Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri.odt | 36.81 КБ |
bogatyri.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Мотивационный | 08:00-08:02 | - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы! Давайте, проверим готовность к уроку. У Вас на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь. | Эмоционально настроиться. Приветствовать учителя; Проверять готовность к уроку. | |
Словесный: составление своих примеров, формулирование темы и целей урока. | 08:02-08:05 | Актуализация опорных знаний. Послушайте. Под славным городом под Киевом На тех на степях на днепровских Стояла застава богатырская. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о богатырях) - Тема сегодняшнего урока «Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Какие цели мы можем поставить на урок? Продолжите фразу: научиться... составлять рассказ по картине. узнать... нового художника. Очень хорошо. Давайте начнем изучение нашей темы. | Слушать учителя; Обсуждать, высказывать свое мнение; Формулировать тему урока; Ставить цели на урок. | |
П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. | ||||
2.Постановка учебной задачи и ее решения: Наглядный: работа с учебником. Словесный: ответы на вопросы, восприятие новой информации; Наглядный: работа с иллюстрацией. Словесный: ответы на вопросы. Практический: составление устного описания. Словесный: беседа; ответы на вопросы. Практический: составление рассказа. | 08:05-08:15 | Изучение нового материала. -Что вы знаете о русском художнике В.М.Васнецове? В.М.Васнецов – великий русский художник. Еще будучи юношей, он увлекся былинами, протяжными и неторопливыми, как дорога в степи. -Какие художественные произведения повествуют о богатырях?(Былины) Вывод: В былинах повествуется о мужественной борьбе русских людей против врагов - кочевников, нападавших на нашу страну. -Кто же главные герои былин? (Богатыри) Народ наделяет богатырей силой, смелостью, мудростью. Наиболее популярный герой былин - богатырь Илья Муромец, крестьянский сын "из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова". Много подвигов совершил Илья; уничтожил злое Идолище, победил Калина-царя, убил Соловья-разбойника. Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич. Он также совершил немало подвигов; уничтожил змея на Ручей - реке; победил богатыря Дуная. Еще один богатырь часто встречается в народных былинах- это Алеша Попович. Он молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как Муромец и Добрыня. Картину "Богатыри" Васнецов рисовал почти двадцать лет. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины, предметы старины. В "Богатырях" воедино слились литературные герои и образы творческой фантазии художника, напоминающие своим обликом славян Киевской Руси. Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова "Богатыри" и составление устного рассказа. Посмотрите на картину. Как она называется? (Богатыри) -Что вы видите? (На картине изображены три богатыря в дозоре на заставе). Объясните слово застава. (Застава-это в старой России место въезда в город, сторожевая застава, пограничная застава). -Почему три богатыря изображены? (Троекратный повтор, который используют в сказках.) В лице трех богатырей весь народ стоит на страже родины. Кто находится в центре и как он выглядит? (Илья Муромец). В центре на вороном коне..... Облик - мужественный фигура – могучая, исполинская рост - огромный, громадный лицо - мужественное, спокойное, суровое глаза - большие, сосредоточенные, ясные нос - прямой губы - крепко сжатые борода - окладистая с проседью -Куда смотрит богатырь? (Вдаль) -Как по- другому сказать, что он делает? (Всматривается, вглядывается). -Как он смотрит? ( Внимательно, не отрываясь, напряжено). -Почему он так напряженно смотрит вдаль? Как одет воин? ( На богатыре воинские доспехи) -Чем защищена голова? (Шлемом) -Какой он по форме? ( Высокий, с остроконечным верхом). -Чем защищена грудь, спина, руки? (Кольчугой). Кольчуга- от слова "кольчатый", "кольцо"- металлическая рубашка из кованых колечек. -Как выглядит конь? (Могучий, статный, огромный, сильный) -Какой он масти? -Как можно описать позу? (Стоит величественно, высоко, подняв голову с пушистой гривой) Кто хочет рассказать описание Ильи Муромца, с помощью опор. Примерный рассказ. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья величественно, внимательно всматриваясь вдаль. С удивительной легкостью держит он в одной руке тяжелую булаву, а в другой щит. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. | Работать с учебником; Слушать учителя; Отвечать на вопросы; Воспринимать информацию; Работать с иллюстрацией; Отвечать на вопросы; Составлять устное описание; Отвечать на вопросы; Рассказывать. | Р:Целеполагание ; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Словесный: составление рассказа. Наглядный: описание иллюстрации. | 08:15-08:27 | Расскажите (опишите) второго богатыря. Слева от Ильи Добрыня Никитич. Кто готов ответить? Примерный рассказ. Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Одет он богато и нарядно. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается драгоценными камнями. На голове узорчатый высокий шлем. И конь Добрыни в нарядной сбруе. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вытянутого из ножен, глаза зорко всматриваются вдаль. Он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья- старший на заставе, без его приказа никто не сдвинется с места. Расскажите о самом младшем богатыре. Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Примерный рассказ. Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Алеша, сын попа Леонтия, тоже храбрый и смелый. Но видно не силой богатырской он сражается с врагами, и находчивостью и смекалкой. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, тугой лук и стрелы держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы, сбоку виднеются гусли. Весельчак и балагур Алеша. Как пейзаж помогает раскрыть образ богатырей? Природа красива и величава, как и сами богатыри. Застава расположена в степи покрытой ковыльной травой. Над холмистой местностью низкое небо с холодными свинцовыми тучами. За холмами Русь. Над ней возвышаются богатыри, которые вышли на защиту Родины. Динамическая пауза Вы хорошо потрудились давайте немного отдохнем. Песня «Фиксики». Молодцы! Продолжим нашу работу. | Рассказывать описание; Работать с опорой и иллюстрацией; Рассказывать описание; Работать с опорой и иллюстрацией; Выполнять физ.упр. | К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других. |
3.Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы. Практический: составление плана работы. Словесный: ответы на вопросы; составление рассказа описания картины. формулирование правила. | 08:27-08:35 | - Какие слова мы использовали при описании богатырей? - Почему ушли из общения эти слова? - Кто их использует и когда? Какой тип текста? (художественный) Почему? Давайте составим план пересказа. О чем мы расскажем в начале? (Об авторе, о том что изображено на картине. Потом описание природы, каждого богатыря в отдельности. Заключение или вывод напоследок.) Мое отношение к картине. Что хотел выразить художник? (В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший своим сынам- богатырям защищать Родину). Смотришь на картину и веришь что художник очень любит своих богатырей- защитников русской земли. Хорошо. На экране для вас есть опоры. Кто хочет рассказать весь текст целиком? Картина В. Васнецова "Богатыри" Молодцы! | Отвечать на вопросы. Составлять план рассказа. Отвечать на вопросы; Слушать учителя; Рассказывать текст. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
Словесный: объяснение домашнего задания. | 08:35-08:36 | Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Страница 64, № 112. страница 65, № 114. | Записывать домашнее задание. | |
4.Итог урока. Рефлексия | 08:36-08:40 | Давайте, подведем итоги урока и вспомним. - Какие цели урока мы формулировали? (научиться..., узнать... ). Поднимите руку, те, кто считает что мы достигли этих целей. Очень хорошо. - Какое открытие мы с вами сделали на уроке? -Что было легко? Что было трудно? - Какое задание было самым интересным? - Что вы можете сказать о своей работе на уроке? -На этом наше занятие подошло к концу. | Подводить итог | П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Дата: 07.03.17 Учитель: Ерина Н.Ф.
Школа: 53 Методист: Зубарева Н. С.
Класс: 2-1 Студентка: Гулакова И., 36 гр.
Кабинет: 212
Урок № 1
Конспект урока русского языка
Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край.
Планируемые результаты
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: закрепить представление о лексике; учить составлять сочинение-описание портрета персонажей; обогащать речь; учить строить предложения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 кл 2 часть УМК «ШР».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру (развитие речи) "Составление описательного рассказа по картине"
Показана работа по обучению детей составлению описательного рассказа по картине, серии картинок и с использованием мнемокарт....
Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Подробное изложение текста по данным вопросам.
Цели деятельности учителя: формировать умение определять тему и главную мысль текста; формировать умение записывать текст изложения с опорой на вопросы....
Конспект урока русского языка. Тема: "Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...
Конспект урока русского языка Тема: Составление текста описания по картине Ф. П Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( 2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины; развитие умения писать связный текст.Планируемые рез...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи. Письмо другу».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: «Развитие речи. Составление письма» Тип урока: развивающий контрольЦель урока: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Ди...