Мастер-класс "Красив и богат русский язык"
статья по русскому языку

Бобылева Ирина Игоревна

Мастер-класс по ознакомлению учащихся начальной школы с фразеологизмами. В мастер-классе представлены различны методы работы с фразеологизмами. Выступление сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bobyleva_ii_zonalnyy_etap_ug_2024_k.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Богат и красив русский язык»

Слайд 1:

Здравствуйте, меня зовут Бобылева Ирина Игоревна, я являюсь учителем начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Ковернинская средняя школа №1».

Сегодня я предлагаю Вам понаблюдать за речью современных школьников и провести небольшой лингвистический эксперимент.

Слайд 2:

Современный русский язык переживает трудные времена. Ученые бьют тревогу, все чаще говорят о стремительных негативных изменениях, которые происходят в русском языке, о том, что он истощается, теряет свой блеск, глубину. Я полностью разделяю беспокойство научного сообщества. 

Сегодня из уст деятелей культуры и политики, дикторов и журналистов звучит неграмотная речь; молодежный сленг и иностранные заимствования вытесняют литературный язык; в фильмах звучат жаргонизмы, что оказывает влияние на формирование активного словаря современных школьников.

Слайд 3:

Но, ведь русский язык «великий, правдивый и могучий», как говорил известный классик. Иван Сергеевич Тургенев призывал беречь наш прекрасный русский язык, называя его кладом и достоянием, переданным нашими предшественниками..

И кто, если не мы, учителя, можем показать ребятам богатство и красоту, гибкость и мощь нашего родного языка.

Поэтому я предлагаю Вам мой мастер-класс «Красив и богат русский язык»

Слайд 4:

Посмотрите, пожалуйста, на экран, что объединяет эти высказывания?

 (это все фразеологизмы)

Верно, о них мы сегодня и поговорим. Фразеологизм — устойчивое сочетание слов.

Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной.

Слайд 5: по щелчку появляются новые части тела:

Предлагаю Вам нарисовать портрет человека, используя фразеологизмы! Называем фразеологизмы по частям тела.

Какие фразеологизмы, со словом голова, вы знаете?

5 (Голова: морочить голову, сломя голову, человек с головой;

6 Глаза: хлопать глазами, с глазу на глаз, мозолить глаза;

7 Нос: повесить нос, клевать носом, остаться  сносом, водить за нос;

8 Рот: держать рот на замке, каша во рту,  набрать в рот воды, рот разинуть, губа не дура;

9 Уши: развесить уши, навострить уши;

10 Шея: сесть на шею, дать по шее;

11  Живот: подорвать живот, не жалея живота

12 Ноги: на широкую ногу, не с той ноги, без задних ног

13 Руки: мастер на все руки, сложа руки, не покладая рук, из рук вон плохо, рукой подать, взять себя в руки)

Посмотрите, оказывается, можно даже рисовать с помощью фразеологизмов.

А сейчас нарисованный нами человечек оживет, и заговорит фразеологизмами, представляю Вашему вниманию Ералаш «Эзопов язык», созданный учащимися нашей школы!

При просмотре необходимо сосчитать, сколько фразеологизмов Вы заметите?

Слайд 14: Ералаш:по щелчку

 (Просмотр видео+ считают сколько фразеологизмов)

Сколько фразеологизмов насчитали? 38

Молодцы!

Слайд 15:

А сейчас поиграем! Предлагаю посмотреть на 3 фотографии, которые иллюстрируют фразеологизмы, найти лишнюю?

лишнее рот на замке

 (смотрим фотографии, обсуждаем)

Слайд 16: Лишнее засучив рукава

Слайд 17: лишнее как 2 капли воды

Прекрасно, справились и с этим заданием!

Слайд 18:

Работать с фразеологизмами можно на разных уроках. Используя фразеологизмы в качестве разминки. Предлагаю Вашему вниманию прием «Чтение по спирали», попробуем прочитать фразеологизмы.

Что общего у этих фразеологизмов? (во всех используются числительные). Верно, фразеологизмы можно вспоминать и на уроках математики.

Слайд 19:

Введение  фразеологизмов в речь способно сделать ее более образной, яркой, выразительной, избежать речевых штампов и сухости изложения. Устойчивые сочетания широко используются в разных речевых стилях, а я предлагаю Вам в преддверии Международного женского дня составить общее пожелание, используя известные фразеологизмы.

Желаем быть всегда веселыми и…не вешать нос,

Беречь близких…как зеницу ока,

В профессии чувствовать себя…. как рыба в воде,

Пусть рабочие будни проходят…без сучка, без задоринки,

Пусть дом Ваш пусть будет…полная чаша,

Счастье льётся… через край,

А судьба преподносит подарки …на блюдечке с голубой каёмочкой!

Слайд 20:

И пусть цветок красноречия не завянет в сердцах ваших учеников.

На мой взгляд, замечательным инструментом в этом вопросе являются фразеологизмы.

 потому что изучение фразеологии не только составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи, но и раскрывает огромный исторический опыт народа, так как  в ней отражены трудовая деятельность, быт и культура нации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык...

Язык прекрасный русского народа,Как ты пленителен, как близок мне!Какие тайные созвучья-струныРодишь ты вдруг в душевной глубине!Великий, мощный, благозвучный...Язык славянский, ты - язык и мой.В твои...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Творческая работа "Богатый и могучий русский язык"

Классный час для детей -мигрантов...

Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»

Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...

Внеклассное занятие по русскому языку 2 класс " Мой богатый русский язык"

Цели занятия:  -развивать интерес детей к изучению русского языка;- расширять активный словарь;-прививать любовь к русскому слову; -воспитывать чувство патриотизма, толерантности;-расширять круго...