Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение на родном языке» 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение», которая является частью УМК системы «Начальная инновационная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke_1_klass.docx | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Школа-сад №7»
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Приказ № ___от «__» ______201 г.
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________________ Протокол №__от «___» ____2019 г. Руководитель МО _________________________Ф.И.О. _______________________ подпись | УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета Протокол №___от «___» ____2019 г. Председатель МС ________________________Ф.И.О. _______________________ подпись | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ______________ Ф.И.О. «___» _________2019 г. _____________ подпись . .
|
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Литературное чтение на родном языке»
Класс: 1 «Е»
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 16ч/год; 1 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение», которая является частью УМК системы «Начальная инновационная школа».
Учебник: Учебник «Литературное чтение», 1 класс. Г. С.Меркин, Б. Г.Меркин, С. А .Болотова .М.: «Русское слово - учебник»,2012.
Рабочую программу составила: Измайлова Лариса Алексеевна
г. Ханты-Мансийск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Рабочая программа составлена на основе программы Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение», которая является частью УМК системы «Начальная инновационная школа».
На изучение курса «Литературное чтение на родном (русском)» в каждом классе начальной школы отводится 1ч в неделю во 2 полугодии. Программа рассчитана с 1 по 4 класс на 67 часов.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ЦО «Школа-сад № 7»
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Предмет «Родной язык и литература» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
- расширение читательского кругозора обучающихся;
- речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- следующие умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей;
- сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами являются:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по литературному чтению на родном языке
1 класс
Обучающиеся должны:
- слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;
- заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;
- обмениваться впечатлениями от прочитанного;
- читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребенка;
- пересказывать знакомые сказки;
- воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
- сосредотачиваться на чтении текста;
- собеседника; громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
- делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
- грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;
- доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;
- читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;
- понимать значения слов и выражений исходя из контекста;
- соблюдать интонацию различных типов предложения;
- наблюдать за языком художественного произведения;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.
2. Содержание учебного предмета, курса
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению, их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).
Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или, о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Дополнительная литература для самостоятельного чтения:
1 класс
Я и моя семья
О. Высотская Дорогая наша мама; В. Берестов. Праздник мам; Е. Благинина. Мамин день; С. Чёрный. Приставалка; Л. Толстой. Садовник и сыновья. Отец и сыновья; Е. Пермяк. Торопливый ножик. Для чего руки нужны; А. Барто. Вот так защитник!; К. Чуковский. Федотка; русские народные сказки: «Репка» (отрывок), «Бобовое зернышко» (отрывок).
Я и моя страна
Ю. Яковлев. Родина; К. Ушинский. Наше Отечество; П. Воронько Лучше нет родного края; А. Пришелец. Наш край; А. Прокофьев «Нет на свете Родины дороже...» (отрывок); О. Высотская. Первое Мая; Е. Благинина. Салют. Шинель; Т. Белозеров. День Победы; Парад Победы (по С. Алексееву); М. Карем. Мирная считалка; А. Митяев. Вечный цветок.
Я и мои друзья
Дружба (по А. Митяеву); Л. Толстой. Два товарища. Муравей и голубка; Ю. Мориц. Кто сильнее? С. Михалков. Хорошие товарищи. Мы с приятелем (отрывок); Е. Благинина. Подарок; А. Неверов. Жучка; В. Берестов. За игрой; Б. Заходер. Переплетчица; русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (отрывок), «Гуси-лебеди» (отрывок).
Я и мои дела
Как Маша стала большой (по Е. Пермяку). Е. Пермяк. Первая рыбка; Я. Тайц. Всё здесь; В. Орлов «Я учу стихотворенье...»; Э. Успенский. Если был бы я девчонкой; Потерянный день. Своими руками (по В. Осеевой); М. Пляцковский. Мы с папой – первоклассники; Л. Толстой. Лгун; А. Барто. С утра на лужайку; Е. Благинина. По малину; В. Сухомлинский. Почему ты вчера не искал мои очки?
