Мастер-класс "Красив и богат русский язык"
статья по русскому языку
Мастер-класс по ознакомлению учащихся начальной школы с фразеологизмами. В мастер-классе представлены различны методы работы с фразеологизмами. Выступление сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_bobyleva_ii_zonalnyy_etap_ug_2024_k.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Богат и красив русский язык»
Слайд 1:
Здравствуйте, меня зовут Бобылева Ирина Игоревна, я являюсь учителем начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Ковернинская средняя школа №1».
Сегодня я предлагаю Вам понаблюдать за речью современных школьников и провести небольшой лингвистический эксперимент.
Слайд 2:
Современный русский язык переживает трудные времена. Ученые бьют тревогу, все чаще говорят о стремительных негативных изменениях, которые происходят в русском языке, о том, что он истощается, теряет свой блеск, глубину. Я полностью разделяю беспокойство научного сообщества.
Сегодня из уст деятелей культуры и политики, дикторов и журналистов звучит неграмотная речь; молодежный сленг и иностранные заимствования вытесняют литературный язык; в фильмах звучат жаргонизмы, что оказывает влияние на формирование активного словаря современных школьников.
Слайд 3:
Но, ведь русский язык «великий, правдивый и могучий», как говорил известный классик. Иван Сергеевич Тургенев призывал беречь наш прекрасный русский язык, называя его кладом и достоянием, переданным нашими предшественниками..
И кто, если не мы, учителя, можем показать ребятам богатство и красоту, гибкость и мощь нашего родного языка.
Поэтому я предлагаю Вам мой мастер-класс «Красив и богат русский язык»
Слайд 4:
Посмотрите, пожалуйста, на экран, что объединяет эти высказывания?
(это все фразеологизмы)
Верно, о них мы сегодня и поговорим. Фразеологизм — устойчивое сочетание слов.
Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной.
Слайд 5: по щелчку появляются новые части тела:
Предлагаю Вам нарисовать портрет человека, используя фразеологизмы! Называем фразеологизмы по частям тела.
Какие фразеологизмы, со словом голова, вы знаете?
5 (Голова: морочить голову, сломя голову, человек с головой;
6 Глаза: хлопать глазами, с глазу на глаз, мозолить глаза;
7 Нос: повесить нос, клевать носом, остаться сносом, водить за нос;
8 Рот: держать рот на замке, каша во рту, набрать в рот воды, рот разинуть, губа не дура;
9 Уши: развесить уши, навострить уши;
10 Шея: сесть на шею, дать по шее;
11 Живот: подорвать живот, не жалея живота
12 Ноги: на широкую ногу, не с той ноги, без задних ног
13 Руки: мастер на все руки, сложа руки, не покладая рук, из рук вон плохо, рукой подать, взять себя в руки)
Посмотрите, оказывается, можно даже рисовать с помощью фразеологизмов.
А сейчас нарисованный нами человечек оживет, и заговорит фразеологизмами, представляю Вашему вниманию Ералаш «Эзопов язык», созданный учащимися нашей школы!
При просмотре необходимо сосчитать, сколько фразеологизмов Вы заметите?
Слайд 14: Ералаш:по щелчку
(Просмотр видео+ считают сколько фразеологизмов)
Сколько фразеологизмов насчитали? 38
Молодцы!
Слайд 15:
А сейчас поиграем! Предлагаю посмотреть на 3 фотографии, которые иллюстрируют фразеологизмы, найти лишнюю?
лишнее рот на замке
(смотрим фотографии, обсуждаем)
Слайд 16: Лишнее засучив рукава
Слайд 17: лишнее как 2 капли воды
Прекрасно, справились и с этим заданием!
Слайд 18:
Работать с фразеологизмами можно на разных уроках. Используя фразеологизмы в качестве разминки. Предлагаю Вашему вниманию прием «Чтение по спирали», попробуем прочитать фразеологизмы.
Что общего у этих фразеологизмов? (во всех используются числительные). Верно, фразеологизмы можно вспоминать и на уроках математики.
Слайд 19:
Введение фразеологизмов в речь способно сделать ее более образной, яркой, выразительной, избежать речевых штампов и сухости изложения. Устойчивые сочетания широко используются в разных речевых стилях, а я предлагаю Вам в преддверии Международного женского дня составить общее пожелание, используя известные фразеологизмы.
Желаем быть всегда веселыми и…не вешать нос,
Беречь близких…как зеницу ока,
В профессии чувствовать себя…. как рыба в воде,
Пусть рабочие будни проходят…без сучка, без задоринки,
Пусть дом Ваш пусть будет…полная чаша,
Счастье льётся… через край,
А судьба преподносит подарки …на блюдечке с голубой каёмочкой!
Слайд 20:
И пусть цветок красноречия не завянет в сердцах ваших учеников.
На мой взгляд, замечательным инструментом в этом вопросе являются фразеологизмы.
потому что изучение фразеологии не только составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи, но и раскрывает огромный исторический опыт народа, так как в ней отражены трудовая деятельность, быт и культура нации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык...
Язык прекрасный русского народа,Как ты пленителен, как близок мне!Какие тайные созвучья-струныРодишь ты вдруг в душевной глубине!Великий, мощный, благозвучный...Язык славянский, ты - язык и мой.В твои...
Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Конспект урока.2 класс....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...
Творческая работа "Богатый и могучий русский язык"
Классный час для детей -мигрантов...
Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»
Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...
Внеклассное занятие по русскому языку 2 класс " Мой богатый русский язык"
Цели занятия: -развивать интерес детей к изучению русского языка;- расширять активный словарь;-прививать любовь к русскому слову; -воспитывать чувство патриотизма, толерантности;-расширять круго...