Урок русского языка. "Правописание безударных окончаний существительных". 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект по теме "Правописание безударных окончаний существительных".
Цель: Обобщение и систематизация знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа "Планета знаний"
Урок русского язык в 4 классе.
Тема : "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах."
Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Правописание безударных окончаний существительных"
Познавательные УУД: Структурирование знаний. выбор наиболее эффективных способов решения практических задач.
Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Контроль.
Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные умения: Умение безошибочно писать безударные окончаниях имён существительных, объяснять правописание данной орфограммы.
Ход урока.
I. Эмоциональный настрой.
Слайд 1 На экране зимний лес. Звучит музыка (Сергей Серафимович. Инструментальная импровизация. "Зимний лес")
II. Формулирование темы.
Слайд 2 Перед праздником зима
Для зеленой елк.
Платье белое сама
Сшила без иголк.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьиц. зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
Учитель: - Как хорошо в лесу! Зима навела порядок: одела деревья в тёплые шубки и шапки, травку укрыла пуховым одеялом.
- А вот у нас порядка нет. Что же мы должны сделать?
Дети: - Необходимо вставить пропущенные буквы окончания выделенных слов.
Учитель: - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?
Ученики: - Правописание безударных окончаний существительных.
Учитель: - Для чего мы будем работать по этой теме?
Ученики: - Нам надо отработать умение писать буквы е, и в безударных падежных окончаниях существительных.
- Надо обобщить знания по этой теме.
III. Повторение.
Учитель: - Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного?
Ученики: - Склонение существительных.
- Вопросы падежей.
-Алгоритм проверки безударных окончаний у существительных.
Учитель: - Когда надо проверять окончания существительных?
Ученики: - Когда окончание находится в безударной позиции, -е или -и, в Р.,Д.,П. падежах.
Слайд 3
Учитель: - ребята, вам предлагается заполнить таблицу.
(Дети самостоятельно заполняют таблицу)
Проверка. К SMART доске вызывается ученик для проверки. В листах самооценки дети ставят + или - за выполненное задание.
Падежи | Вопросы | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
Р.п. | ||||
Д.п. | ||||
П.п. |
Учитель: - Почему в таблице приведены не все падежи?
Ученики: -Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.
На доске слова:
ель сосна туя пихта
Учитель: - Прочитайте слова , что у них общего? (Существительные, обозначают названия хвойных растений.)
- Найдите лишнее слово.
Ученики: - Ель третьего склонения, оно лишнее, потому что все остальные слова второго склонения.
Учитель: - Назовите существительное 2-го склонения, которое обозначает хвойное дерево.
Ученики: - Кедр.
На доске: ель сосна туя пихта кедр
Учитель: - Одинаковые ли окончания будут у этих существительных в форме косвенных падежей единственного числа?
Ученики: - Нет, потому что у них разные склонения.
Учитель: - Просклоняйте существительные ( 1 ряд - ель, 2 ряд - туя. 3 ряд - кедр), проверьте окончания в Р, Д, П. падежах по таблицам, оцените свою работу.
Результаты выполнения отражаются в листах самооценки.
IV. Систематизация.
Учитель: - Проговорите алгоритм проверки правописания безударного окончания, которым вы пользовались.
На SMART доске составляется алгоритм.
1). Определить склонение существительного.
2). Определить падеж существительного.
3). Вспомнить окончание существительных в этом падеже этого склонения.
Учитель: - Всегда ли удобен этот способ?
Ученики: - В третьем склонении всегда пишется в окончании -И. Способ этот удобен.
А со 2-м и 3-им склонениями сложнее.
Учитель: - вспомните другой способ проверки безударных падежных окончаний существительных.
На SMART доске составляется алгоритм:
1). Определить склонение существительного.
2) . Подставить слово-помощник: 1 скл. - земля, 2 скл. -конь
3). Вставить окончание как у проверочного слова.
Учитель: - Какое проверочное слово у 3 склонения?
Ученики: - В 3 склонении пишем всегда -И.
Учитель: - Выполнить следующее задание проверяя окончания вторым способом.
Слайд № 4.5
Учитель: - Надо украсить ёлочку гирляндой из шариков.
Найдите задание №1. В нём даны слова с безударными окончаниями. Определяете букву, выполняя проверку вторым способом. Запишите её в шарике, начиная справа снизу, поднимаясь наверх по гирлянде. Посчитайте количество слов с окончанием -И. Запишите в звёздочке.
Задание №1 (Работа в парах.)
На книжк..., по тетрад...,к лисичк..., на макушк.... для библиотек..., к деревн..., на площад..., на ёлк..., на мороз..., из жизн...
Проверка. Один ученик восстанавливает гирлянду на SMART доске .
Дети отмечают результаты выполнения задания в листке самооценки.
Работа со словарём.
Дети записывают в тетрадь новое словарное слово ГИРЛЯНДА. Выделяют орфограмму. По словарям находят толкование слова.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
ГИРЛЯНДА, -ы, ж. Сплетенные в виде цепи цветы и зелень. Г. из роз.Гирлянды из фонариков (в иллюминации). II прил. гирляндный, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
ГИРЛЯНДА гирлянды, ж.(ит. guirlanda). Полоса, лента из связанных, сплетенных в виде цепи предметов, преимущ. цветов и зелени (книжн.). Гирлянда цветов. || Орнамент, узор такой формы (спец.). Фасад дома украшен лепными гирляндами. || перен. Окаймляющий ряд, вереница (поэт.). Дамы обступили его блестящей гирляндою. Гоголь.
Даётся характеристика слову как части речи. (Существительное, кто? одушевлённое, нарицательное, ж.р., ед. числа)
Задание №2.
Учитель: - Познакомьтесь с текстом (Читают про себя, затем вслух). К какому типу текста он относится? Повествование. Узнали ли вы что-то для себя новое?
Учитель: - Перечитайте текст и своими словами расскажите соседу о чём узнали. Чётко формулируйте предложения.
- Оцените работу соседа.
- Поменяйтесь ролями.
- Оцените свою работу. Как у вас получилось пересказать. Заполните оценочный лист.
Задание №3
Вставить пропущенные окончания. Объяснить правописание (разными способами).
Задание №4
Выписать в тетрадь предложение с описанием гирлянды.
ъ
Проверка. Подведение итогов:
Какие задания вызвали затруднение?
Усвоена ли тема?
Перечитайте ещё раз текст. О чём очень важном надо помнить, чтобы Новый год действительно был весёлым, беззаботным и безопасным?
Домашнее задание. Написать небольшое сочинение- рассуждение о необходимости соблюдать ППБ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Правописание сочетаний "чу-щу". 2 класс.
В презентации содержится материал к уроку во 2 классе по теме: " Правописание словосочетаний чу-щу"....
Урок русского языка "Правописание сочетаний ЧК - ЧН", 1 класс.
Цели: 1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить зв...
Открытый урок по русскому языку "Правописание личных безударных окончаний глагола"
Открытый урок по ФГОС...
Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова...
Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова...
конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс
Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...
урок русского языка "Правописание личных безударных окончаний глаголов"
Класс: 4 класс, начальные классы Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Тип урока: изучение нового материала. За...