Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Тема. Части речи.
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели: повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Части речи», отрабатывать умение распознавать части речи, ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание; развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях; воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области
Тема:
«Части речи»
Учитель начальных классов
Федоренко Ирина Николаевна
стаж работы 30 лет, I квалификационная категория
Урок по русскому языку в 3 классе МБОУ «Колонтаевская СОШ» Льговского района Курской области
п.Колонтаевка
2016 г.
Тема. Части речи.
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели: повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Части речи», отрабатывать умение распознавать части речи, ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание; развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях; воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Задачи урока:
повторить и закреплять умение распознавать части речи;
отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки;
развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;
развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;
воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Познавательные: выполняют задания с использованием материальных объектов, схем; выбирают наиболее эффективный способ решения, строят объяснение в устной форме по предложенному плану.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Методы и формы обучения: частично – поисковый; фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы:
Компьютер, проектор, экран, диск «Русский язык. 3 класс», «светофоры», карточки с заданием диска на каждого обучающегося, карточки с заданием на каждую группу, таблица «Части речи».
Сценарий урока
I. Мотивация к учебной деятельности
У.Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
II. Актуализация знаний.
1. Работа с пословицей.
У.- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Слад №1
/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/
У.- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
2. Минутка чистописания.
У.- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- О чём пословица?
Д. – О мудрости.
У. -Какой первый звук слышим в слове МУДРОСТЬ? С какого звука начинается слово – мудрость?
Д. – Слово мудрость начинается со звука [м].
У. -Дайте характеристику звуку [м] .
Д. – Звук [м] согласный, звонкий, твёрдый, непарный.
У.- Определите тему чистописания.
Слайд № 3
У.- На минутке чистописания мы напишем эту букву. Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – большачок,
А все вместе кулачок.
III. Самоопределение к деятельности.
У.- Прочитайте ещё раз пословицу и подумайте, на какие группы можно разделить слова.
Д. -День, жизни , частичку, мудрости – имя существительное, прибавляет – глагол, нам – местоимение.
У.- Как вы определили?
Д. – Поставили вопрос.
У.- Какое слово у вас осталось? Почему?
Д. – Осталось слово каждый. Эту часть речи мы не знаем.
У.- Какие ещё части речи вы знаете?
IV. Постановка темы и целей урока.
У.- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему урока.
Слайд № 2 /Части речи/
У. - Какие цели мы поставим перед собой?
- На сегодняшнем уроке мы повторим тему «Части речи». Будем совершенствовать наши умения в определении частей речи.
V. Работа по теме урока. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Работа с таблицей «Части речи» (минипроект «Части речи»)
(Работа в парах)
У.- Сейчас мы вспомним всё, что знаем об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Работать будем в парах.
У каждой пары карточки.
/Приложение 1/
У. - Целью работы каждой пары дать характеристику имени существительному, глаголу, прилагательному. Работаем по плану «Юного исследователя».
/На доске плакат/
ЧАСТИ РЕЧИ | Что обозначает? | Вопросы | Роль в предложении | ? |
Имя существительное | ||||
Имя прилагательное | ||||
Глагол |
Лидеры выходят к доске и прикрепляют на плакат нужную карточку. Каждый лидер рассказывает о своей части речи.
- Проблемная ситуация. (Работа в группах)
Слайд №4
У.- Даны слова: печь, пила.
- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
У. - Придумайте в парах по два предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.
-Ребята ,какие правила мы должны помнить при выполнении задания в группах?
Д. 1. Умеем слушать своего товарища ,не перебивая!
2. Принимаем одно решение!
- Самостоятельная работа
У. - Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Заяц, морковка, сладкий, ягода. 2)Горький, быстрый, бежит, вкусный.
3)играет, гнездо, бежит, берёт.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
боль - … , … .
У. - Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
У - Проверим свою работу (Самоконтроль)
Слайд № 4
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме.
1. Самостоятельная работа.
Учебник стр. 54 упражнение 90. Взаимопроверка.
2. Индивидуальная работа с карточками. Один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в карточках.
У. - Проверьте работу товарища . / Использование проектора/
У. - Проверьте свою работу.
У. - Оцените себя с помощью «светофора».
IX. Итог урока.
У.- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
Д. - Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
У.- Стали вы мудрее? В чём?
У.- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
У.- Что было трудным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
X. Рефлексия.
У.- Какое у вас настроение в конце нашего урока?
- Оцените свою работу на уроке.
/У каждого на столе кружок самооценки:
Жёлтый – молодец, всё выполнял верно.
Синий - хорошо, но есть ошибки
Красный - допускал много ошибок, нужно ещё поработать.
/На доске оформляется цветик семицветик/
Домашнее задание. Учебник стр. 55, упражнение 91.
Приложение1
Задания для работы в группе
- Выберите , что обозначает ваша часть речи.
- Выберите вопросы вашей части речи.
- Выберите роль в предложении.
- Найдите в предложении вашу часть речи.
Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.
- Оформите таблицу на доске.
- Подготовьте выступление лидера группы.
Задания для работы в группе
- Выберите , что обозначает ваша часть речи.
- Выберите вопросы вашей части речи.
- Выберите роль в предложении.
- Найдите в предложении вашу часть речи.
Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.
- Оформите таблицу на доске.
- Подготовьте выступление лидера группы
Задания для работы в группе
- Выберите , что обозначает ваша часть речи.
- Выберите вопросы вашей части речи.
- Выберите роль в предложении.
- Найдите в предложении вашу часть речи.
Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.
- Оформите таблицу на доске.
- Подготовьте выступление лидера группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край....
Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Подробное изложение текста по данным вопросам.
Цели деятельности учителя: формировать умение определять тему и главную мысль текста; формировать умение записывать текст изложения с опорой на вопросы....
Конспект урока русского языка в 4 классе ОС "2100" по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора».
Конспект содержит материал к уроку русского языка в 4 классе. В приложении даны маршрутные листы для организации самостоятельной работы учащихся, работе в группах и парах, организации рефлексии....
Конспект урока русского языка "Занимательные части речи."
Конспект урока русского языка "Занимательные части речи" для 2 класса....
Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...