чтобы предложения были понятными? - Поработайте в парах и раскройте скобки. - Прочитайте, что у вас получилось? Читают по цепочке по 1 предложению. - Получился текст? - Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце? - Кто заметил, что в этом слове менялось? - Кто из вас знает, как эта часть слова называется? - Сформулируйте тему урока. - Что мы должны сегодня узнать на уроке. Давайте составим план работы по теме. - А также будем учиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов. - Откройте тетради запишите число, классная работа | Читают текст - Слова в тексте не связаны - Изменить слова - Наш город стоит на реке. Улицы города прямые и красивые. К городу ведут широкие дороги. За городом раскинулись парки. Поэты написали о городе стихи. - Да - Чтобы был понятен смысл предложения. - Часть слова в конце - Окончание - Формы слова. Окончание - План: #1063;то такое окончание? 2. Как находить в словах окончание? 3. Как выделяется окончание Записывают число, классная работа | Л2, Пр4, Р1, Р2, К1, К2, П1, П2, Р3 |
| - Откройте учебник на странице 79. Прочитайте тему, правильно мы определили? - Выполним упражнение 142. Выпишите выделенные слова - Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное? - Что обозначает это слово? - Что изменялось в слове? - В одном и том же слове у нас менялась одна часть – окончание. - Выделим эту часть так: - Назовите, какие окончания встретились в этих словах? - Прочитаем из учебника пункт «Обрати внимание» Осина, осины, осине, осину – это формы одного и того же слова осина. Отличайте их от однокоренных слов: осина – осинник, осиновый. - На что просит обратить внимание автор учебника? - Вы, наверное слышали такое выражение «Дрожит как осиновый лист». Как называется в русском языке такой оборот речи? - Как вы думаете, когда так говорят? - В каком значении употреблено это выражение? У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра. - Что вы можете сказать про окончание? (на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова) Окончание -это…. -служит … - Давайте проверим себя, и прочитаем правило на странице 80 - Как вы думаете, почему окончание получило такое название? - Мы хорошо поработали, теперь немного отдохнем Физминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше, выше. - Молодцы, присаживаемся на свои места и продолжаем работать - Выполним упражнение 144. Прочитайте - Составляет ли каждая пара слов словосочетание? - Почему? - Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетания? - Изменим форму слова лиса, и запишем получившиеся словосочетания Один ученик записывает у доски, остальные в тетради - Что изменялось в слове лиса? - Выделите его простым карандашом - Для чего служит окончание? | - Формы слова. Окончание Выписывают выделенные слова - Одно - Осина – дерево - Часть в конце слова (Окончание) Выделяют окончания - Окончание: а, ы, е, у - На то что нужно отличать форму одного и тоже слова от однокоренных слов - Фразеологизм - Когда человек чего-то сильно боится - В переносном значении - Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Ученик читает правило - Потому что оно находится в конце слова Читают пары слов - Нет - Потому что слова не связаны по смыслу - Изменить форму слова - Хвост лисы, подкрался к лисе, увидел лису, охотился за лисой, рассказ о лисе. - Окончание Выделяют окончание - Для связи слов в словосочетании | Л1, Л2, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6, Р1, Р2, Р3 |
| - Ребята, а сейчас я предлагаю поработать самостоятельно На доске даны слова: березонька, к березе, березовый, березу, березы, подберезовик Задания: 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания. 2. Выписать однокоренные слова и выделить корень. 3. Для тех, кто справится с этой работой быстро придумать 2 предложения с этими словами. - А теперь проверим, что у вас получилось - Читай формы одного и того же слова которые ты выписал - Какие в этих словах окончания? - Читай однокоренные слова - Какой корень выделили в этих словах? - Кто выполнил 3 задание? - Читай получившееся предложение - Молодцы | Выполняют задания самостоятельно - К березе, березу, березы - Е, у, ы - Березонька, березовый, подберезовик - Корень берез Читает свое предложение | Л1, Л2, Пр1, Пр2, Пр3, Пр5, Пр6, Р1, Р2, Р3, К2, П1, П2 |
| - Откройте дневник, запишите домашнее задание: Учебник страница 80 выучить правило, и выполнить упражнение 145 | Записывают домашнее задание | Л1, Л2, Р1, К2 |
| - Вернемся к началу урока. Какие цели мы ставили? - Где можно применить новое знание? - Строить предложения при написании сочинений и изложений и в устной речи. - Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы? - Над чем еще надо поработать? - Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов? | - Узнать, что такое окончание, как находить окончание, как выделять окончание Высказывают свои предположения Рассказывают допущенные ошибки Высказывают свои предположения - Форма одного и того же слова имеет одно лексическое значение, и изменяется только окончание | Л1, Л2, Пр1, Пр2, Пр3, Пр5, Пр6, К2, П1, П2 |
| - Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку. Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! | Выбирают утверждение | Л1, Л2, Р1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....