Конспект урока русского языка "Занимательные части речи."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Курбатова Евгения Владимировна

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи" для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy1.docx27.35 КБ
Файл prezentatsiya_zanimatelnye_chasti_rechi.pptx799.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

(для 2 класса)

Учитель: Курбатова Е.В.

Тема урока: Занимательные части речи.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок – аукцион.

Цель урока: обобщить у  учащихся знания о частях речи.

Задачи урока:

Личностная:

  • Воспитывать аккуратность в ведении тетради.

Предметная:

  • Учить определять части речи;
  • Учить употреблять в речи части речи в нужной форме.

Метапредметные:

Регулятивная:

  • Учить определять тему урока под руководством учителя.

Познавательная:

  • Развивать связную речь, память, логическое мышление.

Коммуникативная:

  • Учить осуществлять самооценивание и взаимопроверку.

Оборудование:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Минутка чистописания

Актуализация знаний

Взаимопроверка

Определение темы урока

Сообщение темы урока

Постановка целей и задач урока

 

Практическая деятельность учащихся

Самостоятельная работа учащихся

Физминутка

Практическая деятельность учащихся

Осуществление контроля

Подведение итогов урока

Сегодня мы проведём вместе волшебные 45 минут. Давайте вместе поколдуем! Сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О. Теперь на ваших партах не простые тетради, а заколдованные, они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения.

Запишите число. Что следует написать дальше? (Классная работа)

Верно, записываем.

Посмотрите на доску. Прочитайте пословицу:

В . лков  б . яться – в  лес не  х . дить.

-Какая буква пропущена? Как называется эта орфограмма? Подберём проверочные слова.

- Запишем букву О в тетради. Посмотрите, в какой последовательности мы будем её писать:    ОооОооО

Теперь запишем пословицу

Кто знает, что обозначает эта пословица? (Если бояться трудностей, то не стоит начинать какое-либо дело.)

Подберите однокоренные слова к слову «бояться»

Какая ещё есть орфограмма в этом слове? (ться)

ВОЛК –это кто? Какое животное?

Хорошо и с этой работой мы справились.

Обратите внимание на слайд и прочитайте эти слова про себя. (слайд)

Гуляет, лес, красивый, зелёная, капель, летать, пушистый, дует, морозит, тучи, свежий, холод.

Слова каких частей речи вы видите?

Верно, есть существительные, прилагательные и глаголы.
Ваше задание распределить слова в три столбиках самостоятельно в своих тетрадях.

(1 – сущ, 2 – прил, 3 – гл.)

А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверим наши столбики, в которые мы распределили части речи. (слайд)

Возле каждого слова, которое находится в нужном столбике, поставьте +, если оно написано не в том столбике, в котором должно быть, тогда ставим – .

Поменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки?

У кого есть две ошибки? У кого больше ошибок?  

Те, кто справился с одной ошибкой или без ошибок молодцы, остальным нужно постараться и еще раз повторить правила по частям речи.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня у нас урок – аукцион, аукцион наших с вами знаний по тем темам, которые мы с вами недавно прошли.

Скажите, что  такое аукцион?
Верно, это торги каких-то дорогих или редких вещей.

Скажите мне, что такое существительное, глагол и прилагательное вместе?

Абсолютно верно, это части речи русского языка.

Сегодня на аукционе будут продаваться эти части речи.

Так как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Верно, частям речи.

Тема нашего урока: Занимательные части речи.

Сегодня мы с вами проведем необычный урок- аукцион, в ходе которого обобщим все наши знания по таким частям речи, как существительное, глагол и прилагательное.

А чтобы наш аукцион состоялся нам с вами нужно уяснить несколько правил:

  1. Поднимай руку, если хочешь ответить.
  2. Говори четко и грамотно.
  3. Не перебивай своего товарища.
  4. Будь аккуратен при ведении тетради.

Итак, теперь начнем наш аукцион.

А теперь аукцион,

Подведет итоги он.

Тот, кто больше знает,

Тот пятёрки получает.

Сегодня на торги выставляется… (слайд)

Давно живу я в мире этом
Даю названия всем предметам 
Без меня никак нельзя. 
Как зовут меня, друзья?

Верно, это имя существительное.

Что такое имя существительное?

(Часть речи. Обозначает предмет.

Отвечает на вопросы кто? , что?.

Одушевлённое, неодушевлённое.

Собственное, нарицательное.

Изменяется по родам.

Изменяется по числам.

Ь в написании слов ж.р.)

Продано! (отдаю карточку с надписью сущ.)

Определяю я предметы, 
Они со мной весьма приметны, 
 Я украшаю вашу речь, 
 Меня вам нужно знать, беречь

Верно, это прилагательное.

Что такое имя прилагательное?

(Часть речи. Обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?.

Изменяется по числам.

Изменяется по родам.)

Продано! (отдаю карточку с надписью прил.)

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
 И хлеб в полях растет.

Верно, это глагол.

Что такое глагол?

(Часть речи. Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы что делать? Что делать?)

Продано! (отдаю карточку с надписью гл.)

Отлично, мы закончили первый этап нашего аукциона. Поздравляю всех, кто ответил полно и точно на вопросы и получил себе часть речи.

А теперь перейдем ко второму этапу.

Посмотрите на слайд, кто изображен на нем?
Верно, лиса.

Вам задание по рядам, слушаем внимательно.

Первый ряд – вам нужно записать имена существительные к себе в тетрадь, которыми называют лису в сказках или рассказах.

Второй ряд – вам нужно записать те прилагательные, которыми описывают лису в сказках и рассказах.

Третий ряд -  вам нужно записать глаголы, которыми описывают те действия, которые выполняет лиса в сказках и рассказах.

На это задание вам 5 минут.

Проверим, что получилось. (индивидуальные ответы детей).

Молодцы, очень много слов вы смогли придумать с нужной частью речи.

Далее посмотрите на слайд, перед вами текст.

Наступила ранняя весна. Тает рыхлый снег. Текут быстрые ручейки. Греет яркое солнце. Из- под земли пробился нежный подснежник. Прилетают перелётные птицы. На деревьях появляются маленькие листочки.

О чем этот текст? Верно, о весне и о весенних признаках.

Задание будет аналогичное, выписать нужную часть речи из текста к себе в тетрадь, НО теперь поменяем части речи местами.

Первый ряд находит и выписывает глаголы, второй ряд существительные, а третий прилагательные.

На это задание вам тоже 5 минут.

А сейчас немного отдохнем. Встаем из-за своих мест и повторяем движения на видео.

А теперь проверим, какие слова должны были выписать. ( слайд)

Сущ – весна, снег, ручейки, солнце, из-под земли, подснежник, птицы, на деревьях, листочки.

Прил – ранняя, рыхлый, быстрые, яркое, нежный, перелетные, маленькие.

Гл – наступила, тает, текут, греет, пробился, прилетают, появляются.

Проверим. Над каждым правильным словом, что вы выписали, поставьте плюсик.

Поднимите руку те, кто нашел все слова. Поднимите руку те, кто не нашел пару слов?

Хорошо, те , кто нашел все слова, отлично усвоили части речи, а тот, кто не смог  найти или ошибся, должен дома обязательно повторить правила еще раз.

И последнее задание третьего тура.

Образуйте слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

из следующих слов – мудрый, нежный, сырой, сырость, лихой, скорый, а также выделите у существительных корень.

1 ряд. (мудрый – мудрость, нежный – нежность, сырой – сырость, лихой – лихо, скорый – скорость.)

Образуйте слова, обозначающие действия предметов: жар, мороз, сторож, бег, встреча.

2 ряд. (жар – жарить, мороз – морозить, сторож – сторожить, бег – бежать, встреча – встречать.)

Образуйте слова, обозначающие признак предмета: весна, береза, осина, морковь, книга.

3 ряд.(весна – весенний, береза – березовый, осина – осиновый, морковь – морковный, книга – книжный.)

Прочитайте получившиеся слова. (проверка и коррекция ответов)

Итак, скажите, какая была тема нашего урока?

Знания о чем мы сегодня повторили и обобщили?

Что такое существительное?

Что  такое глагол?

Что  такое прилагательное?

Вот наш урок – аукцион подошел  концу. Я была рада видеть, что ваши знания крепкие и вы умеете ими пользоваться. Мне подают дневники те, кого я позову для дополнительной оценки. Остальные получат оценки по работе в тетради. Урок окончен, спасибо за внимание.

Организуют рабочие места.

Смотрят на слайд.

Отвечают: безударная гласная О в корне слова.

Смотрят на доску, пишут в тетрадях.

Записывают пословицу.

Открытый вопрос.

