Конспект открытого урока по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс. Тема: «Состав слова (обобщение)».
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс. Тема: «Состав слова (обобщение)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2023-2024_uch.god_.docx | 19.65 КБ |
otkrytyy_urok_2023-2024_uch.god_.pptx | 166.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России», русский язык 2 класс.
Тема: Состав слова (обобщение).
Цель урока: систематизировать полученные знания по теме «Состав слова»
Задачи урока:
предметные
-формировать у учащихся умения разбирать слова по составу;
-углублять представления о значении частей слова;
-обогащать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
метапредметные
-способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
Планируемые результаты:
- Личностные результаты учащихся:
осознавать смысл образования родственных слов и уметь образовывать их при помощи приставок и суффиксов;
понимать отличие родственных слов от формы слова;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.
- Метапредметные результаты:
- Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
- Познавательные:
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;
самостоятельное создание алгоритма образования родственных слов;
- Коммуникативные:
внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Предметные результаты:
воспроизведение своими словами правила; выполнение действий по алгоритму;
знать образование родственных слов и формы слова;
уметь правильно их образовывать.
Ход урока.
I. Оргмомент. Психологический настрой.
- Всем, всем добрый день. Мы рады приветствовать в нашем классе гостей. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их кивком головы и улыбкой. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Не будем терять время зря, нам урок начать пора. Определите тему урока по следующему стихотворению:
Получили мы о слове
Много разных новостей.
И узнали мы, что слово
Собирают из частей.
Уголок, квадратик, скобки, вот и радуга-дуга.
Разберёмся в знаках этих, и получатся слова.
II. Целеполагание.
- Ребята, мы впервые говорим о составе слова?
- Мы узнали, из каких частей состоит слово?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Правильно ребята, сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о частях слова. Закрепим умение находить части слова.
Запись числа.
- Какие словарные слова спрятались в записи числа?
III. Актуализация пройденного материала.
- Устный опрос.
– Из каких частей состоит слово?
- Работа по группам.
4 группы получают конверты с пазлами.
- Ребята вам нужно собрать пазл по каждой части слова.
- Составление алгоритма разбора по составу.
- Какой разбор мы научились выполнять? Давайте вспомним алгоритм выполнения разбора слова по составу.
IV. Закрепление изученного материала.
- Выполнение разбора слова по составу. (Один ученик работает у доски).
дочка, мамочка, бабушка, сынок, прадедушка, папуля, внученька
- Что общего у этих слов? (смысл, они называют родственников)
- Как можно назвать одним словом? (семья)
- Развитие речи. Работа над деформированным предложением.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Как вы понимаете эту пословицу?
( Данная пословица выражает идею о том, что так же, как корни являются основой и опорой для дерева, семья является опорой для человека. Как дерево не может выжить без корней, так и человек не может выжить без семьи, которая даёт ему поддержку и защиту.)
- Вернёмся к словам, которые мы разбирали по составу. С точки зрения русского языка эти слова будут родственными? Почему?
- Какие слова мы называем родственными? Как они называются по-другому?
- Какими частями слова могут различаться родственные слова?
- А если слова различаются только окончанием, они будут родственными?
- Распределительное списывание.
Распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите пары однокоренных слов, выделите у них корень. Во второй столбик запишите пары форм одного слова, выделите у них окончание.
моря – моряк, река – реки, бант – банты, лес – лесник, сад – садик, торт - торты
V. Итог урока
- Игра «да» «нет». (да – ставим +, нет – ставим -)
- Корень – это общая часть родственных слов
- Чтобы найти окончание надо изменить слово
- Основа – это всё слово без окончания
- Приставка стоит после корня
- В слове пальто нет окончания
- Суффикс стоит перед корнем
- Слова: лист, листочек, лиственный – однокоренные (родственные)
- Приставки и суффиксы служат для образования новых слов
- Слова: земля, у земли, о земле – это формы одного и того же слова
- Корень слова ПОКРАСКА – покрас
Самопроверка по образцу
VI. Домашнее задание.
- Части слова называются – морфемы. Разбор – морфемный. Сегодня на дом вы получаете бумажную игровую приставку с морфемными приключениями. Выполнив все задания, вы ещё раз повторите всё, что мы узнали о составе слова. Завтра на уроке мы выполним контрольную работу по этой теме.
VII. Рефлексия.
- Покажите условным знаком :
Всё понятно!
Надо ещё поработать!
Ничего непонятно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение 3 моря – моряк лес – лесник сад – садик река – реки бант – банты торт - торты
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) Корень – это общая часть родственных слов
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 2. Чтобы найти окончание надо изменить слово
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 3 . Основа – это всё слово без окончания
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 4 . Приставка стоит после корня
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 5 . В слове пальто нет окончания
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 6 . Суффикс стоит перед корнем
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 7. Слова: лист, листочек, лиственный – однокоренные (родственные)
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 8 . Приставки и суффиксы служат для образования новых слов
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 9 . Слова: земля , у земли, о земле – это формы одного и того же слова
Игра «да» «нет » (да – ставим +, нет – ставим -) 10. Корень слова ПОКРАСКА
Самопроверка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)
Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова"
В данном материале представлен конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса....
Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова" (продолжение)
Данный конспект содержит материал по отработке алгоритма разбора слова по составу....
Урок русского языка в 3 классе по программе « Школа России» На тему: « Состав слова. Обобщение».
Цель: Обобщить полученные знания о составе слова....
Конспект урока по русскому языку УМК «Школа 2100» по теме "Обобщение и систематизация о частях слова" (3 класс)
Обобщение и систематизация о частях слова....
Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...
Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс
Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...