Конспект урока по русскому языку на тему "Близкие и противоположные по значению имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 9.04.2019

Школа: 75

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 5

ФИО учителя: Никитина С. Ю.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Имена прилагательные близкие и противоположные по значению»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать что такое имя прилагательное;
  • Уметь определять его в тексте;
  • Уметь подбирать к существительным прилагательные близкие и противоположные по смыслу.

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  • создавать условия для развития общеучебных умений и навыков.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2 класс 2 часть, стр.90 - 91, игрушка,

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

2 мин

- Садитесь. Открывайте рабочие тетради, записываем число. Сегодня 9 апреля, В классе.

Записывают число

2. Актуализация знаний

Метод орфографический самоконтроль

 5 мин

- На следующей строчке записываем «Словарь:». Я диктую вам слова, а вы их записываете в строчку, и подчеркивайте места, где можно сделать ошибку. Будьте внимательны!

(Здравствуй, извини, синонимы, алфавит, до свидания, подлежащее, антонимы, сказуемое)

- Время истекло. Проверяем! Обменяйтесь работами с соседом по парте, возьмите карандаш и исправьте ошибки, сверяясь со слайдом.

- Замечательно! Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1-2 ошибки ставите «4», у кого 3-4 ошибки ставят «3», у кого больше 4 ставят «2».

Словарная работа

Здравствуй, извини, синонимы, алфавит, до свидания, подлежащее, антонимы, сказуемое

Взаимопроверка

Р.: анализ, синтез

Р.: саморегуляция

П.: применение полученных знаний на практике

Р.: взаимопроверка, оценка

3. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации

Упражнение на сравнение и обобщение

3 мин

- Ребята, какую большую тему мы изучаем?

- Что такое имя прилагательное?

- Хорошо. Посмотрите на эти словосочетания. Из каких частей речи оно состоит? (Солнечный день, пасмурный день)

- В каком числе стоит имя прилагательное?

- Как вы это узнали?

- И что вам дает вопрос?

- Совершенно верно. Эти словосочетания, какие?

- Верно. А как называются слова с противоположным значением?

- А близкие?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на урок?

- Имя прилагательное.

- Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое?

- Из прилагательного и существительного.

- В единственном.

- Задали вопрос. День (какой?) солнечный \ пасмурный

- Прилагательное в единственном числе отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?, а во множественном - какие?

- Противоположные по значению.

- антонимы

- Синонимы

- Прилагательные близкие и противоположные по значению.

- Мы научимся определять близкие и противоположные по значению прилагательные и будем употреблять их в речи.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

П.: применение полученных знаний на практике

К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: Целеполагание

4. Открытие нового знания

Практический метод

Дидактическая игра

Динамическая пауза

10 мин

1 мин

- Откройте страницу 90, упражнение 155. Прочитайте задание про себя. Кто готов руку на локоток.

- Что вам надо сделать?

- Верно. Так же вам надо вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Работаем по цепочке, начиная с третьего ряда. Пишем и комментируем.

- Так, хорошо. Под упражнением есть еще одно задание. Прочитайте его.

- Хорошо. Находим сначала прилагательные. Работаем дальше по цепочке.

- Как вы думаете, почему эти слова употреблены в одном предложении?

- Совершенно верно. Сейчас я предлагаю встать и немного поиграть. Я кидаю вам мяч и называю прилагательное, а вы мне называете противоположное по смыслу и возвращаете мяч. Кому не понятно задание?

- Хорошо!

Холодный – теплый

Мягкий – твердый

Хрупкий – прочный

Темный – светлый

Грязный чистый

Легкий – тяжелый

Грустный – веселый

Пасмурный – солнечный

Кислый – сладкий

Добрый - злой

- Хорошо, а теперь слова близкие по значению.

Ласковый – нежный (кот)

Сладкий – вкусный

Кривой - косой

Смелый - храбрый

Злой - агрессивный

Холодный – морозный

Хитрый – лукавый

Древний – старый

Скрытый – спрятанный

Знойный – жаркий

Читают задание

- Списать и вставить прилагательное подходящее по смыслу.

Упр. 155.

Муравей маленький, а слон большой. Дорога широкая, а тропинка узкая. Перец горький, а сахар сладкий.

- Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу прилагательные. Как вы думаете, с какой целью они употреблены.

- маленький – большой, широкая – узкая, горький – сладкий.

- Таким образом, видна резкая и четкая разница, контраст.

