Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Баазан Людмила Сонай-ооловна

Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.docx247.61 КБ
Файл russ.docx247.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку, 3 класс, «Изменение имен прилагательных по падежам»

Технологическая карта по русскому языку

Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Форма проведения урока: урок - беседа

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная

Средства обучениякомпьютер, мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс, часть 2» В.П. Канакина, тетрадь, карандаши.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии; ИКТ; проблемный диалог, дифференцированное обучение и технология развития критического мышления.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о падеже имен прилагательных

Задачи урока:

·         Образовательные: учить задавать падежные вопросы, уметь ставить вопрос от существительного к прилагательному.

·         Развивающие: развивать навыки правописания, мыслить, отстаивать свою точку зрения; формировать навыки связной культурной речи; развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор.

·         Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, принятие родного языка как неотъемлемой части русской культуры воспитывать любовь к родине, к стране; ощущение её могущества, богатства.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

·        определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

·        изменять имена прилагательные по падежам.

Метапредметные:

·        понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя.

·        планировать действия, находить информацию для ответа на вопрос, делать выводы.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку.

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Задание,

деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 

Здравствуйте, садитесь.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

 

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

Личностные: формировать положительное отношение к урокам русского языка;

Коммуникативные: проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству.

Актуализация знаний

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Давайте вспомним, что мы помним об имени прилагательном. Для этого воспользуемся денотатным графом.

Давайте проверим.

На экране представлено стихотворение. Давайте прочитаем его.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа.

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем

“Не хочу” - парашютист, головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова,

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом.

Обратите внимание на выделенные слова.  

Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число)

А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к. употреблены в разных падежах).

Давайте повторим падежи и вопросы (опрос учеников)

А теперь уточните тему урока!

«Изменение имен прилагательных по падежам»

Какова цель урока? (ответы детей)

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Знают определение имени прилагательного. Знают вопросы на которые отвечают прилагательные.

Знают как подчеркиваются имена прилагательные.

Знают с какой частью речи связаны имена прилагательные.

Знают падежи и падежные вопросы.

Регулятивные: уметь определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения, уметь предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников.

Познавательные: выявляют признаки имён прилагательных, классифицируют имена прилагательные по родам, числам;  анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

Открытие нового знания

Запишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания и выделите их.

Красив… цветок (2 скл, И.п; м.р, ед. ч.), с интересн… книгой (1 скл, Т.п.; ж.р., ед.ч.), в дальн… путь (2 скл, В.п.; м.р., ед.ч.), гусин… пух (2 скл, И.п.; м.р, ед.ч.), ярк… солнце (2 скл, И.п.; ср.р, ед.ч.).

Определите склонение и падеж имен существительных. (один человек у доски, проговаривая; остальные на месте). Определите род и число имен прилагательных.

-Определите падеж имен прилагательных.

-Как мы будем это делать?

Для этого мы обратимся к учебнику на страницы 82 -83 и прочитаем правила.

Как же определяется падеж имени прилагательного? (по падежу имени существительного)

На странице 82 внимательно рассмотрим таблицу.

По каким вопросам изменяются имена прилагательные мужского, среднего и женского рода?

Какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам?

Давайте вернемся к нашему заданию и определим падеж прилагательных.

На слайде представлено словосочетание: глубокое озеро. Давайте просклоняем имя прилагательное вместе с именем существительным. При склонении можете использовать таблицу на странице 82.

И.п. – что ? – озеро (какое?) – глубокОЕ;

Р.п. – чего? Озера (какого?) глубокОГО;

Д.п. – чему? Озеру (какому?) глубокОМУ;

В.п. – что? Озеро (какое?) глкбокОЕ;

Т.п. – чем? Озером (каким?) глубокИМ;

П.п. – о чем? Об озере (каком?) глубокОМ.

По такому же принципу выполним задание 144.

Сейчас мы выполним упражнение 145.

Для начала прочитаем его.

(один ученик выполняет упражнение возле доски, все остальные в тетради).

В этом упражнении нам нужно определить падеж имени существительного. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательного.

Обратите внимание на образец выполнения упражнения.

(у синего моря – Р.п., по синему морю – Д.п., синее море – В.п., над синим морем – Т.п. , в синем море – П.п.)

Прочитаем правило на странице 85.

Выполним задание 148.

Участвуют в беседе. Выполняют задания. Работают с учебником. Читают правила.