Отвечают: корень – бо: боитесь, боимся, побоявшийся, безбоязненный.

Отвечают: ться.

Дикое животное.

Отвечают: существительные, прилагательные и глаголы.

Отвечают: 1 столбик – лес, капель, тучи, холод. 2 столбик – красивый, зеленая, пушистый, свежий. 3 столбик – гуляет, летать, дует, морозит.

Взаимопроверка.

Слушают учителя.

Отвечают: выставление на продажу редких или дорогих вещей.

Это все части речи русского языка.

Отвечают: о частях речи.

Смотрят слайд.

Смотрят презентацию.

Слушают учителя.

Отвечают: им.сущ.

Отвечают полно и четко.

Отвечают: прилагательное.

Отвечают полно и четко.

Отвечают: глагол.

Отвечают полно и четко.

Отвечают: лиса.

Слушают инструктаж по заданию.

Сущ. – лисица, Патрикеевна, плутовка, хитрюга, сестрица, кумушка.

Прил. – хитрая, рыжая, злая, красноречивая.

Гл. – ворует, обманывает, хитрит, задирает.

Проверка с учителем.

Смотрят презентацию.

Читают текст самостоятельно.

Отвечают: о весне.

Самостоятельно выполняют задание.

Сущ – весна, снег, ручейки, солнце, из-под земли, подснежник, птицы, на деревьях, листочки.

Прил – ранняя, рыхлый, быстрые, яркое, нежный, перелетные, маленькие.

Гл – наступила, тает, текут, греет, пробился, прилетают, появляются.

Отдыхают.

Самопроверка.

Выполняют самостоятельно.

1 ряд. (мудрый – мудрость, нежный – нежность, сырой – сырость, лихой – лихо, скорый – скорость.)

2 ряд. (жар – жарить, мороз – морозить, сторож – сторожить, бег – бежать, встреча – встречать.)

3 ряд.(весна – весенний, береза – березовый, осина – осиновый, морковь – морковный, книга – книжный.)

Проверяют и исправляют вместе с учителем.

Занимательные части речи.

Знания о частях речи.

Отвечают.

Подают дневники учителю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В_лков б_яться – в лес не х_дить .

Слайд 2

В о лков б о яться – в лес не х о дить.

Слайд 3

Гуляет, лес, красивый, зелёная, капель, летать, пушистый, дует, морозит, тучи, свежий, холод .

Слайд 4

ПРОВЕРКА Сущ. Лес Капель Тучи Холод Прил. Красивые Зеленая Пушистый Свежий Гл. Гуляет Летать Дует Морозит

Слайд 5

Тема урока: Занимательные части речи

Слайд 6

Правила аукциона Поднимай руку, если хочешь ответить. Говори четко и грамотно. Не перебивай своего товарища. Будь аккуратен при ведении тетради.

Слайд 8

Наступила ранняя весна. Тает рыхлый снег. Текут быстрые ручейки. Греет яркое солнце. Из- под земли пробился нежный подснежник. Прилетают перелётные птицы. На деревьях появляются маленькие листочки.

Слайд 9

Проверь себя Сущ – весна, снег, ручейки, солнце, из-под земли, подснежник, птицы, на деревьях, листочки. Прил – ранняя, рыхлый, быстрые, яркое, нежный, перелетные, маленькие. Гл – наступила, тает, текут, греет, пробился, прилетают, появляются.

Слайд 10

УРОК ОКОНЧЕН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"

Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка "Части речи"

1.    Класс: 2 2.   Предмет: русский язык3.  Тема урока: «Части речи».4.   Планируемые результаты:Личностные:формирование широкой мотивации к учебной деятельнос...

Конспект урока русского языка "Части речи" 3 класс

Тема:  Части речи.Характеристика деятельности обучающихся: умение   распознавать  по изученным признакам слова различных частей реи, классифицировать слова по частям речи (имя суще...

Конспект урока русского языка "Части речи".

Цели урока:1. Формировать умение распознавать части речи.2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в г...

Конспект урока русского языка"«Части речи. Глагол»" (УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование четкого грамматического понятия «глагол», закрепление знаний уч-ся о существенных признаках глагола, выведение алгоритма нахождения глагола среди др...

Конспект урока русского языка "Части речи.Обобщение" 4 класс

Разработка включает в себя определение целей урока и описание планируемых результатов. Урок проводится с использованием ирговой технологии. В ходе повторения изученного материала дети "строят&quo...