Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»
Пояснительная записка
Образовательная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для обучающихся.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Поэтому владение родным (русским) языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира
В рамках этой образовательной области предполагается обучать детей по курсу РИТОРИКИ, так как этот курс позволяет совершенствовать коммуникативные умения и культуру речи, углубляет и, при необходимости, расширяет знания о явлениях и категориях современного русского литературного языка.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2009).
Факультатив «Риторика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;
обеспечение преемственности, так как по учебному плану данный предмет изучается со второго класса.
На изучение отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса, ключевых метапредметных понятий, которые будут являться интеграторами в ходе образовательного процесса в гимназии: пространство и время, движение и развитие, система, модель, знак и символ, дыхание, дом и человек..
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.
6. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
7. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 11 «Гармония
Рассмотрено на заседании кафедры (протокол №1) " " августа 2021г. Зав. кафедрой Самогородская Н.Н. _______________________ Согласовано Зам. директора УР ___________________/Н.В.Павлюченко « » августа 2021 г. | «Утверждаю»(приказ № 1 ) Директор МАОУ Гимназия №11 «Гармония» ___________________/С.И.Бегунов « 31» августа 2021 г. | |||||
Рабочая программа 2-х классов
по родной литературе ( риторике)
на 2021 - 2022 учебный год
программа образовательной системы «ШКОЛА 2100»
Учебно-методический комплект:
Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса: в 2 частях./-М.: Идательство «Ювента»; издательство «Баласс», 2017
Методическая литература:
* Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации к учебнику 2 класса/ М.: Идательство «Ювента»; издательство «Баласс», 2013
Количество часов в год - 34; количество часов в неделю - 1;
1 четверть- 8 часов
2 четверть- 8 часов
3 четверть -10 часов
4 четверть – 8 часов
Программа МОРФ 2011
Учителя: Щербакова Светлана Николаевна
Новосибирск - 2021
Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»
Пояснительная записка
Образовательная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для обучающихся.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Поэтому владение родным (русским) языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира
В рамках этой образовательной области предполагается обучать детей по курсу РИТОРИКИ, так как этот курс позволяет совершенствовать коммуникативные умения и культуру речи, углубляет и, при необходимости, расширяет знания о явлениях и категориях современного русского литературного языка.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2009).
Факультатив «Риторика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;
обеспечение преемственности, так как по учебному плану данный предмет изучается со второго класса.
На изучение отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса, ключевых метапредметных понятий, которые будут являться интеграторами в ходе образовательного процесса в гимназии: пространство и время, движение и развитие, система, модель, знак и символ, дыхание, дом и человек..
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.
6. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
7. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке):
Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить детей, чтобы они видели друг друга. Для этого надо просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник и т.д. Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, такую же трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик, идёт обсуждение). Безусловно, в классе необходим магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки. Очень результативно использование видеомагнитофона- увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи детей, сделать самостоятельно необходимые выводы.
В факультативном курсе «Риторика» осуществляются тесные межпредметные связи
с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Содержание учебного предмета |
|
ОБЩЕНИЕ | |
Для чего люди общаются. | |
Виды общения | |
У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах). | Устное и письменное общение |
Речевая деятельность | |
У-1. Слушать учителя, его объяснения. | Слушание. |
У-1. Анализировать шрифтовые выделения (в том числе и цветом) в текстах учебников. | Письменная речь. Графическая |
Речь правильная и хорошая (эффективная) | |
У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего. | Недочеты в речи. |
Речевой этикет | |
У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения. | В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). |
ТЕКСТ | |
У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст. | Что такое текст. |
Этикетные речевые жанры | |
У-2. Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах. | Приветствие. |
У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости. | Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
учащиеся научатся:
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
учащиеся научатся
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- понимать учебную задачу, последовательность действий при её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать своё предположение (версию);
- работать по предложенному плану;
- совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
учащиеся научатся:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- находить ответы на вопросы,
- используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- обнаруживать изменения, происходящие с объектами (по результатам наблюдения, опыта), устно описывать объекты наблюдения, соотносить результаты с целью наблюдения.
