Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку, 3 класс, «Изменение имен прилагательных по падежам»
Технологическая карта по русскому языку
Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Форма проведения урока: урок - беседа
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс, часть 2» В.П. Канакина, тетрадь, карандаши.
Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии; ИКТ; проблемный диалог, дифференцированное обучение и технология развития критического мышления.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о падеже имен прилагательных
Задачи урока:
· Образовательные: учить задавать падежные вопросы, уметь ставить вопрос от существительного к прилагательному.
· Развивающие: развивать навыки правописания, мыслить, отстаивать свою точку зрения; формировать навыки связной культурной речи; развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор.
· Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, принятие родного языка как неотъемлемой части русской культуры воспитывать любовь к родине, к стране; ощущение её могущества, богатства.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
· определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.
· изменять имена прилагательные по падежам.
Метапредметные:
· понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя.
· планировать действия, находить информацию для ответа на вопрос, делать выводы.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку.
Организационная структура урока
Этап урока | Задание, деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия | |||
Организационный момент | Прозвенел звонок весёлый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Здравствуйте, садитесь. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
| Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, Личностные: формировать положительное отношение к урокам русского языка; Коммуникативные: проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству. |
Актуализация знаний | -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Давайте вспомним, что мы помним об имени прилагательном. Для этого воспользуемся денотатным графом. Давайте проверим. На экране представлено стихотворение. Давайте прочитаем его. Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый. И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зеленого листа. Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем “Не хочу” - парашютист, головой качает… Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. Обратите внимание на выделенные слова. Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число) А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к. употреблены в разных падежах). Давайте повторим падежи и вопросы (опрос учеников) А теперь уточните тему урока! «Изменение имен прилагательных по падежам» Какова цель урока? (ответы детей) | Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе. Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. | Знают определение имени прилагательного. Знают вопросы на которые отвечают прилагательные. Знают как подчеркиваются имена прилагательные. Знают с какой частью речи связаны имена прилагательные. Знают падежи и падежные вопросы. | Регулятивные: уметь определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения, уметь предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников. Познавательные: выявляют признаки имён прилагательных, классифицируют имена прилагательные по родам, числам; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
Открытие нового знания | Запишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания и выделите их. Красив… цветок (2 скл, И.п; м.р, ед. ч.), с интересн… книгой (1 скл, Т.п.; ж.р., ед.ч.), в дальн… путь (2 скл, В.п.; м.р., ед.ч.), гусин… пух (2 скл, И.п.; м.р, ед.ч.), ярк… солнце (2 скл, И.п.; ср.р, ед.ч.). Определите склонение и падеж имен существительных. (один человек у доски, проговаривая; остальные на месте). Определите род и число имен прилагательных. -Определите падеж имен прилагательных. -Как мы будем это делать? Для этого мы обратимся к учебнику на страницы 82 -83 и прочитаем правила. Как же определяется падеж имени прилагательного? (по падежу имени существительного) На странице 82 внимательно рассмотрим таблицу. По каким вопросам изменяются имена прилагательные мужского, среднего и женского рода? Какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам? Давайте вернемся к нашему заданию и определим падеж прилагательных. На слайде представлено словосочетание: глубокое озеро. Давайте просклоняем имя прилагательное вместе с именем существительным. При склонении можете использовать таблицу на странице 82. И.