Урок русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных "3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Старунова Светлана Генриховна

Урок по теме «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных» в системе уроков по теме (разделу) «Правописание» .Урок ориентирован на формирование новых образовательных результатов: формирование УУД посредством деятельностного подхода, т.е. сознательного и активного закрепления материала. На уроке осуществляется связь теории и практики, изучаемого материала с ранее пройденным, интеграция с литературой, исследовательской деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС «Школа XXI век»

Тема урока: «Повторение  правил правописания безударных окончаний имён существительных»

Место в структуре учебной программы: данный урок проводится в 3 учебной четверти при рассмотрении блока « Правописание» (согласно тематическому планированию). Урок №127.

Тип урока: урок обобщения

Тема

«Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»

Цель темы

Образовательные:

Обобщить знания учащихся о правописании безударных окончаний имён существительных.

Развивающие:

Развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать  выводы, умозаключения

Воспитывающие:

Воспитывать активность учащихся, умение высказываться самим и слушать других.                                    

Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулирование поисковой деятельности.

Цели по содержанию:

- отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

- способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи и самооценки;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности; уверенность в себе.

Формы  организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, технические средства обучения.

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация

Наглядный материал и раздаточный материал (карточки для работы).

словари, карточки для индивидуальной  работы, карточки для  самооценки, презентация

Учебник  «Русский язык» 3 класс, автор  С.В. Иванов и др.

Организация прост ранства

Работа фронтальная, индивидуальная

Планируемые образовательные результаты

Тип урока

Урок обобщения  (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»

Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать
способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

отрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..

Предметные:

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

- Знать  правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Основные понятия

 Склонение, название падежей, вопросы к падежам,  окончание, часть речи;

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Электронный Вики-словарь

«Толковый словарь» Ожегова;

«Толковый словарь» В.И. Даля;

«Школьный толковый словарь».

С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.,/учебник, 2 часть-3-е изд., перераб.. –м.: Вентана-Граф,2013

Компьютер

Основные понятия

Имя существительное, склонение, падеж, безударные окончания имён существительных.

Организация

пространства

Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

 

Деятельность

учителя
 

  Деятельность

       учащихся    

Формируемые УУД

1.Организационный момент.
Психологический настрой на урок.

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Давайте  все  ровно  встанем,  улыбнемся  друг  другу  

мысленно пожелаем хорошего всем настроения.

- Садитесь.

- Запишите число и классная работа.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний.

Закрепить полученные знания

Послушайте  отрывок из стихотворения Жуковского На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

- Какое настроение он у вас вызывает? (весеннее, ожидание чуда, радостное, приподнятое)

- А почему такое настроение?(солнце, тепло, жаворонок, синева)

Лес стал ярче, выразительнее, т.е. зардел.

Это стихотворение поможет определить тему и задачи урока.   Запишите в свои тетради выделенные слова

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

Выполняют задание, добавляют, формулируют правила.

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные-самоопредление, оценивание.

3.Целеполагание и мотивация. 

Реализация общеучебных умений и навыков

Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока.

Подведение детей к самостоятельно

му выводу о том как проверяются б/о имён сущ.

- Определите падеж выделенных имён существительных. (П.п) Выделите окончание.

- Назовите окончания. Какие они? (безударные)

- Почему у существительных, стоящих в одном падеже, разные окончания? (2,1,3 скл.) Мы знаем правило. Вот оно на схеме.

- Расшифруйте опорную схему: (чтобы писать безуд окончание, надо определить скл, падеж или опорное слово))

  1. Определение темы и цели урока.

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

-Какие задачи поставим перед собой?

Повторить (изученные правила)

Закрепить (умения правописания окончаний )

Учиться (объяснять правила окончаний)

Оценивать (свою работу, знания)

 Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует выделенная орфограмма, формулирует некоторые задачи урока 

 Называют орфограмму в словах

Формулируют тему и задачи  урока: повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 4.Словарная работа

Работа с предложением

 


 

Знакомимся с главной достопримечательностью парка деревом «Познания»

Выполним задания по карточкам.