Умение определять падеж, род, число, склонение у имен существительных.

Знают как определять падеж у имени прилагательного.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; способность сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свои действия.

Познавательные: выбор способов решения задач в зависимости от конкретных заданий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; уметь выделять существенную информацию, делать выводы, умозаключения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

 

 

Закрепление пройденного материала

Прочитайте упражнение 146. Запишите данные пословицы в тетрадь. Укажите падеж имен прилагательных. Выполняем самостоятельно.

Те кто быстро справится с заданием, прочитайте еще раз пословицы, попробуйте расшифровать смысл данной пословицы.

Кто готов, можете поднять руку.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Умение склонять имена прилагательные (по падежам).

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: самостоятельное выполнение деятельности; оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Рефлексия

Подведем итог.

-Что сегодня узнали?

-Чему научились? Какие цели перед собой ставили?Достигли ли мы их?

- Что было самым интересным?

- Как вы оцениваете свою работу? Какую оценку тебе поставить, почему?

Предлагаю оценить работу на уроке по следующим критериям:

Красный карандаш – я разобрался, что такое падежные формы имён прилагательных.

Оранжевый карандаш – я понял, что такое падежные формы имен прилагательных, но мне надо повторить правило.

Жёлтый карандаш – к сожалению, я не понял, что такое падежные формы имен прилагательных.

Поднимите тот карандаш, который соответствует вашему успеху.

Спасибо за урок.

Домашнее задание: с 82 – 85 правила (выучить); изучить таблицу на стр. 82.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

Регулятивные: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Личностные: формирование адекватной самооценки.

 

 

Учебник: Канакина В.П. Русский язык, 3класс. Часть 2. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/Русский%20язык/Русский%20язык%203%20класс%20Учебник%20Канакина%20Горецкий%20часть%202/84.jpg https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/Русский%20язык/Русский%20язык%203%20класс%20Учебник%20Канакина%20Горецкий%20часть%202/85.jpg https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/Русский%20язык/Русский%20язык%203%20класс%20Учебник%20Канакина%20Горецкий%20часть%202/86.jpg https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/Русский%20язык/Русский%20язык%203%20класс%20Учебник%20Канакина%20Горецкий%20часть%202/87.jpg




Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку, 3 класс, «Изменение имен прилагательных по падежам»

Технологическая карта по русскому языку

Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Форма проведения урока: урок - беседа

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная

Средства обучениякомпьютер, мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс, часть 2» В.П. Канакина, тетрадь, карандаши.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии; ИКТ; проблемный диалог, дифференцированное обучение и технология развития критического мышления.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о падеже имен прилагательных

Задачи урока:

·         Образовательные: учить задавать падежные вопросы, уметь ставить вопрос от существительного к прилагательному.

·         Развивающие: развивать навыки правописания, мыслить, отстаивать свою точку зрения; формировать навыки связной культурной речи; развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор.

·         Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, принятие родного языка как неотъемлемой части русской культуры воспитывать любовь к родине, к стране; ощущение её могущества, богатства.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

·        определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

·        изменять имена прилагательные по падежам.

Метапредметные:

·        понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя.

·        планировать действия, находить информацию для ответа на вопрос, делать выводы.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку.

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Задание,

деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 

Здравствуйте, садитесь.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

 

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

Личностные: формировать положительное отношение к урокам русского языка;

Коммуникативные: проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству.

Актуализация знаний

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Давайте вспомним, что мы помним об имени прилагательном. Для этого воспользуемся денотатным графом.

Давайте проверим.

На экране представлено стихотворение. Давайте прочитаем его.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа.

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем

“Не хочу” - парашютист, головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова,

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом.

Обратите внимание на выделенные слова.  

Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число)

А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к. употреблены в разных падежах).

Давайте повторим падежи и вопросы (опрос учеников)

А теперь уточните тему урока!

«Изменение имен прилагательных по падежам»

Какова цель урока? (ответы детей)

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Знают определение имени прилагательного. Знают вопросы на которые отвечают прилагательные.

Знают как подчеркиваются имена прилагательные.

Знают с какой частью речи связаны имена прилагательные.

Знают падежи и падежные вопросы.

Регулятивные: уметь определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения, уметь предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников.

Познавательные: выявляют признаки имён прилагательных, классифицируют имена прилагательные по родам, числам;  анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

Открытие нового знания

Запишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания и выделите их.

