Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

НОВИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новикова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8»

Конспект урока.

Учебный предмет: Русский язык. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.

Тип урока: урок-закрепление (совершенствования и формирования УН и УУД) систематизация и обобщение знаний и умений.

Цель урока: создание условий для закрепления правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Ход урока:

Этап учебного занятия

Содержание деятельности учителя

1

Организационный

- Сегодня у нас необычный урок. Отгадайте загадку и подумайте – чем мы будем заниматься.

Загадка: «Я – периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное или еженедельное. Побывав у меня в гостях, хорошо познакомившись со мной, вы узнаете, обо всём на свете: что происходит не только в селе, но и в России, о животных, растениях, интересных людях»

2

Постановка цели и задач урока.

- Нам предстоит организовать очередной выпуск газеты «Грамотеи», посвящённый русскому языку.

- Готовя номер газеты, учтите, что газета – вещь серьезная; она должна быть не только содержательной, интересной, но и грамотно, красиво оформленной; все материалы к газете должны быть внимательно прочитаны, проверены корреспондентами и редактором.

- Выбор групп по направлениям (по 2 человека; расставить таблички):

Отдел писем

Отдел аналитиков

Отдел новостей

Отдел корректоров 

3

Актуализация знаний

В газете должны работать очень грамотные и интересные сотрудники, способные выполнить поставленные задачи.

Подумайте, напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

Тема : Школа.

1 вар.

В (1 скл. Ж.р. П.п.) около (2 скл. М.р. Р.п.);

у ( 1скл.ж.р. Р.п.) ( 3 скл. Р.п.);

на ( 2 скл. М.р. П.п.) по ( 1 скл. М.р. Д.п.)

2 вар.

По (1скл. Ж.р. Д.п.) на ( 2скл. М.р. П.п.);

на ( 2скл. Ср.р. В.п.) к ( 1скл. Ж.р. Д.п.);

на (1скл. Ж.р. П.п.) ( 3скл. Ж.р. Р.п.);

по (1скл. Ж.р. Д.п.) (1скл. Ж.р. Р.п.).

- Чтобы выполнить грамматическую задачу, что должны знать сотрудники?

- Значит, чему будет посвящён выпуск нашей газеты? (Безударным окончаниям имён существительных).

- В течение всего урока мы будем собирать материал для выпуска газеты «Грамотеи», посвящённый теме – Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.

4

Обобщение и систематизация знаний

1.Ребята, работающие в группах, получают задание. Выполняют самостоятельно.

(Работа в группах по 2-4 человека)

Отдел писем:

-На имя вашего отдела пришло письмо.

А) Прочитайте текст. Озаглавьте. Спишите.

Посм?трите на с?сну. Солнечн? дер?во! Ствол вел?чаво держит изумрудную крону, ух?дящую в син?? небо. Кажется, что в ств?лах запрятано со?нце. Даже в ненас?ный день излучают сосны т?пло и свет. См?ла, что выступает на дер??, прозрачн?на и з?л?тиста. Она похожа на кусочек янтаря.

Б) Определите склонение и падеж всех имён существительных.

В) Выделенные слова разберите по составу.

Отдел аналитиков:

Вспомните и расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания существительного?   

  • на площад?
  • в Сибир?
  • по лестниц?
  • вдоль тропинк?
  • в журнал?
  • до полк?
  • на террас?
  • в долин?
  • на лощад?
  • на лошадк?
  • в туман?

Составьте инструкцию для ученика, как нужно писать падежные окончания имен существительных. И использовав памятку, выполните задания: вставить окончания, определить падеж, склонение.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

Отдел корректоров:

- Нужно проверить работу, подготовленную к печати. Если найдете опечатки, исправьте их. У существительных ед.ч. определите падеж, склонение. Озаглавьте текст.

Ночью лес полон самых различьных звукав. То филин заухал, то, свистя крыльими, пронислась стая утак, а вот тониньким голосом не то заржал, не то заверещал заяц. Только ранней висной и можно услышать голос этого  ропкого, молчаливого зверька.

