Конспект урока по русскому языку по теме "Слова, близкие по значению"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку включает в себя все этапы урока с подробным описанием и интересными заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_slova_blizkie_po_znacheniyu_2_klass.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
- Поздоровайтесь с нашими гостями! Повернулись назад!
-Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной :
“ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”
Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!
(Говорим весело: Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)
Потянулись, ручками помахали солнышку!
Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными...
Не замерзли, детки?
(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)
–Потерли щечки, ручки, ушки!
Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!
(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)
- Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся карточки-билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.
- Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме. Запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний и задание на пробное учебное действие.
#1055;рочитайте отрывок из стихотворения:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были?
- У Лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
-Найдите омонимы (норка). Почему так решили? (норка - это домик, норка-животное. Слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички - грибы).
2. На доске буквы: у д т р
- Назовите буквы. Запишите.
- Попробуем составить слово:
- Какое слово получилось? (Труд)
- Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)
- Как проверить парную согласную? (правило)
- Какие пословицы о труде вы знаете?Подберите к слову «труд» слово, близкое по значению (работа)
3. Задание на пробное действие
-Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот?»
- Что сказала сорока?
(слайд 3)
умный – толковый
любезно-вежливо – это слова близкие по значению
IV. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
(слайд 4)
- Как называются такие слова? (синонимы). Что такое синонимы?
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)
-Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователей.
(слайд 5)
-Давайте поставим перед собой задачи, которые будем решать на уроке. (Учиться отличать слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов.)
V. Реализация построенного проекта.
#1048;гра «Кто больше»
-Подберите как можно больше слов близких по значению к слову идти.
#1059;пр.36 с.27
-Девочки прочитайте, слова Ани. Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)
-Где можно встретить слова: горница, светлица, каморка? (В сказках)
-Словарь даёт следующее толкование этих слов: светлица–светлая парадная комната в доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).
-Девочки, докажите, что Аня выполнила задание правильно.
-Мальчики, прав ли Ваня? (Да, так как все слова обозначают действие.)
-Какие слова мы чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)
-Что значит кликать? (громко звать).
#1042;ывод:
-Как называются такие слова? (синонимы).
-Вы, наверное, заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками значений. Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов.
Физкультминутка
Не боимся мы пороши –
Ловим снег (хлопок в ладоши)
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам! (показывают)
Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте)
По сугробам крутолобым.
Поднимаю выше ногу, (поднимают ноги выше)
Проложу себе дорогу!
Я мороза не боюсь, (показывают)
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос. (показывают)
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Игра «Найди пару»
(Учителем раздаются карточки со словами. Дети должны найти к своему слову, слово-синоним и встать парами у доски.)
Слова: воин, крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.
2. Игра «Доскажи словечко» (работа в парах на подбор синонимов)
1 группа
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ....(шофер - водитель)
2 группа
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям .... (друг – приятель)
3 группа
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост... (солдат – воин)
4 группа
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)
5 группа
Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)
6 группа
Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет ...(пилотом – лётчиком)
7 группа
Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается…(кругом, вокруг)
8 группа
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно … (простудиться, заболеть)
- Творческая работа «Какое время года за окном?»
-Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенности своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу.
-Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова - синонимы, данные в скобках.
Зимний лес.
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
VII. Самостоятельная работа
Запишите слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика. (
Цветок наряд
Платье добрый
Ласковый рыдать
Плакать смелый
Храбрый растение
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Какие слова называются синонимами?
- Какую роль они играют в речи?
- Чему учились сегодня на уроке?
IX. Рефлексия
А теперь я предлагаю проанализировать свою работу каждому ученику при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”
- Голубой – если вам всё удалось на уроке.
- Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибался
- Красный – если вам было трудно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....
конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"
Цели: 1. Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2. Познакомить с понятием синоним и антоним.3....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."
Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....
Конспект урока по русскому языку "Слова, близкие по значению" 2 класс
Разработка урока соответствует требованиям ФГОС...
Конспект урока по русскому языку Слова близкие по значению
Разработка урока для 2 класса, соответствует требованиям ФГОС...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Лексическое значение имени прилагательного.
Тема: Лексическое значение имени прилагательного....