п. – что ? – озеро (какое?) – глубокОЕ; Р.п. – чего? Озера (какого?) глубокОГО; Д.п. – чему? Озеру (какому?) глубокОМУ; В.п. – что? Озеро (какое?) глкбокОЕ; Т.п. – чем? Озером (каким?) глубокИМ; П.п. – о чем? Об озере (каком?) глубокОМ. По такому же принципу выполним задание 144. Сейчас мы выполним упражнение 145. Для начала прочитаем его. (один ученик выполняет упражнение возле доски, все остальные в тетради). В этом упражнении нам нужно определить падеж имени существительного. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательного. Обратите внимание на образец выполнения упражнения. (у синего моря – Р.п., по синему морю – Д.п., синее море – В.п., над синим морем – Т.п. , в синем море – П.п.) Прочитаем правило на странице 85. Выполним задание 148. | Участвуют в беседе. Выполняют задания. Работают с учебником. Читают правила. | Умение определять падеж, род, число, склонение у имен существительных. Знают как определять падеж у имени прилагательного. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; способность сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свои действия. Познавательные: выбор способов решения задач в зависимости от конкретных заданий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; уметь выделять существенную информацию, делать выводы, умозаключения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
|
Закрепление пройденного материала | Прочитайте упражнение 146. Запишите данные пословицы в тетрадь. Укажите падеж имен прилагательных. Выполняем самостоятельно. Те кто быстро справится с заданием, прочитайте еще раз пословицы, попробуйте расшифровать смысл данной пословицы. Кто готов, можете поднять руку. Давайте проверим, что у вас получилось. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Умение склонять имена прилагательные (по падежам). | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: самостоятельное выполнение деятельности; оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Рефлексия | Подведем итог. -Что сегодня узнали? -Чему научились? Какие цели перед собой ставили?Достигли ли мы их? - Что было самым интересным? - Как вы оцениваете свою работу? Какую оценку тебе поставить, почему? Предлагаю оценить работу на уроке по следующим критериям: Красный карандаш – я разобрался, что такое падежные формы имён прилагательных. Оранжевый карандаш – я понял, что такое падежные формы имен прилагательных, но мне надо повторить правило. Жёлтый карандаш – к сожалению, я не понял, что такое падежные формы имен прилагательных. Поднимите тот карандаш, который соответствует вашему успеху. Спасибо за урок. Домашнее задание: с 82 – 85 правила (выучить); изучить таблицу на стр. 82. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
| Регулятивные: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Личностные: формирование адекватной самооценки.
|
Учебник: Канакина В.П. Русский язык, 3класс. Часть 2. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку, 3 класс, «Изменение имен прилагательных по падежам»
Технологическая карта по русскому языку
Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Форма проведения урока: урок - беседа
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс, часть 2» В.П. Канакина, тетрадь, карандаши.
Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии; ИКТ; проблемный диалог, дифференцированное обучение и технология развития критического мышления.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о падеже имен прилагательных
Задачи урока:
· Образовательные: учить задавать падежные вопросы, уметь ставить вопрос от существительного к прилагательному.
· Развивающие: развивать навыки правописания, мыслить, отстаивать свою точку зрения; формировать навыки связной культурной речи; развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор.
· Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, принятие родного языка как неотъемлемой части русской культуры воспитывать любовь к родине, к стране; ощущение её могущества, богатства.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
· определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.
· изменять имена прилагательные по падежам.
Метапредметные:
· понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя.
· планировать действия, находить информацию для ответа на вопрос, делать выводы.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку.