учащиеся получат возможность научиться:
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать предметы и их образы;
- подробно пересказывать небольшие тексты, называя их тему;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей
- самостоятельно готовить рабочее место, пользоваться учебными принадлежностями, выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.
Коммуникативные УУД
учащиеся научатся
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать несложный текст;
- проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
учащийся получат возможность научиться:
–анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
- различать описания разных стилей – делового и художественного;
- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
- редактировать текст с недочётами.
Работа с информацией
Обучающиеся научатся:
– получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;
– осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;
– определять возможные источники информации и способов её поиска;
– рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– оценивать потребность в дополнительной информации;
– получать информацию из наблюдений при общении;
– анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
– наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.
Совместная деятельность
Обучающиеся научатся:
– определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
– осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- выступать перед публикой и слушать своего оппонента;
- различать типы текстов, делить текст на части;
- применять в своей речи новые термины;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек и «вредных» слов;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Учебная литература для учителя
| Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
| Т.А Ладыженская М.:Баласс2017 г | “Детская риторика. В рассказах и рисунках” | Учебник для 1- 4 класса |
| Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2013 г | “Уроки риторики в школе» | Книга для учителя |
| Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
| Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
| Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
| Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
| Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
| Т.А Ладыженская М.:Баласс 2017 г | “Детская риторика. В рассказах и рисунках” | Учебник |
Тематическое планирование из расчёта 1ч в неделю(34 часа)
Название раздела | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | Итого |
Общение | 3 ч | 3 | |||
Как мы говорим | 5ч | 5 | |||
Учусь слушать | 5 ч | 5 | |||
Вежливая просьба | 2 ч | 2 | |||
Учусь читать и писать | 1 ч | 1 | |||
Текст. Тема и основная мысль | 2 ч | 2 | |||
Пересказы | 3 ч | 3 | |||
Вежливый отказ | 3 ч | 3 | |||
Типы текстов | 1ч | 1 | |||
Рассуждение | 1ч | 2ч | 3 | ||
Описание | 3ч | 3 | |||
Невыдуманный рассказ | 3ч | 3 | |||
8 ч | 8 ч | 10 ч | 8 ч | 34 ч |
В тематическом планировании предусмотрено проведение тестовых работ проверочного характера согласно пройденному материалу по разделам программы.
1 четверть – 1 тест, 2 четверть – 1 тест, 3 четверть – 3 теста, 4 четверть – 1 тест
ОБЩЕНИЕ - 1 часть 16 часов 1 четверть 8 часов Общение – 3 ч | |||||
№ | Неделя (1 час в неделю) | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (Н) – на необходимом уровне, (П) на программном уровне (деятельность осуществляется, прежде всего не уроке. Не допускается превышение временных норм выполнения домашнего задания) | Формы контроля | |
1 | 1сентябрь | Проверь себя Наука риторика. | Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н). Познакомиться с учебником (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П). Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П). Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). | Выводы детей о значении речи. Составление таблицы основных понятий. | |
2 | 2сентябрь | Кто-что-кому Коллективное письмо мэру нашего города | Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). | Творческое задание «Письмо другу». | |
3 | 3сентябрь | Кому – кто. Адресат – адресант | Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). | Инсценирование с.19 | |
КАК МЫ ГОВОРИМ -5 часов | |||||
4 | 4сентябрь | Темп. Громкость | Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). | Определение темпа по рисункам с.27 | |
5 | 5октябрь | Тон речи. То же слово, да не так бы вымолвить | С.32 упр.43.Выбор тона в зависимости от ситуации | ||
6 | 6октябрь | Настроение, чувства и тон говорящего | Составление рассказа | ||
7 | 7октябрь | Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд | С.44 упр. 56 рассказ с использованием несловесных средств | ||
8 | 8октябрь | Подведение итогов | Самостоятельная работа. Самоанализ. | Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 минут). Тест № 1 | |
2 четверть (8 часов) УЧУСЬ СЛУШАТЬ 5 часов | |||||
9 | 1ноябрь | Мы слушаем-нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н). Называть правила вежливости при разговоре (Н). Объяснять, почему их следует соблюдать (Н). | Самостоятельная работа. Выступление с интересным сообщением | |
