Конспект урока по теме: «Учимся писать сочетания -жи-, -ши-»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное общеобразовательное Учреждение
школа – интернат № 3 г.о. Тольятти
Конспект урока по теме:
«Учимся писать сочетания -жи-, -ши-»
3 класс
Ганченкова Екатерина Евгеньевна
ФИО учителя-автора
Тольятти, 2024
Пояснительная записка
Класс | 3 |
Количество человек / краткая характеристика обучающегося | 1 Лиза А., 10 лет, обучается в школе-интернате № 3 с 2022 года. Тип восприятия смешанный: визуальный и доминирующий - кинестетический. |
Реализуемая АООП | адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант1) |
Форма работы | индивидуальная |
Тип урока | изучение нового материала. |
Предмет | математические представления. |
Продолжительность урока | 40 минут |
Тема | Учимся писать сочетания -жи-, -ши- |
Цель урока | Научить писать сочетания -жи-, -ши- |
Задачи |
- формирование умения находить, дифференцировать, называть -жи-, -ши-; - упражнение в сочетании -жи-, -ши-.
- способствование развитию и коррекции высших психических функций (мышление, речь, внимание, воображение) обучающегося посредством выполнения практических заданий; - развитие мелкой моторики.
- воспитывать интерес к русскому языку. |
Планируемые образовательные - результаты учащегося | - научиться писать сочетания -жи-, -ши-; Личностные:
|
Виды здоровьесберегающих образовательных технологий, используемых на уроке |
|
Способы оценки эффективности урока | Метод прямого и опосредованного наблюдения с фиксацией результата деятельности ребенка в специальном протоколе (см. приложение 1).[1] |
Материально-техническое обеспечение урока |
• рисунки: колобка, зайца, лисы, волка, медведя • карточки для работы по группам • фишки оранжевого и синего цвета • конверт с заданием от медведя |
- Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем
- Пожалуйста, садись.
Настроимся на работу на уроке.
Я – умная!
Я – дружная!
Я – внимательная!
Я – старательная!
Я отлично учусь!
У меня все получится!
- У нас сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие. А отправимся мы в путешествие с известным сказочным персонажем. Отгадайте же с кем.
Ох, пахуч, румяный бок
Славный вышел ….. (колобок)
Испекла бабушка колобок, положила его на подоконник, чтобы он остыл, а сама ушла. Непоседе колобку стыть бы на окошке, но решил он на бегу поразмять две ножки.
Здесь меня никто не съест,
Сбегаю-ка быстро в лес – подумал колобок.
Прыг с окошка — и в лесок,
Покатился Колобок.
Мимо елок и берез,
Мимо бабочек, стрекоз.
Устал, сделал остановку. Но не знал колобок, что каждая остановка или встреча с кем-то готовит ему задание. Итак, первая остановка. «Словарная работа». Какое задание может ждать колобка на этой остановке?
II. Словарная работа.
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! ( Собака)
- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)
- Рыжая птичница в курятник пришла
Всех кур посчитала,с собой унесла .(Лисица)
- Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. ( Медведь)
- Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её. (Сорока)
- Объяснение каждого слова. Запись.
III. Актуализация знаний и постановка вопроса. (Повторение изученного материала.)
-Как можно назвать эту группу слов? (ЖИВОТНЫЕ)
-Какая орфограмма встретилась в слове?
-Определи тему нашего урока:
«Правописание сочетаний -жи- и -ши- в словах»
Продолжаем изучение темы «Правописание сочетаний –жи- и –ши-»
- Какое правило написания парных согласных в словах мы знаем?
- Перечисли парные согласные по звонкости и глухости.
- Какую пару можно выделить от остальных? Что вы можете сказать о звуках [ж], [ш]?
- Продолжаем путешествовать вместе с Колобком.
Вдруг наш шалунишка,
Повстречал зайчишку.
Зайчик спрашивает:
«А ты кто?»
Я — Колобок,
Румяный бок! Съешь меня?
3айчик отвечает:
«Я очень люблю пирожки с капустой и морковкой. А ты, с какой начинкой?»
«У меня нет начинки» - отвечает Колобок.
«Ну, тогда я тебя есть не буду» -
сказал зайчик и поскакал дальше, оставив колобку задание:
В слове «животные» какой 1 звук?
Дайте характеристику этого звука?
- Назовите пару звука ж.
- Какой 2 звук? Дайте характеристику этого звука и т.д.
- Лиза, мы выполнили звуковой анализ слова (фонетический анализ)
- А знаешь ли ты почему жи и ши пишутся с буквой и ?
- Послушайте сказку:
«В городе Буквограде жили- были буквы.В жаркий летний день согласные ж и ш – твердые по характеру, решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.
Как же поступила буква ы ? Не зря говорят, что друзья познаются в беде.
Какой вывод можно сделать о правописании сочетаний –жи- и –ши?
- Покатился Колобок кувырком,
Через рощу прямиком.
Долго ль, коротко ль катился, —
На опушке очутился.
Там на пне Лиса сидела,
И на солнце хвостик грела.
- Она тоже для колобка приготовила задание.
IV. Работа над закреплением полученных знаний.
#1057;оставить из слов предложение (правило, запись, разбор)
Глуши, жили, в, ежи, лесной
В лесной глуши жили ежи.
2. Упражнение в слышании сочетаний –жи-, -ши- в словах.
Выборочный диктант.
- Запишите только те слова, в которых услышите сочетания –жи- , –ши- .
В речке плавают ужи,
По тропе бегут ежи.
В поле травы хороши,
А на речке камыши.
Мама испекла коржи,
Очень рады малыши.
Вывод.
3. Найдите “лишние” слова.
#1042;ершина, лужи, дождь, тишина, ландыши.
#1064;иповник, мячик, чижик, зашипит, сторожит.
- дети читают слова, находят “лишние”, объясняют, почему оно “лишнее”
- запись слов, подчёркивание сочетаний.
Вывод
V. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Отправился колобок дальше.
Прикатился по дороге
Волку серому под ноги.
А он ему тоже задание приготовил.
#1058;ворческая работа.
Перед тобой части слов, из которых ты будешь составлять целые слова.
МА | ЛЫ | ЖИ | ПРУ | НА | ШИ | НА | КА | ШИ | ЛЫ |
НИК | КРЫ | МЫ | ШИ | ПОВ | ШИ | ЖИ | МЫ | МА | ШИ |
Проверка
Вывод
- Вышел Потапыч навстречу,
Повел такие он речи.
Пришло мне много писем, да только мне их все не прочитать. Поможем ему? Откроем конверт. Что в нем? Оказывается надо выполнить задание.
5. Работа с учебником
Упр.4, стр 117.
сне…нка ду…стый …тель
сме…нка пу…стый ма…на
пасса…р дру..ть …знь
пру…на сме…ть кув…нка
Какие буквосочетания нужно дописать?
Спиши любую группу слов.
(резерв: Упр.6, стр. 118)
VI. Итог урока:
О чём должны всегда помнить при написании слов с сочетаниями ЖИ и ШИ?
Чтение правила:
ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с буквой “И” пиши!
VII. Рефлексия. Оцени свою работу.
Если ты работала активно, была дружелюбна и не допускала ошибок, то возьми оранжевые фишки.
А если ты допускала ошибки и не все соблюдала правила работы на уроке, то вам нужно взять синие фишки, еще есть над чем поработать.
[1] Обучение осуществляется без бального оценивания знаний обучающегося и домашних заданий. Результат продвижения, обучающегося в развитии, определяется на основе анализа продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»
Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»(Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2)...
Конспект урока по теме "Учимся быть самостоятельными" 1 класс ОС "Школа 2100" ФГОС
Конспект урока по окружающему миру с презентацией....
Конспект урока по теме: "Учим слова с удвоенными согласными в корне слова"
Цель: пополнить словарный запас учащихся словами с удвоенными согласными в корне слова....
Конспект урока по теме "Учимся различать предлоги и приставки", 2 класс
Конспект урока по русскому языку по учебнику С.В.Иванова 2 класс...
Конспект урока по теме "Учусь писать письма"
формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего о...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...
Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"
Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"...