Конспект урока "Правописание глаголов прошедшего времени."
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Крук Светлана Викторовна

Конспект урока для 4 класса по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_suffiksov_4_kl.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Правописание глаголов прошедшего времени.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Развитие  умения  распознавать  глаголы  прошедшего  времени  и  правильно  писать  их суффиксы.

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся о глаголе, как части речи.
  2. Воспитывать интерес к изучению русского  языка, самостоятельность, творческую активность.
  3. Развивать орфографическую зоркость, память, речь в соответствии с языковыми нормами 

Оборудование: карточки

Ход урока.

I. Орг. момент

- Ребята, я хочу пожелать вам быть здоровыми, какое слово мне нужно использовать?

- Молодцы! Сейчас я произнесу слово «Здравствуйте, …»  и назову кого-то из класса. Те, кого я назову, в ответ улыбнутся и помашут мне рукой – показывая таким образом свою готовность к уроку. 
- Здравствуйте, девочки! 
- Здравствуйте, мальчики! 
- Здравствуйте, те, кто пришел в школу пешком! 

- Здравствуйте, те, кто приехал на машине или автобусе!
- Здравствуйте, кто сегодня хочет узнать что-то новое! 
II. Мотивация

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

- Определите, какую букву мы повторим в минутке чистописания: эта буква  в  слове обозначает согласный, непарный, звонкий, твердый звук.

Лл ЛЛлл – продолжить цепочку

III. Повторение

1. – Посмотрите на доску и прочитайте слова, записанные на доске.

- Поставьте в них ударение

        Бежит, кушал, закрыл, ушёл, молчал, дёргал

- Что общего у этих слов? (Это глаголы)

- Докажите (обозначают действие и отвечают на вопросы….)

- Найдите лишнее слово? (Бежит)

- Докажите (Это глагол настоящего времени, а остальные прошедшего)

- Докажите, что это глаголы прошедшего времени. (Отвечают на вопрос что делал? и имеют суффикс –л)

IV. Вхождение в тему

- Назовите слова с безударной гласной в суффиксе (кушал, дёргал)

- Знаете ли вы, как проверить написание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени?

- Какова цель нашего урока сегодня? ( научиться определять безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени)

- Итак, тема нашего урока: Правописание глаголов прошедшего времени

V. Изучение нового.

КРАСИЛ

ПАЧКАЛ

ГЛЯДЕЛ

– Посмотрите и прочитайте на доске слова, определите, какой частью речи они являются.

- Что можете сказать о этих глаголах?

- Молодцы, это глаголы прошедшего времени. Докажите, на какие вопросы отвечают эти глаголы.

- Запишите эти глаголы в тетрадь в столбик и поставьте ударение.

- В какой части слова находятся безударные гласные?

– Теперь давайте образуем и запишем  неопределённую форму для каждого  глагола.

 -Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом  глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов неопределенной формы.

- Что общего вы заметили?

 - Какой вывод можно сделать о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л ? (У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л  пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ  в неопределенной форме)

 – Сформулируйте правило, как можно определить написание безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени.

- Молодцы! Давайте потренируемся, определите, какой суффикс надо написать в глаголе ЕЗД…Л?

(Чтобы узнать какой суффикс написать перед –Л надо образовать неопределенную форму  ездил—ездиТЬ. В неопределенной форме  суффикс -И перед -ТЬ, значит –И и перед –Л)

VII. Физминутка

- Ребята. Я буду называть слова а вы должны будете выполнить упражнения.

Прошедшее время – присесть

Настоящее время – встать

Будущее время – подпрыгнуть

Болел, прячется, слышит, спал,  смотрит, выучит, устанет, бежит, заговорит, слетел, радуется, исправим, проспит, вскрикнул, белеет, летит.

VIII. Закрепление

- Работаем по учебнику, откройте учебник на странице 112. Выполняем упр. 236

Образуем от глаголов в начальной форме глаголы прошедшего времени.

Рассуждаем вслух.

- Не забываем про алгоритм определения безударной гласной в суффиксе.

(Для того чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу. Выяснить, какой суффикс стоит   перед _-ть.

 В глаголах прошедшего времени перед суффиксом  -л- надо написать тот же суффикс, который стоит в неопределенной форме.)

IX. Тест

- У вас на столе лежит тест, подпишите листочки и выполните задание, для закрепления.

X. Итог урока. Рефлексия

- Вот и подошел к концу урок. Сегодня мы повторили всё, что нам известно о глаголе и особенно о правописании  глаголов в прошедшем времени. Вы очень  хорошо поработали и давайте оценим свою работу по таблице самооценки.

- В заключении нашего урока хочу рассказать вам притчу. 
Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка. 
- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды он. 
- Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят! 
Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества помогут вам добывать главную награду: знания.

XIII. Домашнее задание: с. 113 упр. 240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».

Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием  глагол...

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...

Конспект урока "Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем време...