Конспект урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ханнанова Лилия Анасовна

Русский язык, 4 класс

Тема: I и II спряжение глаголов.

Цель: помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого; показать зависимость личного окончания глагола от спряжения; обобщить языковой материал в правило;
формировать умение спрягать глаголы неопределенной формы, а также распознавать отличительные особенности глаголов первого и второго спряжения; учить определять спряжение глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._spryazhenie._4_klass.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 4 класс

Тема: I и II спряжение глаголов.

Цель: помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого; показать зависимость личного окончания глагола от спряжения; обобщить языковой материал в правило;
формировать умение спрягать глаголы неопределенной формы, а также распознавать отличительные особенности глаголов первого и второго спряжения; учить определять спряжение глаголов.

Тип урока: урок по усвоению новых знаний.

Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие, организация внимания. Запись в тетради числа, классной работы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
а) Орфографическая минутка.
Написаны слова: с…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .
- Прочитайте слова. Что в них общего? (Глаголы 2 лица настоящего времени, единственного числа, пишутся с Ь на конце).
- Разделите эти слова на две группы по общему признаку. Какие группы у вас получились? (1 – светлеешь, везёшь, замечаешь, чернеешь; 2 – сидишь, кричишь).
- Выделите окончания глаголов. Почему на конце глаголов написан Ь?

3. Опрос.
- Как вы думаете, какой секрет русского языка нам предстоит раскрыть сегодня на уроке?
(Почему в одних случаях у глаголов пишется в окончании –Е, а в других – -И?)
- Чтобы ответить на вопрос урока, вспомним, что вы знаете о глаголе.
Рассказ с использованием схемы. Обобщение.

ФИЗМИНУТКА.


4. Усвоение новых знаний.
а) Проблемная ситуация.
- Запишите загадку: Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.
- Что это? (Снег).
- Найдите в предложении глаголы. Выделите в них окончания.
- Определите лицо и число глаголов. Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания?
- Проспрягаем глагол МОЛЧУ.
Один ученик у доски.
Дополнительно – устно – глагол, противоположный по смыслу – ГОВОРЮ. Записать только наборы личных окончаний.
- Другую пару глаголов мы возьмем из песенки кота Леопольда: «Я иду и пою обо всем хорошем…»
Один ученик у доски, остальные глаголы – устно, записывая только наборы личных окончаний.
- Одинаковы ли у них наборы личных окончаний?
Обобщение. Обратить внимание на то, что все личные окончания глаголов стоят под ударением.
б) Знакомство с наборами личных окончаний глаголов первого и второго

спряжений. Это личные окончания глагола.
- Дядюшка Глагол хочет помочь вам. Личные окончания глаголов каждого спряжения надо отлично знать. Запомнить их поможет подсказка, которую Глагол придумал для вас. Как вы ее понимаете?

- Римская цифра 1 похожа на элемент буквы Е, а римская цифра 2 – на элемент буквы И. Но надо еще запомнить, что в 3 лице мн. числа в первом спряжении пишется окончание - ут (-ют), а во втором - -ат (-ят).


в) Игра. Учитель называет слова, если это глаголы первого спряжения – нужно присесть, если второго – подпрыгнуть.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растешь, горишь, кричишь, говорит.
- Как вы рассуждали? Обобщение.

5. Закрепление изученного материала.
а) Записать глаголы в два столбика по спряжениям (самостоятельно в тетрадях):
Шалишь, торчат, ткут, берете, зубрит, жмёшь, несём, ползут, вопят, творишь, найдут, кричат.
- Проверим, как вы выполнили задание с помощью игры. Первый ряд и первый вариант второго ряда – вы – стражи города Первоспряженск, остальные – стражи города Второспряженск. Когда я читаю слово первого спряжения, жители Первоспряженска стоят спокойно, они «пропускают» слово в свой город, а жители Второспряженска должны присесть – не пропустить слово в свой город.
Проверка.
б) Выполнение следующего задания у доски и в тетрадях.
- А теперь попробуйте определить спряжение у следующих глаголов: пасу, пою, лечу, ворчу; несутся, боятся, смеются.
Запись у доски и в тетрадях с комментированием.

6. Итог урока.
а) - Какой вопрос мы задавали себе в начале урока? (Узнать, почему в одних случаях у глаголов пишется в окончании –Е, в других – -И).
- Смогли мы ответить на этот вопрос?
- От чего зависит написание гласных в окончаниях глаголов? (От спряжения).
- С секретами спряжения мы продолжим знакомство на следующих уроках.
Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....