Красив… цветок (2 скл, И.п; м.р, ед. ч.), с интересн… книгой (1 скл, Т.п.; ж.р., ед.ч.), в дальн… путь (2 скл, В.п.; м.р., ед.ч.), гусин… пух (2 скл, И.п.; м.р, ед.ч.), ярк… солнце (2 скл, И.п.; ср.р, ед.ч.).

Определите склонение и падеж имен существительных. (один человек у доски, проговаривая; остальные на месте). Определите род и число имен прилагательных.

-Определите падеж имен прилагательных.

-Как мы будем это делать?

Для этого мы обратимся к учебнику на страницы 82 -83 и прочитаем правила.

Как же определяется падеж имени прилагательного? (по падежу имени существительного)

На странице 82 внимательно рассмотрим таблицу.

По каким вопросам изменяются имена прилагательные мужского, среднего и женского рода?

Какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам?

Давайте вернемся к нашему заданию и определим падеж прилагательных.

На слайде представлено словосочетание: глубокое озеро. Давайте просклоняем имя прилагательное вместе с именем существительным. При склонении можете использовать таблицу на странице 82.

И.п. – что ? – озеро (какое?) – глубокОЕ;

Р.п. – чего? Озера (какого?) глубокОГО;

Д.п. – чему? Озеру (какому?) глубокОМУ;

В.п. – что? Озеро (какое?) глкбокОЕ;

Т.п. – чем? Озером (каким?) глубокИМ;

П.п. – о чем? Об озере (каком?) глубокОМ.

По такому же принципу выполним задание 144.

Сейчас мы выполним упражнение 145.

Для начала прочитаем его.

(один ученик выполняет упражнение возле доски, все остальные в тетради).

В этом упражнении нам нужно определить падеж имени существительного. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательного.

Обратите внимание на образец выполнения упражнения.

(у синего моря – Р.п., по синему морю – Д.п., синее море – В.п., над синим морем – Т.п. , в синем море – П.п.)

Прочитаем правило на странице 85.

Выполним задание 148.

Участвуют в беседе. Выполняют задания. Работают с учебником. Читают правила.

Умение определять падеж, род, число, склонение у имен существительных.

Знают как определять падеж у имени прилагательного.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; способность сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свои действия.

Познавательные: выбор способов решения задач в зависимости от конкретных заданий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; уметь выделять существенную информацию, делать выводы, умозаключения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

 

 

Закрепление пройденного материала

Прочитайте упражнение 146. Запишите данные пословицы в тетрадь. Укажите падеж имен прилагательных. Выполняем самостоятельно.

Те кто быстро справится с заданием, прочитайте еще раз пословицы, попробуйте расшифровать смысл данной пословицы.

Кто готов, можете поднять руку.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Умение склонять имена прилагательные (по падежам).

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: самостоятельное выполнение деятельности; оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Рефлексия

Подведем итог.

-Что сегодня узнали?

-Чему научились? Какие цели перед собой ставили?Достигли ли мы их?

- Что было самым интересным?

- Как вы оцениваете свою работу? Какую оценку тебе поставить, почему?

Предлагаю оценить работу на уроке по следующим критериям:

Красный карандаш – я разобрался, что такое падежные формы имён прилагательных.

Оранжевый карандаш – я понял, что такое падежные формы имен прилагательных, но мне надо повторить правило.

Жёлтый карандаш – к сожалению, я не понял, что такое падежные формы имен прилагательных.

Поднимите тот карандаш, который соответствует вашему успеху.

Спасибо за урок.

Домашнее задание: с 82 – 85 правила (выучить); изучить таблицу на стр. 82.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

Регулятивные: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Личностные: формирование адекватной самооценки.

 

 

Учебник: Канакина В.П. Русский язык, 3класс. Часть 2. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/Русский%20язык/Русский%20язык%203%20класс%20Учебник%20Канакина%20Горецкий%20часть%202/84.jpg https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/Русский%20язык/Русский%20язык%203%20класс%20Учебник%20Канакина%20Горецкий%20часть%202/85.jpg https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/Русский%20язык/Русский%20язык%203%20класс%20Учебник%20Канакина%20Горецкий%20часть%202/86.jpg https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/Русский%20язык/Русский%20язык%203%20класс%20Учебник%20Канакина%20Горецкий%20часть%202/87.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...