Отдел новостей:

-Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3 имён существительных). Тема: Родина. 

2.  Пока наши отделы занимаются своей работой, мы с вами будем собирать материал для нашего выпуска газеты.

  - Посмотрите внимательно на таблицу. Что позволит нам выполнить задание №1? (Умение верно определять безударное падежное окончание существительного)

Задание №1.

Слово

Часть речи

Род

Скл

Падеж

Окончание

На крыш?

На ветк?

На площад?

В театр?

В радост?

На спектакл?

по математик?

Задание №2

  • Составьте и запишите предложения по схемам. (Тема «Школьники»)
  • 1 вариант

Сказуемое, подлежащее, определение (Т.п., мн.ч.), дополнение.

  • 2 вариант (Тема: Чудеса России)

Подлежащее, сказуемое, определение (П.п., мн.ч.), дополнение, определение (Р.п., мн.ч.), дополнение.

Определение (П.п., мн.ч.), дополнение, обстоятельство места, сказуемое, подлежащее.

Обстоятельство места, сказуемое, определение (И.п., мн.ч.), подлежащее.

Задание №3

Игра «Реши грамматическую задачу»

  • Найдите для чисел 1, 2, 3, 3 буквы, которые в различных сочетаниях входят в существительные, обозначающие:
  • 1) 1,2,3,4 – рыбный продукт;
  • 2) 3,4,2 – речное животное;
  • 3) 4,3,2,4 – дугообразный свод;
  • 4) 1,3,4,2 – страна в Азии;
  • 5) 2,4,3,4 – наказание;
  • 6) 2,1,3,4 – женское имя;
  • 7) 1,2,4,3 – мифологический герой;

Назовите ответы. На какие группы можно разбить данные слова?

Физминутка (1 скл. –хлопаем, 2 скл. –топаем,)

5

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- Пришло время проверить работу отделов.

(Выступление групп. Остальные дети оценивают ответы ребят, вступая в дискуссию при необходимости)

Отдел писем

Отдел аналитиков

Отдел новостей

Отдел корректоров

6

Этап рефлексии

- Закончилась работа по выпуску нашей газеты. Пора подвести итог. (Вывешивается готовая газета.)

- Назовите алгоритм определения выбора безударного окончания имени существительного.

- Встаньте те, кому было легко.

- Поднимите руки те, кто затруднялся.

- В чём были трудности?

- Над чем нужно ещё поработать?

- Газета получилась интересная.  Спасибо всем за сотрудничество. 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Русский язык. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.

Тип урока: урок-закрепление (совершенствования и формирования УН и УУД) систематизация и обобщение знаний и умений.

Цель урока: создание условий для закрепления правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: 1,2,3 склонение, падежи, слова-помощники, алгоритм написания безударных падежных окончаний им. сущ.

Понимать: в каком случае использовать алгоритм.

Применять: указывать род, склонение им. сущ., выполнять упражнения с помощью алгоритма, обозначать орфограмму графически.

Анализ: анализ заданий и материала упражнений

Синтез: проговаривание алгоритма, выполнение практической работы.

Оценка: полученных знаний для дальнейшего изучения русского языка

Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

- извлекать информацию, представленную в разных формах.

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других задавать вопросы.

Личностные:

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Межпредметные связи: физическая культура (физминутка), окружающий мир (составление предложений, словосочетаний).

Основные понятия: имя существительное, безударное окончание, падежное окончание, склонение, слова-помощники.

Технологии: предметно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, ТРИЗ.

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник «Русский язык»; Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.; под ред. Иванова С.В.; раздаточный материал, презентации, ПК, мультимедийный проектор, доска, ТК урока.

Для учащихся: учебник «Русский язык»; Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.; под ред. Иванова С.В.; раздаточный материал, тетрадь в линейку, дневник, канцелярские принадлежности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 , 2, 3 склонения Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8», г. Ханты-Мансийск Новикова Наталья Владимировна

Слайд 2

Цель урока: создание условий для закрепления правописания безударных падежных окончаний имен существительных. План занятия 1 . Организационный этап. 2. Постановка цели и задач урока. 3. Актуализация знаний. 4. Обобщение и систематизация знаний. 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 6. Этап рефлексии.

