Конспект открытого урока по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс. Тема: «Состав слова (обобщение)».
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Сексяева Наталья Юрьевна

Конспект открытого урока  по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс. Тема: «Состав слова (обобщение)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2023-2024_uch.god_.docx19.65 КБ
Файл otkrytyy_urok_2023-2024_uch.god_.pptx166.46 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России», русский язык 2 класс.

Тема: Состав слова (обобщение).

Цель  урока: систематизировать полученные знания по теме «Состав слова»
Задачи  урока:

предметные
-формировать у учащихся умения разбирать слова по составу;
-углублять представления о значении частей слова;
-обогащать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;

метапредметные
-способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Планируемые  результаты: 

  • Личностные результаты учащихся:

осознавать смысл образования родственных слов и уметь образовывать их при помощи приставок и суффиксов;

понимать отличие родственных слов от формы слова;

развивать  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.

  • Метапредметные результаты:
  • Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.

  • Познавательные:

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;

самостоятельное создание алгоритма образования родственных слов;

  • Коммуникативные:

внимательно слушать друг друга;

уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Предметные результаты:

воспроизведение своими словами правила; выполнение действий по алгоритму;

знать образование родственных слов и формы слова;

уметь правильно их образовывать.

Ход урока.

I.  Оргмомент. Психологический настрой.

- Всем, всем добрый день. Мы рады приветствовать в нашем классе гостей. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их кивком головы и улыбкой. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Не будем терять время зря, нам урок начать пора. Определите тему урока по следующему стихотворению:

Получили мы о слове

Много разных новостей.

И узнали мы, что слово

Собирают из частей.

Уголок, квадратик, скобки, вот и радуга-дуга.

Разберёмся в знаках этих, и получатся слова.

II. Целеполагание.

- Ребята, мы впервые говорим о составе слова?

- Мы узнали,  из каких частей состоит слово?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Правильно ребята, сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о частях слова.  Закрепим умение находить части слова.

Запись числа.

- Какие словарные слова спрятались в записи числа?

III. Актуализация пройденного материала.

  1. Устный опрос.

– Из каких частей состоит слово?

  1. Работа по группам.

4 группы получают конверты с пазлами.

- Ребята вам нужно собрать пазл по каждой части слова.

  1. Составление алгоритма разбора по составу.

- Какой разбор мы научились выполнять?  Давайте вспомним алгоритм выполнения разбора слова по составу.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Выполнение разбора слова по составу. (Один ученик работает у доски).

дочка, мамочка, бабушка,  сынок, прадедушка, папуля,  внученька

- Что общего у этих слов? (смысл, они называют родственников)

- Как можно назвать одним словом? (семья)

  1. Развитие речи. Работа над деформированным предложением.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

- Как вы понимаете эту пословицу?

 ( Данная пословица выражает идею о том, что так же, как корни являются основой и опорой для дерева, семья является опорой для человека. Как дерево не может выжить без корней, так и человек не может выжить без семьи, которая даёт ему поддержку и защиту.)

- Вернёмся к словам, которые мы разбирали по составу. С точки зрения русского языка эти слова будут родственными? Почему?

- Какие слова мы называем родственными? Как они называются по-другому?

- Какими частями слова могут различаться родственные слова?

- А если слова различаются только окончанием, они будут родственными?

  1. Распределительное списывание.

Распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите пары однокоренных слов, выделите у них корень.  Во второй столбик запишите пары форм одного слова, выделите у них окончание.

моря – моряк, река – реки, бант – банты, лес – лесник, сад – садик, торт - торты

V. Итог урока

  1. Игра «да» «нет». (да – ставим +, нет – ставим -)
  • Корень – это общая часть родственных слов
  • Чтобы найти окончание надо изменить  слово
  • Основа – это всё слово без окончания
  • Приставка стоит после корня
  • В слове пальто нет окончания
  • Суффикс стоит перед  корнем
  • Слова:  лист, листочек, лиственный – однокоренные (родственные)
  • Приставки и суффиксы служат для образования новых слов
  • Слова: земля, у земли,  о земле – это формы одного и того же слова
  • Корень слова ПОКРАСКА – покрас

Самопроверка по образцу

VI. Домашнее  задание.

- Части слова называются – морфемы. Разбор – морфемный. Сегодня на дом вы получаете бумажную игровую приставку с морфемными приключениями. Выполнив все задания,  вы ещё раз повторите всё, что мы узнали о составе слова. Завтра на уроке мы выполним контрольную работу по этой теме.

VII.  Рефлексия.

- Покажите условным знаком :

Всё понятно!

Надо ещё поработать!

Ничего непонятно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнение 3 Распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите пары однокоренных слов, выделите у них корень. Во второй столбик запишите пары форм одного слова, выделите у них окончание. моря – моряк, река – реки, бант – банты, лес – лесник, сад – садик, торт - торты

Слайд 2

Упражнение 3 моря – моряк лес – лесник сад – садик река – реки бант – банты торт - торты

Слайд 3

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) Корень – это общая часть родственных слов

Слайд 4

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 2. Чтобы найти окончание надо изменить слово

Слайд 5

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 3 . Основа – это всё слово без окончания

Слайд 6

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 4 . Приставка стоит после корня

Слайд 7

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 5 . В слове пальто нет окончания

Слайд 8

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 6 . Суффикс стоит перед корнем

Слайд 9

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 7. Слова: лист, листочек, лиственный – однокоренные (родственные)

Слайд 10

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 8 . Приставки и суффиксы служат для образования новых слов

Слайд 11

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 9 . Слова: земля , у земли, о земле – это формы одного и того же слова

Слайд 12

Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 10. Корень слова ПОКРАСКА

Слайд 13

Самопроверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)

Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова"

В данном материале представлен конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова" (продолжение)

Данный конспект содержит материал по отработке алгоритма разбора слова по составу....

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс

Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...