Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pravilno_pisat_bezudarnye_lichnye_okonchaniya_glagolov.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку на тему
«УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ»
(программа «Перспективная начальная школа, 4 класс)
Тема урока: УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ
ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
Тип урока: «Урок первичного предъявления новых знаний и
способов учебных действий».
Цель урока: познакомить с алгоритмом определения спряжения глаголов, с безударными личными окончаниями.
Задачи урока:
Осваивать:
– общий алгоритм: если личные окончания глагола безударные, надо смотреть на глагольный суффикс в начальной форме: если это суффикс -и-, значит, глагол относится ко II спряжению;
– что правописание безударных окончаний глаголов определяется по ударным окончаниям глаголов того же спряжения.
Формировать личностные и коммуникативные УУД:
– оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (задания типа « Как ты Мише ответишь?»);
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.
Планируемые результаты: воспроизведение своими
словами правил, понятий, алгоритмов, направленных на безошибочное написание личных окончаний глагола ; выполнение действий по образцу, алгоритму.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: организация работы с учебником, учебный диалог.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 54–58); Рабочая тетрадь 1.
Ход урока:
1. Организационный момент
− Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Проверьте все ли у вас готово к уроку.
2. Постановка цели урока.
− Ребята, внимательно, прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, чему мы сегодня научимся, какие новые знания у нас появятся?
( Мы научимся правильно писать безударные личные окончания глаголов).
− Правильно, молодцы!
3. Словарно-орфографическая работа. Словарные слова СЕГОДНЯ, ГРАЖДАНИН ( Т.1. № 28;)
4. Актуализация знаний.
− Как определить спряжение глагола, по ударным личным окончаниям?
( Посмотреть на букву в личном окончании, если, под ударением буква е или у (ю), то это глагол 1 спряжения, а если под ударением буква и или а (я), то это глагол 2 спряжения.)
− Правильно, но что же делать если личные окончания глагола – безударные?
Узнаем общий алгоритм работы из объяснения Евдокии Васильевны на с. 54: если личные окончания глагола безударные, надо смотреть на глагольный суффикс в начальной форме; и если это суффикс -и-, значит, глагол относится ко II спряжению.
− Прочитайте правило от летучей мыши на странице 54-55.
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
− Что нового узнали из объяснения Евдокии Васильевны и подсказок Летучей Мыши? − Какое открытие вы для себя сделали?
1. Если мы не знаем, как писать безударные личные окончания глагола, нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
2. Если глагольный суффикс –и−, значит, это глагол 2-го спряжения и надо писать личные окончания глаголов 2-го спряжения: букву –и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я – в окончаниях 3-го лица мн.ч.
3. Если у глагола в начальной форме нет суффикса –и-, значит, это глагол 1-го спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву –е-, а в окончаниях 3-го лица мн.ч. – буквы –у/-ю.
6. Динамическая пауза.
7. Работа с учебником (беседа сквозных героев Миши, Кости, Пети Захарова, позднее – Маши и Тани Перовой) ст. 55-56.
− Вот Миша Иванов не понимает, почему глагол спать – II спряжения. Его смущает, что у глагола в личных окончаниях есть буквы И и Я (и значит, он как будто действительно II спряжения). Но, с другой стороны, у этого глагола глагольный суффикс «-а-», а не «-и-». На что же нам ориентироваться при определении спряжения: на ударные личные окончания или на глагольный суффикс?
− Что же оказывается важнее?
− Прочитайте, как отвечает Мише Костя Погодин (с. 55, последний абзац). Вы согласны с Костей?»
8.Применение теоретических положений (работа с инструкцией).
− Давайте потренируемся в определении спряжения глаголов.
Упражнение 33. Цель упражнения – научить пользоваться двухшаговым алгоритмом при определении спряжения глагола. Он дан в инструкции.
− Обратите внимание на инструкцию по выполнению упражнения.
7.1. Чтение инструкции (с. 56–57)
1) сначала обязательно проверить, являются ли личные окончания ударными;
2) затем (если окончания безударные) посмотреть на глагольный суффикс.