Слайд 3

Я – периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное или еженедельное. Побывав у меня в гостях, хорошо познакомившись со мной, вы узнаете, обо всём на свете: что происходит не только в селе, но и в России, о животных, растениях, интересных людях.

Слайд 4

«Грамотеи» Отдел писем Отдел аналитиков Отдел новостей Отдел корректоров

Слайд 5

Подумайте, напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными. Тема : Школа. 1 вар. В (1 скл . Ж.р . П.п .) около (2 скл . М.р . Р.п .); у ( 1скл.ж.р. Р.п .) ( 3 скл . Р.п .); на ( 2 скл . М.р . П.п .) по ( 1 скл . М.р . Д.п .) 2 вар. По (1скл. Ж.р . Д.п .) на ( 2скл. М.р . П.п .); на ( 2скл. Ср.р . В.п .) к ( 1скл. Ж.р . Д.п .); на (1скл. Ж.р . П.п .) ( 3скл. Ж.р . Р.п .); по (1скл. Ж.р . Д.п .) (1скл. Ж.р . Р.п .).

Слайд 6

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 , 2, 3 склонения.

Слайд 7

- Посмотрите внимательно на таблицу. Что позволит нам выполнить задание? Задание №1. Слово Часть речи Род Скл . Падеж Окончание на крыш? на ветк ? на площад ? в театр? в радост ? на спектакл ? по математик?

Слайд 8

Задание №2 Составьте и запишите предложения по схемам. 1 вариант ( Тема: Школьники) Сказуемое, подлежащее, определение (Т.п., мн.ч .), дополнение. 2 вариант (Тема: Чудеса России) Подлежащее, сказуемое, определение ( П.п ., мн.ч .), дополнение, определение ( Р.п ., мн.ч .), дополнение. Определение ( П.п ., мн.ч .), дополнение, обстоятельство места, сказуемое, подлежащее. Обстоятельство места, сказуемое, определение ( И.п ., мн.ч .), подлежащее.

Слайд 9

Игра «Реши грамматическую задачу» Найдите для чисел 1, 2, 3, 3 буквы, которые в различных сочетаниях входят в существительные, обозначающие: 1) 1,2,3,4 – рыбный продукт; 2) 3,4,2 – речное животное; 3) 4,3,2,4 – дугообразный свод; 4) 1,3,4,2 – страна в Азии; 5) 2,4,3,4 – наказание; 6) 2,1,3,4 – женское имя; 7) 1,2,4,3 – мифологический герой; Назовите ответы. На какие группы можно разбить данные слова?

Слайд 10

Проверка Отдел писем Отдел аналитиков Отдел новостей Отдел корректоров

Слайд 11

Отдел писем: На имя вашего отдела пришло письмо. А) Прочитайте текст. Озаглавьте. Спишите. Посм?трите на с?сну . Солнечн ? дер?во ! Ствол вел?чаво держит изумрудную крону, ух?дящую в син ?? небо. Кажется, что в ств?лах запрятано со?нце . Даже в ненас?ный день излучают сосны т?пло и свет. См?ла , что выступает на дер??, прозрачн?на и з?л?тиста . Она похожа на кусочек янтаря. Б) Определите склонение и падеж всех имён существительных. В) Выделенные слова разберите по составу.

Слайд 12

Отдел аналитиков: Вспомните и расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания существительного ? Составьте инструкцию для ученика, как нужно писать падежные окончания имен существительных. И использовав памятку, выполните задания: вставить окончания, определить падеж, склонение . на площад ? в Сибир ? по лестниц? вдоль тропинк ? в журнал? до полк? на террас? в долин? на лощад ? на лошадк ? в туман?

Слайд 13

Отдел новостей: Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3 имён существительных). Тема : Родина.

