Конспект урока по русскому языку УМК «Школа 2100» по теме "Обобщение и систематизация о частях слова" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Обобщение и систематизация о частях слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку в 3 классе УМК «Школа 2100»
Учитель: Решетникова Т. А., МАОУ гимназия № 49 города Тюмени
Характеристики урока
Образовательная программа: «Школа 2100»
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний о частях слова.
Цель: Создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
- развитие внимания, речи, наблюдательности;
- воспитание интереса к процессу познания.
Для выполнения данной цели урока были поставлены следующие задачи:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении); упражняться в составлении слов по схемам; подготовить обучающихся к изучению темы "Разбор слова по составу";
- Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь.
-Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
-Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Используемые учебники и учебные пособия: Р.Н.Бунеев, Е. В. Бунеева, ОВ. Пронина.
Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х ч. Часть I.
Методы
• Иллюстративный (с использованием мультимедиа).
• Проблемный диалог.
• Самоконтроль с поощрением.
Используемое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный).
Личностные результаты:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности | Слайд № 1 -Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Я приветствую вас на уроке русского языка. -Думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как образуются слова? Какое имеют лексическое значение? На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением. А чем еще мы будем заниматься на уроке, вы, чуть позже, скажете сами. | Личностные УУД: Формируем умение проявлять активность, положительную мотивацию и познавательный интерес к учению |
ВЫВОД: - Почему нужно доискиваться до ответов на эти вопросы?
(Если мы познакомились со словом поближе, узнали его значение, растолковали, мы уже никогда не употребим его некстати, не допустим ошибки при написании этого слова).
ВЫВОД: – Что мы сейчас делали? Какие умения формировали? (Умение работать с информацией, определяли тему и задачи урока)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Локализация затруднений. Планирование деятельности. |
-Запишите слова, опираясь на слова-ассоциации. -А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро и грамотно разбирать слова по составу? -Составим алгоритм разбора слова по составу. Слайд № 9 -Определим место орфограммы в наших словах. Проверка: В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа. По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА. 2. Работа в группах. Работа с таблицами. Слайд № 10 Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Проверка. Слайд № 11 - Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение? Запишите в тетрадь предложение | Нам поможет алгоритм разбора слова по составу: -Измени слово и выдели окончание. -Отдели окончание от основы и выдели основу. -Подбери однокоренные слова и выдели корень. -Найди и обозначь приставку и суффикс. Составление алгоритма на доске: 1 произнеси слово 2. 3 4. 5. 6. 7. проверка Работа в тетрадях. Ученики разбирают по составу слова комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм, фиксируют в какой части слова находится орфограмма. Ученики знакомятся с содержанием таблицы (Ответы детей)
Изменить окончание у слова МУДРОСТЬ. Пословица научит мудрости. | Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с тренажером. 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ВЫВОД: Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно, отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово. Окончание слова изменяет форму слова. Изменили у слова окончание и получили предложение.
«Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
4. Построение проекта выхода из затруднений. |
- Мудрость вековая не только в книгах старинных до нас сохранилась. Донесли ее до нас пословицы с поговорками. - Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой: (запись на доске) Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ •, тяжело в учении - легко в ¬ ͡ •. Это высказывание принадлежит известному человеку, полководцу Александру Суворову. О подвиге, которого нам предстоит узнать на уроках истории. - Как вы понимаете значение этого высказывания? Дополнения: - Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”. - Запишите пословицу, разберите по составу слова: Проверка Слайд № 12 - Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание:
Блиц – опрос по карточкам «Да и Нет» - Покажите карточкой правильный ответ. Зеленый цвет- ДА Красный цвет – НЕТ 1.а) Корень – главная значимая часть слова. б) Корень – это главная, но не значимая часть слова. 2. а) Приставка служит для связи слов в предложении. б) Приставка служит для образования новых слов. 3. а) Суффикс служит для образования новых слов. б) Суффикс служит для связи слов в предложении. 4. а) Окончание служит для связи слов в предложении. б) Окончание служит для образования новых слов. 5. Основа – это а) Опорная часть предмета. б) Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. | - В пословице говориться о походе. Ответы детей. Дети карточкой показывают ответы нужным цветом. А) Б) А) А) А) и Б)
| Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом по окружающему миру; 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ВЫВОД: Что помогло правильно составить пословицу? (Мы подбирали слова, к схемам вникая в суть предложения, так как слова в предложении связаны по смыслу.)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Включение в систему знаний и повторение | - Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
- Проверьте правильность расположения ответов по таблице. Слайд № 13 - Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд № 14) | Ученики в группах знакомятся с содержанием теста, отмечают правильный ответ. - Получилось слово СОСТАВ - Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое. | Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию, представленную в виде схемы. Регулятивные УУД: 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 5. Формируем умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. 6. Формируем умение осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе |
ВЫВОД: - О каком составе мы говорили? – (Мы говорили о составе слова).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) | -А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? -А кто самостоятельно может разбирать слова по составу? -Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания? Рефлексия (Слайд № 15) - Сегодня на уроке
-Ребята, я хочу предложить для домашней работы: составить и записать сказку или рассказ о том, как образовалось слово, слово подбираете сами. | -Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без. Ответы детей ВЫВОД: -Состав слова может объяснить образование слов. -Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю. | Личностные УУД: Формируем умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Регулятивные УУД: 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку УМК "Школа 2100" " Разбор местоимения как часть речи"
Урок по русскому языку в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи
Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Единственное и множественное число глаголов, 2 класс
Цели деятельности учителя: актуализация знаний о глаголе, как части речи; формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определённом числе.Плани...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс
Цели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания частицы не с глаголами; формирование умения раздельно писать частиц...
конспект урока по русскому языку по программе ПНШ по теме "Характеристика предложения и разбор слов , как части речи."
На уроке используются групповые методы работы,взаимопроверка, фронтальный опрос. Используется дополнительный материал помимо материала учебника....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"
Урок ориентирован на учеников 4 класса. Материал направлен на закрепление основных правил приставки, корня, суффикса и окончания.Все задания проводятся в игровой форме, в результате работы учащиеся см...