Слушают правила игры

Играют

Холодный – теплый

Мягкий – твердый

Хрупкий – прочный

Темный – светлый

Грязный чистый

Легкий – тяжелый

Грустный – веселый

Пасмурный – солнечный

Кислый – сладкий

Добрый - злой

Ласковый – нежный (кот)

Сладкий – вкусный

Кривой - косой

Смелый - храбрый

Злой - агрессивный

Холодный – морозный

Хитрый – лукавый

Древний – старый

Скрытый – спрятанный

Знойный – жаркий

П.: поиск и выделение необходимой информации

К

Р.: анализ, синтез

.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: применение знаний на практике

5. Первичное закрепление

Включение практических упражнений

 8 мин

- Смотрим на упражнение 156. Вам надо придумать первую сравнительную часть. Прочитайте образец.

- Кому не понятно задание?

- Работаем самостоятельно, потом будем проверять. У вас на выполнение 5 минут.

- Молодцы! У всех такие разные получились варианты. Это очень хорошо.  

 

- (Какой?) Кислый как, клюква

Упр. 156.

(Какой?) хитрый, как лиса

(Какой?) яркий, как солнышко

(Какой?) колючий, как ежик

(Какой?) трусливый, как заяц

(Какой?) кислый, как апельсин

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

П.: применение знаний на практике

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

6 мин

- Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно делаете карточку. На задание вам 5 минут.

- Время кончилось, обменяйтесь карточкой с соседом сзади. Возьмите карандаш и исправьте ошибки, если это нужно. Я зачитываю ответы, будьте внимательны!

- У кого 1 ошибка – «5», 2-3- «4», 3-4 «3», если более, то «2». Сдайте работы с последних парт на первые.

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

Р.: взаимопроверка, оценка

7. Включение в систему знаний

Практический метод

Упражнения,

Анализ предложения

 4 мин

- Запишите в тетрадь предложение.

Алиса шла по красивому ромашковому полю.

- Один человек на доску. Вам надо подчеркнуть главные члены предложения и выделить прилагательные. Определить у прилагательного число подобрать прилагательные близкие по значению. Кто работает у доски - комментирует.  

- А какие вы подобрали синонимы?

Самостоятельно выполняют задание

Алиса шла по красивому ромашковому полю.

Красивому и ромашковому полю  - ед. ч.

Алиса шла по прекрасному цветочному полю.

Лог.: анализ

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

П.: применение полученных знаний на практике

8. Рефлексия деятельности

1 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили?

- Какие цели мы ставили на урок?

- Достигли ли мы цели?

- Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.

- Урок окончен.

- Прилагательные близкие и противоположные по значению

- научиться употреблять в речи прилагательные с близким и противоположным значением.

- Да.

Л.: смыслообразование

Р.: оценка



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа «Прилагательные близкие и противоположные по значению»

1.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» 

Слово

Синоним

Антоним

знойный

 

 

быстрый

 

 

скрытный

 

 

древний

 

 

тяжёлый

 

 

веселый

 

2. Поставьте знак «+»возле того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - возле того предложения, в котором высказывание неверно. 

1) Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.

  1. 2) Синонимы - это слова с противоположным значением.
  2. 3) К слову можно подобрать только один синоним.

3. Определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Поставьте знак «+» рядом с синонимичным рядом.

  1. Смелый, храбрый, мужественный.
  2. Добрый, жадный, щедрый.
  3. Вечный, бессмертный, временный.
  4. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

4. Подберите антонимы к многозначным словам.

Полный мужчина

Полный стакан

Мягкий хлеб

Мягкий шаг

Тонкий лёд

Тонкая работа

Мелкий дождь

 Мелкий ручей

Пустой

 Худой

Тяжёлый

Чёрствый

Грубый

Толстый

Глубокий

Частый

Самостоятельная работа «Прилагательные близкие и противоположные по значению»

1.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» 

Слово

Синоним

Антоним

знойный

 

 

быстрый

 

 

скрытный

 

 

древний

 

 

тяжёлый

 

 

веселый

 

2. Поставьте знак «+»возле того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - возле того предложения, в котором высказывание неверно. 

1) Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.

  1. 2) Синонимы - это слова с противоположным значением.
  2. 3) К слову можно подобрать только один синоним.

3. Определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Поставьте знак «+» рядом с синонимичным рядом.

  1. Смелый, храбрый, мужественный.
  2. Добрый, жадный, щедрый.
  3. Вечный, бессмертный, временный.
  4. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

4. Подберите антонимы к многозначным словам.

Полный мужчина

Полный стакан

Мягкий хлеб

Мягкий шаг

Тонкий лёд

Тонкая работа

Мелкий дождь

 Мелкий ручей

Пустой

 Худой

Тяжёлый

Чёрствый

Грубый

Толстый

Глубокий

Частый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и его значение"

Конспект урока по русскому языку "Слово и его значение". 3 класс. УМК "Перспектива"....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Собственные имена существительные" (УМК "Перспектива")

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Собственные имена существительные"...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...