Организационная структура урока
Этап урока | Задание, деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия | |||
Организационный момент | Прозвенел звонок весёлый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Здравствуйте, садитесь. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
| Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, Личностные: формировать положительное отношение к урокам русского языка; Коммуникативные: проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству. |
Актуализация знаний | -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Давайте вспомним, что мы помним об имени прилагательном. Для этого воспользуемся денотатным графом. Давайте проверим. На экране представлено стихотворение. Давайте прочитаем его. Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый. И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зеленого листа. Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем “Не хочу” - парашютист, головой качает… Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. Обратите внимание на выделенные слова. Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число) А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к. употреблены в разных падежах). Давайте повторим падежи и вопросы (опрос учеников) А теперь уточните тему урока! «Изменение имен прилагательных по падежам» Какова цель урока? (ответы детей) | Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе. Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. | Знают определение имени прилагательного. Знают вопросы на которые отвечают прилагательные. Знают как подчеркиваются имена прилагательные. Знают с какой частью речи связаны имена прилагательные. Знают падежи и падежные вопросы. | Регулятивные: уметь определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения, уметь предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников. Познавательные: выявляют признаки имён прилагательных, классифицируют имена прилагательные по родам, числам; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
Открытие нового знания | Запишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания и выделите их. Красив… цветок (2 скл, И.п; м.р, ед. ч.), с интересн… книгой (1 скл, Т.п.; ж.р., ед.ч.), в дальн… путь (2 скл, В.п.; м.р., ед.ч.), гусин… пух (2 скл, И.п.; м.р, ед.ч.), ярк… солнце (2 скл, И.п.; ср.р, ед.ч.). Определите склонение и падеж имен существительных. (один человек у доски, проговаривая; остальные на месте). Определите род и число имен прилагательных. -Определите падеж имен прилагательных. -Как мы будем это делать? Для этого мы обратимся к учебнику на страницы 82 -83 и прочитаем правила. Как же определяется падеж имени прилагательного? (по падежу имени существительного) На странице 82 внимательно рассмотрим таблицу. По каким вопросам изменяются имена прилагательные мужского, среднего и женского рода? Какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам? Давайте вернемся к нашему заданию и определим падеж прилагательных. На слайде представлено словосочетание: глубокое озеро. Давайте просклоняем имя прилагательное вместе с именем существительным. При склонении можете использовать таблицу на странице 82. И.п. – что ? – озеро (какое?) – глубокОЕ; Р.п. – чего? Озера (какого?) глубокОГО; Д.п. – чему? Озеру (какому?) глубокОМУ; В.п. – что? Озеро (какое?) глкбокОЕ; Т.п. – чем? Озером (каким?) глубокИМ; П.п. – о чем? Об озере (каком?) глубокОМ. По такому же принципу выполним задание 144. Сейчас мы выполним упражнение 145. Для начала прочитаем его. (один ученик выполняет упражнение возле доски, все остальные в тетради). В этом упражнении нам нужно определить падеж имени существительного. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательного. Обратите внимание на образец выполнения упражнения. (у синего моря – Р.п., по синему морю – Д.п., синее море – В.п., над синим морем – Т.п. , в синем море – П.п.) Прочитаем правило на странице 85. Выполним задание 148. | Участвуют в беседе. Выполняют задания. Работают с учебником. Читают правила. | Умение определять падеж, род, число, склонение у имен существительных. Знают как определять падеж у имени прилагательного. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; способность сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свои действия. Познавательные: выбор способов решения задач в зависимости от конкретных заданий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; уметь выделять существенную информацию, делать выводы, умозаключения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
|
Закрепление пройденного материала | Прочитайте упражнение 146. Запишите данные пословицы в тетрадь. Укажите падеж имен прилагательных. Выполняем самостоятельно. Те кто быстро справится с заданием, прочитайте еще раз пословицы, попробуйте расшифровать смысл данной пословицы. Кто готов, можете поднять руку. Давайте проверим, что у вас получилось. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Умение склонять имена прилагательные (по падежам). | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: самостоятельное выполнение деятельности; оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Рефлексия | Подведем итог. -Что сегодня узнали? -Чему научились? Какие цели перед собой ставили?Достигли ли мы их? - Что было самым интересным? - Как вы оцениваете свою работу? Какую оценку тебе поставить, почему? Предлагаю оценить работу на уроке по следующим критериям: Красный карандаш – я разобрался, что такое падежные формы имён прилагательных. Оранжевый карандаш – я понял, что такое падежные формы имен прилагательных, но мне надо повторить правило. Жёлтый карандаш – к сожалению, я не понял, что такое падежные формы имен прилагательных. Поднимите тот карандаш, который соответствует вашему успеху. Спасибо за урок. Домашнее задание: с 82 – 85 правила (выучить); изучить таблицу на стр. 82. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
| Регулятивные: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Личностные: формирование адекватной самооценки.
|
Учебник: Канакина В.П. Русский язык, 3класс. Часть 2. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....