Я и природа
Е. Трутнева. Приговорка; В. Бианки. Лис и Мышонок. Лесной оркестр (по В. Бианки); Т. Белозеров. Тучка; С. Маршак. Радуга; Хочу бодаться (по С. Михалкову); К. Ушинский. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса Патрикеевна; Л. Толстой. Галка и кувшин; С. Чёрный. Жеребенок; И. Токмакова. Подарили собаку; русская народная сказка «Лиса и рак».
1 класс
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности на уровне УУД | ||
Предметные результаты | Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Личностные результаты | ||
Я и моя семья (3 часа) | ||||
1. | О. Высотская. Дорогая наша мама; В. Берестов. Праздник мам | Научатся: осознанному и правильному плавному слоговому чтению слов с постепенным переходом на чтение целыми словами; составлению устного выска- зывания по теме урока; выбору детской книги по теме урока; рассматриванию детской книги и ориентации в ней; слушанию ху- дожественного текста | Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу. Познавательные: прогнозировать содержание раздела книги; находить и выделять необходимую информацию, ориенти- роваться в учебной книге по условным обозначениям, определять общие признаки читаемых слов и обложек детских книг; собирать из смысловых частей пословицу. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы, слушать ответы одноклассников, составлять устное высказывание о своей семье | Положительное отношение к уроку литературного чтения. Интерес к чтению книг для детей. Любовь, внимание, уважение к членам своей семьи. Понимание значения семьи в жизни каждого человека |
2. | Л. Толстой. Садовник и сыновья. Отец и сыновья | |||
3. | Пермяк. Торопливый ножик. Для чего руки нужны. Пермяк. | |||
Я и моя страна (3 часа) | ||||
4. | Ю. Яковлев. Родина; К. Ушинский. Наше Отечество | Научатся: осознанному, правильному плавному слоговому чтению слов с постепенным переходом на чтение целыми словами; составлению устного выска- зывания по теме урока; рассматриванию детской книги и ориентации в ней; подбору детских книг по теме урока; слушанию худо- жественного текста | Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу. Познавательные: прогнозировать содержание раздела книги; находить и выделять необходимую инфор- мацию, ориентироваться в учебной книге по условным обозначениям, определять общие признаки читаемых слов; сопоставлять тему урока и предложенные детские книги; собирать из смысловых частей пословицу по заданной теме. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы, учиться слушать ответы одноклассников, составлять устное высказывание о своем родном крае | Положительное отношение к уроку литературного чтения. Интерес к чтению книг для детей. Чувство любви и гордости за свою малую родину, за Россию. Понимание значения родины в жизни каждого человека |
5. | А. Пришелец. Наш край; А. Прокофьев «Нет на свете Родины дороже...» | |||
6. | Т. Белозеров. День Победы; Парад Победы (по С. Алексееву) Т. Белозеров. | |||
Я и мои друзья (4 часа) | ||||
7. | Л. Толстой. Два товарища. Муравей и голубка | Научатся: осознанному, правильному плавному слоговому чтению слов с постепен- ным переходом на чтение целы- ми словами; составлению устного выска- зывания по теме урока; рассматриванию детской книги и ориентации в ней; выбирать детскую книгу по теме урока; слушать художе- ственный текст | Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу. Познавательные: прогнозировать содержание раздела книги; находить и выделять необходимую инфор- мацию, определять общие признаки чи- таемых слов; соотносить тему урока и предложенные детские книги по ней; собирать из смысловых частей пословицу по заданной теме Коммуникативные: участвовать в обсуж- дении поставленной проблемы, выстраивать речевое высказывание в устной форме о своих друзьях выражения из литературного произведения; определять смысловые связи от- дельных предложений из прочитанного текста; определять главную мысль произведения; формулировать несложный вывод на основе прочитанного с приведением доводов. | |
8. | С. Михалков. Хорошие товарищи. Мы с приятелем (отрывок) | |||
9. | А. Неверов. Жучка; В. Берестов. За игрой | |||
10. | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (отрывок) | |||
Я и мои дела (3 часа) | ||||