Поскольку процедура требует двух шагов, а не одного, к упражнению прилагается не только инструкция, но и подсказка (образец рассуждения).
− Все понятно? Посмотрите, как вы будете пользоваться инструкцией, прочитав подсказку.
7.2. Чтение подсказки. (Работа над упражнением. Определение спряжения этих глаголов рассматривается дальше в рамках интриги: возможные ошибки приписываются Пете Захарову.)
Работа с учебником ст. 57. Чтение интриги и помощь Пете Захарову.
− Петя Захаров, который был невнимателен на уроке, решил, что глаголы налить, забить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс -и-.
− Вы согласны с Петей? Посмотрите, как Костя помог другу разобраться в этой ситуации.
(Нет. Петя ошибся дважды: во-первых, ему не надо было смотреть на глагольный суффикс, потому что у этих глаголов ударные личные окончания, по которым видно, что все они – глаголы 1-го спряжения: нальёшь, забьёшь, зашьёшь; во-вторых, у этих глаголов нет глагольного суффикса – и −. У них буква –и− входит в корень).
– Запишите в тетради эти глаголы, выделите у каждого корень, напишите в скобках ударную личную форму и поставьте цифру спряжения:
Би/ть (бьёшь) – I и т. д.
(Возможный вариант работы с этими глаголами.
I. Можно, прибегнув для наглядности к транскрипции, показать на доске, как выделить корень у личных форм: [б’и/т’], [б’й’/ош], [б’й’/ут], [б’й’/ом] и т. д.
В результате школьники должны так определить спряжение глаголов:
налить (нальёшь) – I;
грузить (груз…шь) – II;
сеять (се…шь) – I;
забить (забьёшь) – I;
зашить (зашьёшь) – I;
уснуть (уснёшь) – I;
колоть (кол…шь) – I;
шагать (шага…шь) – I;
вязать (вяж…шь) – I.
8. Самостоятельное использование сформированных УУД
Упражнение 34. Цель упражнения – обратить внимание школьников на родственные глаголы (совершенного и несовершенного вида), относящиеся к разным спряжениям.
− Пользуясь инструкцией, постараемся правильно определить спряжение глаголов.
(Работа по цепочке, затем самостоятельная запись в тетрадь)
Ход рассуждений детей:
– Глагол лететь. Проверяю, какими являются его личные окончания – ударными или безударными: летишь, летим. Раз личные окончания ударные, значит, определяю спряжение по букве гласного. Это буква И . Делаю вывод: глагол лететь – II спряжения.
– Глагол летать. Проверяю, какими являются его личные окончания – ударными или безударными: лета…шь, лета…м. Раз личные окончания безударные, значит, смотрю на глагольный суффикс и по нему определяю спряжение: лет/а/ть. Глагольный суффикс -а-. Делаю вывод: глагол летать – I спряжения».
Игра “Займи своё место”. У двух ведущих карточки с буквами -Е и -И, у остальных ребят карточки, на которых написаны глаголы, с пропущенными гласными в окончаниях. По сигналу учителя ребята занимают свои места за ведущими. (Стро_т, пил_т, дума_шь, ед_шь, рису_м, люб_т, нос_т, бел_шь, пада_т, крас_т.)
9. Итог урока.
− Над какой темой мы сегодня работали?
− Что нового о глаголе вы узнали?
− Для чего мы учимся определять спряжение глагола?
10. Рефлексия.
− Закончите фразу “Теперь я знаю...” или “Я умею...”.
11. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 29 (с. 29–30) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»
Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»(Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2)...
Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть
Русский язык, 4 класс, 4 четверть (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100») Тема: Упражнения в правописании ...
Конспект урока по теме "Учусь писать письма"
формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего о...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...
План-конспект урока русского языка «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»
Задачи:Образовательные:-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголовРазвивающие:-способствовать развитию умений правописания безу...
Конспект урока по русскому языку "Написание безударных личных окончаний глаголов"
Данный материал преднозначен для учащихся 4 класса . Конспект написан по учебнику " К тайнам русского языка" Соловейчик М,...
Конспект урока по теме: «Учимся писать сочетания -жи-, -ши-»
Конспект урока 3 класса...