Слайд 14

Отдел корректоров: Нужно проверить работу, подготовленную к печати. Если найдете опечатки, исправьте их. У существительных ед.ч . определите падеж, склонение. Озаглавьте текст. Ночью лес полон самых различьных звукав . То филин заухал, то, свистя крыльими , пронислась стая утак , а вот тониньким голосом не то заржал, не то заверещал заяц. Только ранней висной и можно услышать голос этого ропкого , молчаливого зверька.

Слайд 15

Подведём итоги Назовите алгоритм определения выбора безударного окончания имени существительного. Встаньте те, кому было легко. Поднимите руки те, кто затруднялся. В чём были трудности? Над чем нужно ещё поработать?

Слайд 16

Спасибо всем за сотрудничество.

Слайд 17

«Грамотеи» Подумайте, напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными. Тема : Школа. 1 вар. В (1 скл . Ж.р . П.п .) около (2 скл . М.р . Р.п .); у ( 1скл.ж.р. Р.п .) ( 3 скл . Р.п .); на ( 2 скл . М.р . П.п .) по ( 1 скл . М.р . Д.п .) 2 вар. По (1скл. Ж.р . Д.п .) на ( 2скл. М.р . П.п .); на ( 2скл. Ср.р . В.п .) к ( 1скл. Ж.р . Д.п .); на (1скл. Ж.р . П.п .) ( 3скл. Ж.р . Р.п .); по (1скл. Ж.р . Д.п .) (1скл. Ж.р . Р.п .). - Нужно проверить работу, подготовленную к печати. Если найдете опечатки, исправьте их. У существительных ед.ч . определите падеж, склонение. Озаглавьте текст. Ночью лес полон самых различьных звукав . То филин заухал, то, свистя крыльими , пронислась стая утак , а вот тониньким голосом не то заржал, не то заверещал заяц. Только ранней висной и можно услышать голос этого ропкого , молчаливого зверька. Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3 имён существительных). Тема: Родина. А) Прочитайте текст. Озаглавьте. Спишите. Посм?трите на с?сну . Солнечн ? дер?во ! Ствол вел?чаво держит изумрудную крону, ух?дящую в син ?? небо. Кажется, что в ств?лах запрятано со?нце . Даже в ненас?ный день излучают сосны т?пло и свет. См?ла , что выступает на дер??, прозрачн?на и з?л?тиста . Она похожа на кусочек янтаря. Б) Определите склонение и падеж всех имён существительных. В) Выделенные слова разберите по составу. Вспомните и расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания существительного? на площад ? в Сибир ? по лестниц? вдоль тропинк ? в журнал? до полк? на террас? в долин? на лощад ? на лошадк ? в туман? Составьте и запишите предложения по схемам 1 вариант ( Тема:Школьники ) Сказуемое, подлежащее, определение (Т.п., мн.ч .), дополнение. 2 вариант (Тема: Чудеса России) Подлежащее, сказуемое, определение ( П.п ., мн.ч .), дополнение, определение ( Р.п ., мн.ч .), дополнение. Определение ( П.п ., мн.ч .), дополнение, обстоятельство места, сказуемое, подлежащее. Обстоятельство места, сказуемое, определение ( И.п ., мн.ч .), подлежащее. Игра «Реши грамматическую задачу» Найдите для чисел 1, 2, 3, 3 буквы, которые в различных сочетаниях входят в существительные, обозначающие: 1) 1,2,3,4 – рыбный продукт; 2) 3,4,2 – речное животное; 3) 4,3,2,4 – дугообразный свод; 4) 1,3,4,2 – страна в Азии; 5) 2,4,3,4 – наказание; 6) 2,1,3,4 – женское имя; 7) 1,2,4,3 – мифологический герой; Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. и и и и Д.п. е П.п. е е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".

создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....

Технологическая карта урока Русского языка "Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель урока:формирование умения грамотно писать слова с орфограммой «безударные окончания имен существительных на -ий, -ие, -ия», умения видеть и слышать данную орфограмму в тексте и провер...