11. | Э. Успенский. Если был бы я девчонкой | Научатся: осознанному, правильному плавному слоговому чтению слов с постепенным переходом на чтение художественного текста целыми словами; чтению цепочек слов и выражений с объяснением их значения; выразительному чтению вслух; составлению характеристики героев произведения; рассматриванию иллюстрации к тексту и со- отнесению ее с содержанием произведения | Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока; контролировать свои действия по заданному образцу. Познавательные: понимать содержание прочитанного худо- жественного произ- ведения; сравнивать слова и выражения из текста; находить в тексте информацию, характеризующую героя произведения; определять главную мысль произведения; формулировать не- сложный вывод. Коммуникативные: определять авторское отношение к героям произведения и формулировать свое отношение к прочи- танному; слушать ответы одноклассников; пересказывать текст | Уважение к труду и людям труда. Чувство удовлетворения от сделанного самостоятельно. Желание дарить радость людям |
12. | М. Пляцковский. Мы с папой – первоклассники | |||
13. | В. Сухомлинский. Почему ты вчера не искал мои очки? | |||
Я и природа (3 часа) | ||||
14. | В. Бианки. Лис и Мышонок. Лесной оркестр (по В. Бианки) | Научатся: осознанному, правильному плавному слоговому чтению слов с постепенным переходом на чтение художественного текста целыми словами; чтению цепочек слов и отдельных выражений с объяснением их значения; выразительному чтению вслух; составлению описания героев произведения; рассматриванию иллюстрации к тексту и со- отнесению ее с содержанием произведения | Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока; контролировать свои действия по заданному образцу. Познавательные: понимать содержание прочитанного худо- жественного произведения; сравнивать слова и отдельные выражения из текста; находить в тексте ин- формацию, характе- ризующую героя произведения; определять авторский замысел; определять смысловые связи отдельных предложений из про- читанного текста; определять главную мысль произведения; формулировать не- сложный вывод. Коммуникативные: определять авторское отношение к героям произведения и фор- мулировать свое от- ношение к прочитан- ному произведению; | Интерес к описанию повадок животных. Чувство любви к природе |
15. | С. Маршак. Радуга; Хочу бодаться (по С. Михалкову) | |||
16. | К. Ушинский. Не ладно скроен, да крепко сшит. | |||
Итого: 16 часов |
3.Тематическое планирование учебного материала.
Распределение часов по разделам.
№ | Тема | кол-во часов |
1 | Я и моя семья | 3 ч |
2 | Я и моя страна | 3 ч |
3 | Я и мои друзья | 4 ч |
4 | Я и мои дела | 3 ч |
5 | Я и природа | 3 ч |
Итого | 16 ч |
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | План дата | Факт дата | Название темы/урока |
Я и моя семья (3 часа) | |||
1 | О. Высотская. Дорогая наша мама; В. Берестов. Праздник мам | ||
2 | Л. Толстой. Садовник и сыновья. Отец и сыновья | ||
3 | Пермяк. Торопливый ножик. Для чего руки нужны. Пермяк. | ||
Я и моя страна (3 часа) | |||
4 | Ю. Яковлев. Родина; К. Ушинский. Наше Отечество | ||
5 | А. Пришелец. Наш край; А. Прокофьев «Нет на свете Родины дороже...» | ||
6 | Т. Белозеров. День Победы; Парад Победы (по С. Алексееву) Т. Белозеров. | ||
Я и мои друзья (4 часа) | |||
7 | Л. Толстой. Два товарища. Муравей и голубка | ||
8 | С. Михалков. Хорошие товарищи. Мы с приятелем (отрывок) | ||
9 | А. Неверов. Жучка; В. Берестов. За игрой | ||
10 |
| «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (отрывок) | |
Я и мои дела (3 часа) | |||
11 |
| Э. Успенский. Если был бы я девчонкой | |
12 |
| М. Пляцковский. Мы с папой – первоклассники | |
13 |
| В. Сухомлинский. Почему ты вчера не искал мои очки? | |
Я и природа (3 часа) | |||
14 |
| В. Бианки. Лис и Мышонок. Лесной оркестр (по В. Бианки) | |
15 |
| С. Маршак. Радуга; Хочу бодаться (по С. Михалкову) | |
16 |
| К. Ушинский. Не ладно скроен, да крепко сшит. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1-4 класс
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читат...
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса
Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Кан...
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение на родном русском языке". 4 класс
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение на родном русском языке". 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на родном языке (чукотский)» 1-4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной основной образоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов
1.Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 4 класса (предметная область «Родной язык и литературное чтение н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...