Из каждой строчки выбрать лишнее слово:

1.Добрый,облачная, ветреный, тарелка, тёплая.

2.Журчит, лагерь, звенит, бегут, греет.

3.Вперёд, назад, фамилия, близко, рядом

Прочитайте и запишите предложение: быть не в своей тарелк(е/и)

.По словарю фразеологизмов уточняем смысл данного предложения

Объясняют выбор буквы в окончании

 Организует подводящий диалог, по каким критериям выбрать лишнее слово

Организует подводящий диалог, что означает фразеологизм, какое окончание надо написать в выделенном слове

Записывают слова , обсуждают в паре, делают вывод, работают над словарными словами, проверяют по эталону.

Вспоминают всё, что знают о существительном

Вспоминают и проговаривают алгоритм проверки безударных окончаний имён сущ.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

5. Реализация построенного проекта .

(Мини-исследование)

 Проверка понимания способа действия.

 

Наконец, мы подошли к озеру Открытий, для этого поработаем с рубрикой «Давай подумаем» с.108.

 Организует подводящий диалог, от чего зависит окончание существительного

 Объясняют написания слов, делают выводы.
 (выбор буквы окончания зависит от склонения и падежа, в кот. стоит имя сущ.)

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Гимнастика для глаз.

Снятие усталости с глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз

6. Закрепление изученных способов действий.

Знакомство с рубрикой «Обрати внимание»

 

 Развитие умения правильно обозначать гласный звук (и) в окончаниях существительных.

Развитие умения правильно обозначать гласный звук (о) в окончаниях существительных

Выполнение упр. №1 с.109.
 

Давайте вспомним нашу главную задачу еще раз. И мы продолжаем работать над ней.(повторение правила стр. 109)

Выполнение упр. №2 с.109.
 Нам встретились трудные слова : круча и каланча.

- Что нам помогает узнать значение слова? (толковый словарь, показать)

- Прочитайте выписки из словаря.

Ребенок читает из словаря

КРУ́ЧА, -и, ж. Крутой спуск, обрыв. Упасть с кручи. Взобраться на кручу.

КАЛАНЧА́, -и, род. п. мн. ч. -ей, ж. Наблюдательная вышка над зданием пожарной части.

 Проводит инструктаж учащихся. Организует  обмен мнениями
 

Работа фронтально у доски

Распределяют слова на два столбика ,доказывая правильность выбора окончания

Работа в группах с последующей проверкой

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 7.Контроль и самооценка знаний и способов действия 

Закрепление знаний.

Тест

Тест с самопроверкой

- Меньше ли теперь испытываете трудностей в написании окончаний имён существительных единственного числа?

- На парте у каждого из вас лежит 2 теста. Они разноуровневые: 1 –более простой, 2 – тест по труднее. Вы по желанию выбираете одну из карточек, читаете тест и выполняете.

 Затем мы с вами проверим работы.

Проверка.

- У кого нет ни одной ошибки?  У кого 1-2 ошибки? У кого больше 2?

ошибок больше 4? Поднимите руки.

Демонстрирует задания
 

Выбирают правильный вариант

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки

8.Подведение итогов занятия 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 

 Итак, подведем итог нашего урока.

-Кто считает, что урок для него был полезен?

- А кому было трудно?

-Какие задачи вы перед собой ставили?

-Достигли ли вы их?

Обсуждает  с учащимися правильный вариант

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану полученные знания знания, делают предположения, высказывают свои впечатления от урока
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

9.Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Объяснение.

Упр.4 стр.110

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

10.Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

- Попробуйте оценить свою деятельность.

- На столах у вас есть изображение шляпы. Раскрасьте его в соответствии с требованиями.

-У меня все получилось и трудностей никаких не было - зеленый цвет.

-Я допустил несколько ошибок, но было все понятно - желтый цвет.

Не понимаю эту тему и допустил много ошибок - красный Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с карточками,

Оценка своей работы.

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроке русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Правописание безударных окончаний существительных". 4 класс.

Конспект   по теме "Правописание безударных окончаний существительных".Цель: Обобщение  и систематизация знаний....

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Конспект урока на тему::Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже в 4 классе...

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".

создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"...

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....