Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»
(Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rassuzhdenie.docx | 24.81 КБ |
k_tekstu-rassuzhdeniyu.pptx | 873.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23
с углубленным изучением отдельных предметов,
языков и культуры еврейского народа»
Конспект урока по теме:
«Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»
(Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2)
Подготовила: Калинникова О.Г.,
учитель начальных классов
г.Биробиджан, 2012
Тема: Учимся рассуждать
Цель: учить младших школьников логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи – рассуждении.
Задачи
- Открыть особенности назначения и строения рассуждения
- Познакомить с языковыми средствами текста-рассуждения
- Учиться распознавать тексты-рассуждения
Ход урока
Слайд 1. Назовите тему урока: Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения.
- Что значит - рассуждать? Важно ли владеть этим умением?
(объяснять, искать ответ на вопрос, высказывать свои мысли, мнения, делать определенные выводы). Все названное вами является строительным материалом рассуждения.
- Какие учебные задачи вы считаете необходимо поставить?
- Уточнить, для чего нужен текст-рассуждение
- Познакомиться с особенностями строения рассуждения
- Выявить, какие языковые особенности имеет текст-рассуждение
- Учебник стр. 62 № 505
ТПО стр.68 № 505
- Читаем текст, определяя, тему каждого текста и главную мысль.
Чтение по одному отрывку.
- О Иване Семенове, главная мысль – несчастен, потому что не любит учиться;
- О породе собак – водолазы, главная мысль – способность собак спасать людей на воде;
- О стремлении быть грамотным, главная мысль – грамота необходима, чтобы понимать друг друга.
- Сравним темы текстов и главные мысли.
- Темы текстов и выраженные в них мысли различны, но в отрывках есть что-то общее. Что? (все они о чем-то ведут рассуждение и есть вывод)
- Чтобы убедиться в верности нашего предположения, воспользуемся сообщением авторов учебника.
Учебник стр.62 № 506
- Что называют рассуждением?
Слайд (текст – рассуждение – это…)
- Что объединяло все прочитанные тексты?
- Как строятся тексты-рассуждения?
- Чтобы удобнее было запомнить информацию, можем её преобразовать в схему, план-алгоритм. Запишите на своих синих листках схему, по которой вам будет удобно работать. (У доски 1 из учащихся со своим выбором)
Слайд (мысль-объяснение-вывод-пример)
- Могу предложить вам свой вариант схемы.
- Рассмотрим, пронаблюдаем строение каждого текста.
Найдите и отметьте части рассуждения.
- Перед началом ставьте знак [
Слайд (текст1) Работает у экрана ученик, указкой отделяя части.
Второй текст – распознание частей рассуждения ведётся в парах.
Третий текст обсуждается коллективно, обращаем внимание на его особенность.
Работа с ТПО № 505
- С помощью каких языковых средств поймём, что перед нами рассуждение? (Какие особенные слова используют и в какой части?)
- На карточку «Специальные слова» запишите слова, которые, вы считаете, могут быть использованы в рассуждении. Эта карточка будет работать по принципу накопления. На последующих уроках пополним её.
Сверим ваши предположения с сообщением авторов.
Стр.62
Слайд ( Специальные слова)
Вывод. – Какие из учебных задач мы решили? Выполнили?
- Узнали об особенности текста-рассуждения
- Упражнялись в вычленении частей такого текста.
- - Имея такие знания, можем распознавать части рассуждения.
Учебник стр.63 № 507
- Рассуждение может быть частью какого-то текста.
- Как будете искать в тексте рассуждение? (структура)
Запись на доске. Выделение частей (Части соединились в одном предложении и продолжается в другом. Нет вывода.)
Решение орфографических задач.
- Работа в группах.
- Используя свои знания, выберите текст-рассуждение, докажите свой ответ.
- Прекрас?ны эти птиц.. в тёмных шапоч?ках и с ярк..ми грудк..ми, точно прил..тевшими в наш мир из сказоч?ной стр..ны. Ч..ще всего они с..дят неподвижно, словно специально давая людям полюбоваться своей кр..сотой. Каждый рад снегирям.
- Снегирь — птица довольно доверчивая и общительная поэтому не составляет труда приблизиться к снегирям впл..тную и ра..мотреть их.
- Существу..т и музей снегиря. Он пока единственный в мир.. и открыт в Подмосковье в дач?ном посёлке Снегири в август.. 2007 года. Музей пользуется б..льшой популярностью, рядом с ним дом отдыха «Снегири»
Обсуждение ответов.
- Спишите текст-рассуждение, решая орфографические задачи.
Учебник № 508
- Поработаем ещё с одним текстом. (Чтение задания)
Построено как отрицание; Нет «мостика» - подразумевается: … не за цвет, потому что… (Сообщение из упр)
Построение предложения с «мостиком» потому что
Вывод. Какие важные знания, умения приобрели на уроке?
Рефлексия. Самооценка.
Д/з стр.62 правило, ТПО «Потренируйся» №66
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебные задачи 1. Уточнить, для чего нужен текст-рассуждение 2. Познакомит ь ся с особенностями строения рассуждения 3. Выявить языковые особенности рассуждения
Тексты, в которых что-то объясняем , доказываем , о чем-то размышляем , делаем выводы , называем РАССУЖДЕНИЕМ
мысль
Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на белом свете. Почему ? Да потому, что Иван не любит учиться. Вот и стала для него жизнь – сплошная мука.
[ Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на белом свете. Почему ? [ Да потому, что Иван не любит учиться. [ Вот и стала для него жизнь – сплошная мука.
построение текста-рассуждения 1. Мысль 2. Объяснение, доказательство 3. Вывод потому что вот и поэтому значит так как вот почему
Спасибо за сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Учимся быть самостоятельными" 1 класс ОС "Школа 2100" ФГОС
Конспект урока по окружающему миру с презентацией....
Конспект урока по теме: "Учим слова с удвоенными согласными в корне слова"
Цель: пополнить словарный запас учащихся словами с удвоенными согласными в корне слова....
Конспект урока по теме "Учимся различать предлоги и приставки", 2 класс
Конспект урока по русскому языку по учебнику С.В.Иванова 2 класс...
Конспект урока по теме "Учусь писать письма"
формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего о...
Конспект урока на тему "Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами"
dash; Развитие умений устанавливать соответствие предложений с однородными членами и графических схем, составлять предложения с опорой на схемы. – Развитие умений ставить или не ставить з...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...
Конспект урока по теме «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»
Предмет Русский языкУМК «ШколаРоссии»Тема урока «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»Тип урока применение знаний и уменийДидактическая цель урока созда...