10 | 2ноябрь | Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять. | См.работа. | ||
11 | 3ноябрь | Слушаем и выделяем непонятное | С.65 упр.83 Отгадывание слов. | ||
12 | 4ноябрь | Слушаем, как говорят | См.работа. | ||
13 | 5декабрь | Слушаем на уроке. Слушаем целый день! | Соревнование друг с другом в умении слушать и понимать. Тест № 2 | ||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА-2 часа | |||||
14 | 6декабрь | Просить-умолять-требовать | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). | Придумывание сказочной истории. | |
15 | 7декабрь | Скрытая просьба | См.работа Составление предложений с выражением просьбы | ||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ -1 час | |||||
16 | 8декабрь | О чём нам говорит шрифт? Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы Экскурсия в печатный цех | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). | Работа с учебником. Самопроверка Самостоятельная работа. Дополнение схемы | |
ТЕКСТ II часть-18 часов 3 четверть (10 часов) ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ-2 часа | |||||
17 | 1январь | Тема, основная мысль, заголовок текста. | Различать текст и набор предложений (Н). Объяснять роль заголовка (Н). Озаглавливать текст (Н). Определять тему и основную мысль текста (Н). Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). Выделять незнакомые слова в тексте (Н). Выяснять значение непонятных слов (Н). Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н). Выделять начало, основную часть, конец текста (Н). 4Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н). | См.работа | |
18 | 2январь | Опорные слова Описание животного наших лесов | Создание текста Тест № 3 | ||
ПЕРЕСКАЗ - 3 часа | |||||
19 | 3январь | Подробный пересказ Использовать текст о красоте леса НСО | Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). | Подробный пересказ | |
20 | 4февраль | Краткий пересказ О подвигах героев - земляков | Краткий пересказ | ||
21 | 5февраль | План. Текст и план | См.составление плана Тест № 4 | ||
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ – 3 часа | |||||
22 | 6февраль | Согласие или отказ. | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). | Разыгрывание ситуаций | |
23 | 7февраль | Отказывай не обижая. | Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). | Анализ ситуаций | |
24 | 8март | Ответы на отказ | Инсценирование ситуаций Тест № 5 | ||
ТИПЫ ТЕКСТОВ – 1 час | |||||
25 | 9март | Типы текстов | Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). | Фронтальный опрос | |
РАССУЖДЕНИЕ – 3 часа | |||||
26 | 10март | Рассуждение. Примеры в рассуждении. Составление текста. Я горжусь своим городом Новосибирском. | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). | Создание текста-рассуждения | |
4 четверть (8 часов) | |||||
27 | 1март | Ссылка на правило, закон. | Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения | Викторина «почемучек» | |
28 | 2апрель | Точные и неточные объяснения. | |||
ОПИСАНИЕ – 3 часа | |||||
29 | 3апрель | Описание. Признаки предметов. Описание деревьев нашей области | Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). | Составление текста описания упр.105 | |
30 | 4апрель | Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини загадку. Загадки о животных наших лесов | Сочинение загадки | ||
31 | 5апрель | Невыдуманный рассказ. Было или придумано? Части рассказа | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). | Фронтальный опрос Придумывание пропущенной части текста | |
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ - 3 часа | |||||
32 | 6май | Было или придумано. Сочинение Новосибирск – город будущего | Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). | Рассказ на тему «Случай из жизни». | |
33 | 7май | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). | |||
34 | 8май | Подведем итоги. | Групповая работа | Тест № 6 20 мин Коллективный анализ |
Развернутое тематическое планирование по риторике для 2 класса разработано на основе авторской программы Т. А. Ладыженской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"
Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
Рабочая программа по курсу" Литературное чтение на родном ( русском) языке
Данный курс направлен на достижение предметных результатов в предметной области « Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке», включающих понимание роли чтения, использование...
Рабочая программа по курсу" Литературное чтение на родном ( русском) языке
в данном материале представлено структуирование рабочей программы по курсу " Литературное чтение на родном( русском ) языке и календарно-тематическое планирование данного курса из расчета 1 ч в н...
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение на родном русском языке". 4 класс
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение на родном русском языке". 4 класс...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Азбука родного села"
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Рос...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение на родном языке» 1 класс
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное ...