Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Куклева (Гулакова) Ирина Александровна

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri.odt36.81 КБ
Office presentation icon bogatyri.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Мотивационный

08:00-08:02

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы!

Давайте, проверим готовность к уроку. У Вас на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь.

Эмоционально настроиться.

Приветствовать учителя;

Проверять  готовность к уроку.

Словесный:

составление своих примеров, формулирование темы и целей урока. 

08:02-08:05

Актуализация опорных знаний.

Послушайте.

Под славным городом под Киевом

На тех на степях на днепровских

Стояла застава богатырская.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о богатырях)

- Тема сегодняшнего урока «Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Какие цели мы можем  поставить на урок?

Продолжите фразу:

научиться... составлять рассказ по картине.

узнать... нового художника.

Очень хорошо. Давайте начнем изучение нашей темы.

Слушать учителя;

Обсуждать,

высказывать свое мнение;

Формулировать тему урока;

Ставить цели на урок.

П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

2.Постановка учебной задачи и ее решения:

Наглядный: работа с учебником.

Словесный: ответы на вопросы, восприятие новой информации;

Наглядный: работа с иллюстрацией.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: составление устного описания.

Словесный: беседа; ответы на вопросы.

Практический: составление рассказа.

08:05-08:15

Изучение нового материала.

-Что вы знаете о русском художнике В.М.Васнецове?

В.М.Васнецов – великий русский художник.

 Еще будучи юношей, он увлекся былинами, протяжными и неторопливыми, как дорога в степи.

-Какие художественные произведения повествуют о богатырях?(Былины)

Вывод: В былинах повествуется о мужественной борьбе русских людей против врагов - кочевников, нападавших на нашу страну.

-Кто же главные герои былин? (Богатыри)

Народ наделяет богатырей силой, смелостью, мудростью.

Наиболее популярный герой былин - богатырь Илья Муромец, крестьянский сын "из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова". Много подвигов совершил Илья; уничтожил злое Идолище, победил Калина-царя, убил Соловья-разбойника.

Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич. Он также совершил немало подвигов; уничтожил змея на Ручей - реке; победил богатыря Дуная. Еще один богатырь часто встречается в народных былинах- это Алеша Попович. Он молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как Муромец и Добрыня.

Картину "Богатыри" Васнецов рисовал почти двадцать лет. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины, предметы старины.

В "Богатырях" воедино слились литературные герои и образы творческой фантазии художника, напоминающие своим обликом славян Киевской Руси.

Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова "Богатыри" и составление устного рассказа.

Посмотрите на картину.

Как она называется? (Богатыри)

-Что вы видите?

(На картине изображены три богатыря в дозоре на заставе).

Объясните слово застава. (Застава-это в старой России место въезда в город, сторожевая застава, пограничная застава).

-Почему три богатыря изображены? (Троекратный повтор, который используют в сказках.)

В лице трех богатырей весь народ стоит на страже родины.

Кто находится в центре и как он выглядит? (Илья Муромец).

В центре на вороном коне.....

Облик - мужественный

фигура – могучая, исполинская

рост - огромный, громадный

лицо - мужественное, спокойное, суровое

глаза - большие, сосредоточенные, ясные

нос - прямой

губы - крепко сжатые

борода - окладистая с проседью

-Куда смотрит богатырь? (Вдаль)

-Как по- другому сказать, что он делает? (Всматривается, вглядывается).

-Как он смотрит? ( Внимательно, не отрываясь, напряжено).

-Почему он так напряженно смотрит вдаль?

Как одет  воин?

( На богатыре воинские доспехи)

-Чем защищена голова? (Шлемом)

-Какой он по форме? ( Высокий, с остроконечным верхом).

-Чем защищена грудь, спина, руки? (Кольчугой).

Кольчуга- от слова "кольчатый", "кольцо"- металлическая рубашка из кованых колечек.

-Как выглядит конь?

(Могучий, статный, огромный, сильный)

-Какой он масти?

-Как можно описать позу? (Стоит величественно, высоко, подняв голову с пушистой гривой)

Кто хочет рассказать описание Ильи Муромца, с помощью опор.

Примерный рассказ.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья величественно, внимательно всматриваясь вдаль. С удивительной легкостью держит он в одной руке тяжелую булаву, а в другой щит. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.

Работать с учебником;

Слушать учителя;

Отвечать на вопросы;

Воспринимать информацию;

Работать с иллюстрацией;

Отвечать на вопросы;

Составлять устное описание;

Отвечать на вопросы;

Рассказывать.

Р:Целеполагание ;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Словесный: составление рассказа.

Наглядный: описание иллюстрации.

08:15-08:27

Расскажите (опишите) второго богатыря.

Слева от Ильи Добрыня Никитич. Кто готов ответить?

Примерный рассказ.

Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Одет он богато и нарядно. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается

драгоценными камнями. На голове узорчатый высокий шлем. И конь Добрыни в нарядной сбруе.

Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вытянутого из ножен, глаза зорко всматриваются вдаль. Он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья- старший на заставе, без его приказа никто не сдвинется с места.

Расскажите о самом младшем богатыре.

Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович.

Примерный рассказ.

Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Алеша, сын попа Леонтия, тоже храбрый и смелый. Но видно не силой богатырской он сражается с врагами, и находчивостью и смекалкой.

Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, тугой лук и стрелы держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы, сбоку виднеются гусли. Весельчак и балагур Алеша.

Как пейзаж помогает раскрыть образ богатырей?

Природа красива и величава, как и сами богатыри. Застава расположена в степи покрытой ковыльной травой. Над холмистой местностью низкое небо с холодными свинцовыми тучами. За холмами Русь. Над ней возвышаются богатыри, которые вышли на защиту Родины.

Динамическая пауза

Вы хорошо потрудились давайте немного отдохнем.

Песня «Фиксики».

Молодцы! Продолжим нашу работу.

Рассказывать описание;

Работать с опорой и иллюстрацией;

Рассказывать описание;

Работать с опорой и иллюстрацией;

Выполнять физ.упр.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других.

3.Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: составление плана работы.

Словесный: ответы на вопросы;

составление рассказа описания картины.

формулирование правила.

08:27-08:35

- Какие слова мы использовали при описании богатырей?

- Почему ушли из общения эти слова?

- Кто их использует и когда?

Какой тип текста? (художественный) Почему?

Давайте составим план пересказа.

О чем мы расскажем в начале?

(Об авторе, о том что изображено на картине.

Потом описание природы, каждого богатыря в отдельности.

Заключение или вывод  напоследок.)

Мое отношение к картине. Что хотел выразить художник?

(В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший своим сынам- богатырям защищать Родину).

Смотришь на картину и веришь что художник очень любит своих богатырей- защитников русской земли.

Хорошо. На экране для вас есть опоры.

Кто хочет рассказать весь текст целиком?

 Картина В. Васнецова "Богатыри"
 В степи среди бескрайних просторов остановились три всадника,три могучих русских богатыря.
 В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец.Уверенность и мощь чувствуются в его богатырской фигуре.с удивительной лёгкостью держит он в руке палицу тяжёлую. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.
 Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь Добрыни в нарядной сбруе.
 Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы- его оружие. Видно,  не силой богатырской сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкой.
 Смотришь на картину и веришь, что художник очень любит своих богатырей - защитников русской земли.

Молодцы!

Отвечать на вопросы.

Составлять план рассказа.

Отвечать на вопросы;

Слушать учителя;

Рассказывать текст.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Словесный: объяснение домашнего задания.

08:35-08:36

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Страница 64, № 112. страница 65, № 114.

Записывать домашнее задание.

4.Итог урока.

Рефлексия

08:36-08:40

Давайте, подведем итоги урока и вспомним.

- Какие цели урока мы формулировали? (научиться..., узнать... ).

Поднимите руку, те, кто считает что мы достигли этих целей. Очень хорошо.

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

-Что было легко? Что было трудно?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

-На этом наше занятие подошло к концу.

Подводить итог

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Дата: 07.03.17                                                                                                                                 Учитель: Ерина Н.Ф.

Школа: 53                                                                                                                                       Методист: Зубарева  Н. С.  

Класс: 2-1                                                                                                                                       Студентка: Гулакова И., 36 гр.                                                                                                                                                                                                                      

Кабинет: 212

Урок № 1

Конспект урока русского языка

Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри». 

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край.

Планируемые результаты        

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать,  устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

предметные: закрепить представление о лексике; учить составлять сочинение-описание портрета персонажей; обогащать речь; учить строить предложения. 

          Тип урока: изучение нового материала. 

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 кл 2 часть УМК «ШР».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру (развитие речи) "Составление описательного рассказа по картине"

Показана работа по обучению детей составлению описательного рассказа по картине, серии картинок и с использованием мнемокарт....

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Подробное изложение текста по данным вопросам.

Цели деятельности учителя: формировать умение определять тему и главную мысль текста; формировать умение записывать текст изложения с опорой на вопросы....

Конспект урока русского языка. Тема: "Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка Тема: Составление текста описания по картине Ф. П Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( 2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины; развитие умения писать связный текст.Планируемые рез...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи. Письмо другу».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Развитие речи. Составление письма» Тип урока: развивающий контрольЦель урока: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Ди...